Состав группового такелажного комплекта

Техническая характеристика эвакуационных машин

Простые и сложные полиспасты

 

Полиспастом называется система прикрепленных к объекту и анкерам блоков, соединенных между собой стальным канатом (тросом).

Полиспаст предназначен для увеличения тягового усилия средства эвакуации. При этом скорость и путь перемещения вытаскиваемого объекта уменьшаются. Полиспасты используются в тех случаях, когда тяговое усилие имеющихся тяговых средств меньше усилия, потребного для вытаскивания объекта.

По устройству полиспасты делятся на простые и сложные. В простом полиспасте все ролики блоков огибаются одним тросом, а в сложном – несколько простых полиспастов соединены между собой.

На рис. П.4.1. представлены схемы простых и сложных полиспастов из одно –, двух роликовых блоков и их комбинаций, применяемых в практике эвакуации различных объектов.

 


 

Рис. П.4.1. Схема простых и сложных полиспастов из одно – и двух роликовых блоков

 

Степень увеличения прикладываемого тягового усилия называется передаточным числом или кратностью полиспаста. Передаточное число полиспаста определяется по формуле

 

,

где Q – тяговое усилие, необходимое для вытаскивания застрявшего объекта, кН (тс);

Р – прикладываемое тяговое усилие на тросе лебедки тягача, кН (тс);

- коэффициент полезного действия полиспаста, зависящий от жесткости троса и трения в блоках.

 

Коэффициент полезного действия (КПД) одно – роликового блока на подшипнике скольжения имеет значение = 0,96, а на подшипнике качения - = 0,98. Коэффициент полезного действия простого полиспаста можно принимать равным произведению КПД всех блоков, входящих в систему, а сложного полиспаста – произведению КПД простых полиспастов, из которых он состоит.

При известной скорости перемещение конца троса, к которому приложено тяговое усилие, скорость передвижения вытаскиваемого объекта определяется из выражения

.

Путь, пройденный вытаскиваемым объектом , определяется по формуле:

,

где - путь, проходимый концом троса эвакуационного тягача.

Полиспасты необходимо монтировать так, чтобы трос при переходе с одного ролика на другой не менял направление изгиба, в противном случае значительно уменьшается срок службы троса и КПД полиспаста.

Для получения максимального передаточного числа полиспаст лучше монтировать так, чтобы конец тягового троса сбегал с подвижного блока. При этом, если число роликов блоков четное, анкерный конец троса следует крепить к подвижному блоку, если нечетное – к неподвижному блоку (у анкерного устройства).

 


 

Приложение 6

Таблица 6.1

  Параметр Тип эвакуационной машины
КЭТ-Л КТ-Л ГЭТ-С
Наименование и модель эвакуационной машины     Легкий колесный эвакуационный тягач ТК5В Легкий колесный эвако-транспортер ТК6А Средний гусеничный эвакуационный тягач ГЭТ-С
Назначение     Первичная и последующая эвакуация машин Последующая эвакуация машин Первичная и последующая эвакуация машин
Базовое шасси Урал-4320 Урал-4320 АТС-59Г
Экипаж
Полная масса машины, кг
Максимальное усилие вытаскивания, кг      
Масса буксируемой машины, кг:      
по грунтовой дороге по дороге с твердым покрытием           -  
Масса машины, транспортируемой полупогрузкой, кг         -    
Максимальное тяговое усилие лебедки, кг: основной дополнительной         -     -
Грузоподъемность оборудования, кг      
Максимальная скорость движения, км/ч 65…70   65…70    
Запас хода по топливу, км
Глубина брода, м 1,5 1,5 1,5
Время проведения машины из походного состояния в рабочее, мин     5…10     3…5     2…5

 


Таблица 6.2

Наименование оборудования   Назначение Габаритные размеры (), мм Масса, кг Кол-во, шт.
1. Барабан с тросом полиспаста 200 м, 2028 мм (3113-01) 2. Анкер (ТГ4 – 0602)     3. Штырь (ТГ4 – 0605)   4. Палец (ТГ4-0600001)   5. Соединительная петля (ТГ4 – 0606) 6. Соединительная серьга (401.28.70 сб.-1) 7. Серьга в сборе (3113 – 03)   8. Блок однороликовый (3113 – 02) 9. Блок двухроликовый (ТГ4 – 0601) 10. Трос буксирный (54.28.213 сб.-А) 11.Трос уравнительный (3113 – 04) 12. Съемник (ТГ4 – 0603)   13. Опора съемника (ТГ4 – 0604)   14. Труба 3113-0000001 15. Кувалда (1212 – 0004) 16. Мотобур М1 с комплектом инструмента 17. Контейнер (3113 – 05) 18. Ящик (3113 – 06)   19. Ящик (3113 – 07)   20. Подставка (3113-08)   21. Захват (ТГ4-0700040) 22. Буксир двойной жесткий (3108) 23. Комплект оснастки для восстановления тросовых соединений (1240-10МО3) 24. Комплект деталей для ремонта лебедок эвакуационных тягачей (1240-10МО4) Барабан служит для намотки троса при транспортировании и хранении Закрепление на грунте неподвижных блоков полиспаста с помощью штырей Закрепление анкера на грунте Соединение анкеров между собой Соединение анкеров с блоком Соединение блоков с анкерами Соединение блоков с буксирными тросами с помощью петель Увеличение усилия вытаскивания машин Увеличение усилия вытаскивания машин Соединение вытаскиваемой машины с блоком Составление различных схем полиспастов Извлечение из грунта штырей, забитых в отверстия анкеров Обеспечение опоры цапф съемника при извлечении штырей из грунта Увеличение усилия Забивание штырей сквозь отверстия анкеров в грунт Бурение отверстий под штыри в мерзлых грунтах Для укладки анкеров и штырей при перевозке Для укладки блоков и др. деталей при перевозке Для укладки мотобура и ремонтных комплектов Для установки и закрепления барабана с тросом при перевозке Для погрузки имущества   Для буксирования объектов Ремонт тросов   Ремонт лебедок   2100 1230 1000   1000 195 100   1100 70   132 56 56 280 85 163 360 223 172 360 300 60   628 350 140 628 350 190     1560 140 83   485 200 150   1500 70 -   540 540 450 1210 1110 390 1610 505 650 596 500 466 1362 1230 300   -   1440 370 70 -   -         10,8   1,9   7,6                 8,6     8,2     5,5                                                                              

 


Таблица 6.3