Ремонт деталей слесарно-механической обработкой
Методы восстановления деталей
При восстановлении отдельных деталей основной задачей является придание их изношенным поверхностям первоначальных параметров. Основными технологическими приемами при этом являются наплавка и напыление металлопокрытий, осаждение металла, формоизменение, диффузия, структурные изменения, нанесение полимерных материалов.
Методы восстановления деталей в зависимости от характера устранения дефекта подразделяются на три группы (рис. 5.2):
· восстановление деталей с изношенными поверхностями;
· восстановление деталей с механическими и боевыми повреждениями;
· восстановление противокоррозионных покрытий.
Рис. 5.2. Методы восстановления деталей
Такие прогрессивные методы, как гальванические и химические покрытия, газотермическое напыление, порошковая металлургия, электроконтактная наварка (ленты, проволоки, порошка), плазменные и лазерные технологи, электромеханические и электрофизические методы восстановления деталей, еще пока не получили широкого применения.
Метод восстановления детали выбирают при последовательном сопоставлении требуемых параметров (по ремонтному чертежу детали) с достигаемыми параметрами в процессе восстановления.
При отборе метода восстановления детали в приведенной последовательности устанавливают:
· возможность применения метода для конструктивно-технологической группы с определенными размерными характеристиками;
· возможность применения покрытия для материала основной детали и сочетаемость наносимого покрытия с материалом сопрягаемой детали;
· возможность обеспечения заданной толщины покрытия для компенсации износа и необходимого припуска на последующую обработку;
· необходимость и возможность предварительной обработки;
· вид механической и финишной обработки и достигаемую при этом точность и шероховатость поверхности;
· достигаемую твердость поверхности после нанесения покрытия;
· необходимость термической обработки и ее вид;
· достигаемую износостойкость при работе с сопрягаемой деталью;
· пористость покрытия, его адгезионную и когезионную прочность;
· снижение сопротивления усталости;
· стабильность получения заданных показателей;
· наличие и возможности средств технологической оснащенности ремонтно-восстановительных частей и ремонтных предприятий;
· наличие и уровень подготовки специалистов;
· себестоимость восстановления деталей.
Механическая обработка применяется для восстановления геометрической формы, размеров и шероховатости изношенных деталей, а также для подготовки и завершения обработки деталей, восстанавливаемых иными методами.
При восстановлении деталей используют следующие виды механической обработки:
· для наружных цилиндрических поверхностей – обтачивание, шлифование, притирание, полирование;
· для внутренних цилиндрических поверхностей – растачивание, развертывание, рассверливание, шлифование, хонингование;
· для плоских поверхностей – строгание, фрезерование, шлифование.
Точение применяется для обработки шеек коленчатых и других валов после наплавки, растачивания гильз, гнезд вкладышей коренных подшипников блоков цилиндров. Алмазное точение используют для обработки деталей из алюминиевых сплавов, меди, латуни, восстановленных газотермическим напылением и электроконтактной наваркой порошка, чугуна и пластмасс (втулок верхних головок шатунов, гильз двигателей и др.).
Шлифование применяют для деталей с высокой твердостью, а также для получения высокой точности обработки и малой шероховатости. Шлифуют деталь непосредственно после нанесения покрытия или после предварительного точения. Шлифованию подвергают шейки коленчатых валов, шейки и кулачки распределительных валов, стержни клапанов, толкатели.
Хонингование (обработка деталей абразивными брусками, совершающими сложное движение по отношению к обрабатываемой поверхности) применяют для восстановления гильз двигателей, отверстий нижних головок шатунов, тормозных цилиндров.
Фрезеруют плоскости головок блока, крышек нижних головок шатунов, а также обрабатывают фрезами шпоночные пазы коленчатых и распределительных валов, шлицы валов коробок передач и раздаточных коробок.
Сверление применяют для рассверливания отверстий крышек коробок передач, распределительных шестерен, фланцев полуосей, а также для высверливания изношенной резьбы в корпусных деталях (блоков цилиндров, головок блоков, картеров агрегатов трансмиссии).
Притирают изношенные поверхности тарелок клапанов и седел, запорных игл и распылителей форсунок, плунжеров и гильз топливных насосов высокого давления.
Полированию подвергают шлифованные шейки коленчатых валов, детали, подлежащие хромированию