Готовность автомобильной техники к боевому использованию и система ее обеспечения
ГОТОВНОСТЬ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ К БОЕВОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ И ФАКТОРЫ, ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ ЕЕ НАРУШЕНИЕ
Г л а в а 1
Поддержание и восстановление готовности автомобильной техники к боевому использованию являются целью автотехнического обеспечения, важное место в котором занимает ремонт машин.
Учитывая значимость автомобильной техники в обеспечении боевой готовности частей и соединений, необходимо, чтобы она находилась всегда в исправном состоянии и могла быть в короткие сроки приведена в готовность к использованию. Для этого военная автомобильная техника должна сохранять свои качества при хранении, а при использовании безотказно работать, т.е. быть достаточно надежной. Части и подразделения должны быть укомплектованы подготовленными специалистами, без которых машины не могут эффективно использоваться.
Следовательно, готовность машин к боевому использованию определяется их исправностью (работоспособностью), продолжительностью приведения в режим использования (работы), надежностью, а также наличием подготовленных специалистов, предназначенных для управления машиной (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Составляющие готовности машин к боевому использованию
Исправной считается машина, находящаяся в состоянии, при котором она соответствует всем требованиям, установленным нормативно-технической документацией.
К основным нормативно-техническим документам относятся: паспорт или формуляр машины, техническое описание, инструкция по эксплуатации,
инструкция по техническому обслуживанию, ведомости ЗИП и другие документы (каталоги, нормы расхода запасных частей и материалов на техническое обслуживание и ремонт и др.).
К исправной машине предъявляются следующие требования:
· комплектность всех механизмов, агрегатов и машины в целом;
· соответствие технических и эксплуатационных характеристик машины, ее агрегатов и механизмов требованиям нормативно-технической документации;
· машина, ее агрегаты и механизмы должны быть заправлены и смазаны соответствующими ГСМ и рабочими жидкостями;
· двигатель и агрегаты трансмиссии должны работать бесшумно;
· рулевое управление должно обеспечивать плавное изменение направления движения машины;
· трубопроводы не должны иметь утечки воздуха и жидкостей;
· системы электрооборудования должны быть отрегулированы и настроены, согласно инструкции по эксплуатации, и эффективно работать;
· машина должна быть окрашенной, чистой и иметь номерные и опознавательные знаки.
Работоспособной считается машина, если ее состояние позволяет
выполнять заданные функции при сохранении значения заданных параметров в пределах, установленных нормативно-технической документацией. Понятие "исправность" шире понятия "работоспособность". Так, машина, имеющая незначительные повреждения крыльев, кабины и т.д., является неисправной, но работоспособной.
Исправность (работоспособность) машин части, подразделений
оценивается по величине коэффициента технической готовности – Ктг:
где Nu - число исправных (работоспособных) в рассматриваемый момент времени машин;
Nc - списочное количество машин;
Nср и Nкр - число машин, находящихся в плановых средних и капитальных ремонтах.
Коэффициент технической готовности для механизированных и мобильных бригад, войск ПВО, баз хранения, складов и арсеналов, соединений и частей родов войск устанавливается в пределах 0,95...0,98. Для подразделений и частей тылового и технического обеспечения, войсковых частей предприятий и организаций военно-строительного комплекса, железнодорожных и авиационных частей - 0,85…0,90.
Под надежностью машины понимается ее свойство выполнять заданные функции, при сохранении во времени значения установленных эксплуатационных показателей в заданных пределах, соответствующих заданным режимам и условиям использования, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортирования.
Надежность - свойство комплексное, обусловливаемое безотказностью, долговечностью, ремонтопригодностью и сохраняемоcтью (рис. 1.2).
Важнейшим свойством, которым должны обладать армейские машины, особенно несущие на себе ракетное, зенитно-ракетное и другое вооружение, является безотказность.
Безотказность | Живучесть | Ремонтопригодность |
Надежность |
Долговечность | Сохраняемость |
Рис. 1.2. Составляющие надежности
Безотказность - свойство машины непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого времени или некоторой наработки.
Высокие требования безотказности предъявляются также к составным частям машины, обеспечивающим безопасность их использования, рулевому управлению, тормозным системам и т.д.
Долговечность - свойство сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта.
Предельное состояние машины - такое ее состояние, при котором дальнейшая эксплуатация ее должна быть прекращена из-за неустранимого нарушения требований безопасности, ухода заданных параметров за установленные пределы, снижения эффективности использования ниже допустимой.
Сохраняемость - свойство машин непрерывно сохранять исправное и
работоспособное состояние в течение хранения или транспортирования и после него.
Ремонтопригодность - свойство машины, заключающееся в приспособленности к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов, повреждений и устранения их последствий путем проведения ремонтов и технического обслуживания.
Ремонт - комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности изделий и восстановлению ресурсов изделий или их составных частей.
Живучесть машин - способность их противостоять поражающим факторам современного оружия и сохранять работоспособность при выполнении частями и подразделениями задач с использованием машин.
Живучесть машин достигается конструктивными и производственными мероприятиями, например применением округленных, обтекаемых форм с гладкими поверхностями; повышением поперечной устойчивости; предупреждения вытекания горючего и жидкостейпри опрокидывании, размещение в машине фильтровентиляционной установки и средств индивидуальной защиты водителя и экипажа, приборов радиационного контроля и т.д.
Надежность машин формируется и достигается в процессе конструирования и производства. Однако при эксплуатации машин в результате воздействия различных внешних и внутренних факторов показатели надежности снижаются и машина переходит в неисправное или неработоспособное состояние. Неисправности могут быть незначительными, при которых сохраняется работоспособность машины, и значительные, сопровождающиеся отказом машины, нарушением ее работоспособности. Многие незначительные повреждения с течением времени могут переходить в значительные.
Понятие "неисправность" неразрывно связано с понятием "повреждение", "отказ", "дефект".
Повреждение - событие, заключающееся в нарушении исправности объекта или его составных частей вследствие влияния внешних воздействий, превышающих уровни, установленные нормативно-технической документацией на объект.
Отказ - событие, заключающееся в нарушении работоспособности объекта. Классификация отказов машины представлена на рис. 1.3.
Дефект - каждое отдельное несоответствие продукции требованиям, установленным нормативно-технической документацией.
Термин "дефект" отличается от термина "отказ" тем, что отказ может возникнуть в результате одного или нескольких дефектов, но появление дефектов может не вызвать отказа объекта.
Для устранения неисправностей и отказов машин возникает необходимость проведения мероприятий по поддержанию и восстановлению их исправности (или работоспособности) и надежности, обеспечения готовности к боевому использованию.
Таким образом, понятие "обеспечение готовности машин к боевому использованию" включает комплекс организационно-технических и научно-методических мероприятий" направленных на достижение, поддержание и восстановление их исправности (или работоспособности), надежности, сокращение сроков проведения в режим использования (работы) машин.
Структуру системы обеспечения готовности машин к боевому использованию и место ремонта в ней можно представить в виде схемы (рис. 1.4).
Сокращение сроков приведения машин в режим использования достигается созданием необходимой производственной базы для технического обслуживания и хранения машин, оптимальной расстановкой и высокой практической выучкой водителей экипажей, расчетов, подразделений.
Устранение отказов, восстановление исправности или работоспособности и надежности машин, а, следовательно, и их готовности к использованию осуществляется в процессе ремонта.
Конструкционные - ошибка конструктора | Производственные - нарушение процесса ремонта или изготовления | Эксплуатационные - нарушение эксплуатации или естественный износ | Боевые повреж- дения |
Полные – нарушается работоспособность (выход из строя масляного насоса) | КЛАССИФИКАЦИЯ ОТКАЗОВ | Частичные – машина может использоваться по назначению (отказ стеклоочистителя) |
Независимые - (обрыв провода системы зажигания) | Зависимые - (выход из строя двигателя в результате отказа масляного насоса) | Внезапные – (обрыв клапана, поломка рессоры) | Постепенные – (старение резино -технических изделий, вызывающее течь масла) |
Рис. 1.3. Классификация отказов
1.2. Факторы, обуславливающие нарушение готовности машин к боевому использованию
Нарушение готовности машин к боевому использованию может быть вызвано следующими факторами: износом деталей, усталостным разрушением металла, старением резинотехнических изделий, боевыми повреждениями.