ПорядокSelaginellales - Селагинелловые

Класс Isoetopsida - Полушниковые

Порядок Lycopodiales – Плауновые

Класс Lycopodiopsida - Плауновые

Отдел Lycopodiophyta - Плауновидные

Занятие 14. Отдел Плауновидные. Равноспоровые и разноспоровые плауны.

Порядок Bryales - Зеленые мхи

Подкласс Bryidae -Зеленые мхи

Sphagnum L. – Сфагнум

Подкласс Sphagnidae - Сфагновые мхи

Класс Bryopsida - Лиственные, или Листостебельные мхи

Отдел Bryophyta - Моховидные

Занятие 13. Отдел Моховидные. Класс Лиственные мхи

Литература: 1. Гордеева Т.Н. и др., 1986. С. 119-127.

2. Гордеева Т.Н. и др., 1971. С.

3. Иллюстрированная ботаника, 2002. С. .

4. Практикум, 2001. С. 57-58.

Рассмотреть и зарисовать:

1. Внешний вид гаметофита (гербарий). Отметить стебель, ветви, листья, спорофит.

2. Строение листа (временный микропрепарат). Отметить водоносные (гиалиновые) клетки с порами на оболочках, хлорофиллоносные (ассимиляционные) клетки.

Семейство Polytrinchаceae - Политриховые

Polytrinchum commune Hedw. – Политрих обыкновенный, Кукушкин лен

Рассмотреть и зарисовать:

1. Мужской и женский гаметофиты (гербарий). Отметить стебель, листья (покровные, срединные, низовые), ризоиды, ножку спорофита, коробочку, колпачек, антеридии.

2. Поперечный разрез листа (микропрепарат). Отметить ассимиляционные пластиночки, брюшные клетки, спинные клетки, клетки-указатели, гидроиды, стереиды, нижний эпидермис.

3. Продольный разрез верхушечной части мужского гаметофита (микропрепарат). Отметить покровные листья, антеридии, парафизы.

4. Продольный разрез коробочки спорофита (постоянный микропрепарат). Отметить ножку, апофизу, урночку, колонку, спорангий, эпифрагму, крышечку, зубец перистома.

5. Многообразие зеленых мхов.

 

Рассмотреть гербарий предложенных видов зеленых мхов; заполнить таблицу:

Вид Отличительные признаки
Ptiliitm crista-castrensis – Птилий гребенчатый Pleurozium schreberi – Плеврозий Шребера Hylocomium splendens – Гилокомий блестящий Rodobrium roseum – Родобриум розовый Climacium dendroides – Климаций древовидный Mnium sp. - Мниум  

Материал: микропрепараты (поперечный разрез листа кукушкина льна, верхушечной розетки и спорогония кукушкина льна), гербарные экземпляры кукушкина льна, сфагнума и гербарные наборы зеленых мхов; живые растения сфагнума.

Домашнее задание: подготовиться к тесту по теме 2-х занятий моховидных, вопросы для самостоятельного изучения темы и самоконтроля см. на странице 00, в альбоме заполнить таблицу:

Сравнительная характеристика классов отдела Моховидные:

Признаки Печеночные мхи Антоцеротовые мхи Лиственные мхи
Строение гаметофита Строение спорофита      

Семейство Lycopodiaсeae - Плауновые

Lycopodium clavatum L. - Плаун булавовидный

Семейство Selaginellaceae - Селагинелловые

Selaglnella sр. – Плаунок

Литература: 1. Гордеева Т.Н. и др., 1986. С. 141-146.

2. Гордеева Т.Н. и др., 1971. С.

3. Иллюстрированная ботаника, 2002. С. .

4. Практикум, 2001. С. 57-58.

Рассмотреть и зарисовать:

1. Внешний вид спорофита плауна и селагинеллы (гербарий). Отметить стебель, боковые побеги, листья (филлоиды), стробилы (спороносные колоски), дихотомическое ветвление, типы листорасположения, листья (в т.ч. спинные и брюшные), ризофоры, придаточные корни.

2. Продольный разрез стробил плауна (микропрепарат, фиксированный материал). Отметить ось стробила, спорофиллы, спорангии.

3. Продольный разрез стробил селагинеллы (микропрепарат). Отметить ось стробила, микроспорофиллы, мегаспорофиллы, микроспорангии, мегаспорангии, микроспоры, мегаспоры, язычок (лигулу).

4. Споры (фиксированный материал). Отметить трехлучевой рубец.

5. Рассмотреть спорофиты различных видов плауновидных (гербарий). Отметить отличия в расположении стробилов и спорангиев, тип ветвления, форму и расположение филлоидов.

Материалы: гербарные экземпляры плауна булавовидного, п. годичного, дифазиаструма сплюснутого, баранца обыкновенного, селагинеллы сибирской, микропрепараты (стробилы плауна, селагинеллы), фиксированные стробилы плауна булавовидного, споры плауна.

Домашнее задание: подготовиться к письменной контрольной работе по теме занятия, вопросы для самостоятельного изучения темы и самоконтроля см. на странице 00.