Виды ТО и Ремонтов
Ежедневное обслуживание; Осмотр; Текущий ремонт;
Средний ремонт; Капитальный ремонт; Неплановый ремонт; Аварийный ремонт;
12.Разработка технических требований на дефектацию и ремонт. Подготовка к дефектации и ремонту. Дефектация машины в целом, её составных частей и деталей.
Технические условия (требования) разрабатываются для деталей применительно к каждому дефекту. ТУ могут быть выполнены в виде одного документа – ТТ (ТУ) на дефекацию и ремонт, в этом случае они должны содержать и критерии работоспособного состояния , и условия применения того или иного способа ремонта, и критерии предельного состояния. В ином случае должны быть разработаны два и более аналогичных документа, в соответствии с которыми в зависимости от ТС может быть применен конкретный способ восстановления исправного (работоспособного) состояния.
При разработке ТТ (ТУ) на ремонт может быть приведен конкретный способ восстановления с указанием дополнительных условий его выбора.
На первом этапе заполняется карта технических требований на дефектацию и ремонт. На рисунке приведена форма этой таблицы. Графа (1) содержит эскиз детали, на котором обозначены поверхности, износ которых возможен в ходе эксплуатации. В поле (2) заносят наименование, а в поле (3) - обозначение детали. Поля (4) и (5) характеризуют марку материала детали с указанием стандарта и его твёрдость. В графе (6) записывают количество таких деталей в изделии. Затем расшифровывают эскиз, выполненный в поле (1). В колонке (7) перечисляют номера поверхностей детали, где в ходе анализа рабочего и (или) сборочных чертежей были установлены возможные дефекты. Номенклатура возможных дефектов поверхностей детали записывается в колонке (8).
Для каждого из дефектов этих поверхностей в графе (9) обозначается способ установления возможного дефекта и измерительный инструмент, который подбирают с учётом требуемой точности измерений. В графах (10) и (11) пишут номинальный размер и допустимые предельные отклонения размера в мм. В графе (12) записывают допустимые значение размера поверхности при ремонте ЛДОПр. По сути дела эти графы и есть отражение разработки технических требований на дефекацию и ремонт. Графы (13) и (14) карты технических требований на дефектацию и ремонт содержат информацию, получаемую со сборочного чертежа. Если задание на курсовой проект не содержит сборочных чертежей, то эти графы не заполняются. В графе (16) помещают данные о ремонтном размере поверхности. Особенно важна эта информация при выбранном способе восстановления изношенной поверхности переводом в очередной ремонтный размер. В графе (15) записывается выбранный способ восстановления поверхности. Так как эта карта разрабатывается на стадии технологической подготовки ремонта, то есть до разборки машины и можно только предположить характер и величину износа, то в этой графе (15) пишется скорее не способ, а метод восстановления.
Дефектация деталей выполняется на основании ТУ на дефектацию и ремонт деталей. Ее цель – определить ТС деталей и установить возможность дальнейшего использования каждой детали с применением методов восстановления или без них. Для этого необходимо обнаружить и оценить возможные эксплуатационные дефекты каждой поверхности детали. По результатам дефектации все детали делят на годные; требующие ремонта и бракованные, нанося на них красочные метки. При этом оформляют документацию согласно ГОСТ 3.1117 – 79. Способы дефектации, инструмент, оборудование и технологию выбирают исходя из материала, конфигурации и габаритов детали и вида возможных дефектов. Как уже известно, критерием эффективности служат минимальные затраты времени и средств при заданном уровне достоверности обнаружения дефектов.
По проявлению, или, применительно к технологическому процессу дефектации, по технологии обнаружения дефекты делятся на явные и скрытые.
Явные дефекты определяют прямыми методами: органолептическим (с помощью органов чувств) и с применением стандартного и специального мерительного инструмента. Скрытые дефекты определяют косвенными методами с применением специального оборудования. Это так называемые методы неразрушающего контроля (дефектоскопии).
Как правило, в ходе эксплуатации детали возникает несколько дефектов. Поэтому рекомендуемый порядок (технология дефектации) их обнаружения следующий:
1) визуальным осмотром или с лупой, проверкой на ощупь определяют наличие макротрещин, забоин, рисок, обломов, вмятин, задиров, коррозии, накипи;
2) используя универсальный и специальный мерительный инструмент, контролируют геометрические параметры деталей;
3) применение методов дефектоскопии.