ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ
Техническое обслуживание. В техническое обслуживание входит комплекс работ, выполняемых в плановом порядке для поддержания исправного состояния машины: контроль технического состояния, чистка, смазывание, замена или регулирование отдельных составных частей, частичное устранение повреждений.
Техническое обслуживание выполняют как в процессе эксплуатации, так и при хранении машины. Оно предусматривается в эксплуатационных документах (Инструкции по эксплуатации. Инструкции по техническому обслуживанию), осуществляется с определенной периодичностью, которая характеризуется наработкой или календарным временем между двумя последовательно проводимыми техническими обслуживаниями одного типа.
Правилами технической эксплуатации перегрузочных машин морских портов установлено для портальных кранов три вида технического обслуживания: ТО-1, ГО-2, ТО-3. Техническое обслуживание первого вида проводят ежесменно, раз в сутки, раз в неделю.
Ежесменное техническое обслуживание выполняют рабочие, управляющие краном, как правило, при сдаче н приемке смены. Принимающий смену в соответствии с производственной инструкцией, обязан проверить техническое состояние крана, смазать точки по карте смазки и опробовать кран в работе.
Ежесуточное и еженедельное обслуживании выполняют рабочие по техническому обслуживанию и ремонту обычно в обеденные и межсменные перерывы крановщиков, а также во время простоя крана. В состав работ входят: проверка технического состояния крана: чистка и смазывание; опробование механизмов и приборов управления в действии; проверка приборов безопасности и сигнализации; регулировочные и крепежные работы; устранение повреждений. О техническом состоянии крана и выполненных работах делают записи в вахтенном журнале крана.
Техническое обслуживание второго и третьего видов проводят но утвержденным графикам. Плановая длительность работ по ТО-2 для кранов не должна превышать одной смены, а по ТО-3 — не более 5 сут.
При ТО-3 производят: очистку, смазку и регулирование механизмов и аппаратов; восстановление надежности всех соединений; устранение повреждений и замену отдельных быстроизнашивающихся деталей.
Все работы по техническому обслуживанию электрооборудования портальных крапов должны производиться в соответствии с Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей Госэнергонадзора с учетом специфики работы морских портов и обязательным выполнением мероприятии, обеспечивающих безопасность работ.
О постановке крана на техническое обслуживание и о последующем пуске его в работу производят запись в вахтенном журнале. Для обеспечения своевременного и качественного выполнения работ по техническому обслуживанию в распоряжение сменного механика грузового района морского порта должны быть выделены дежурные слесари, электромонтеры и другие рабочие.
Ремонт. В процессе эксплуатации крана происходит постепенное изнашивание деталей и составных частей. Некоторые детали к составные части крана поддаются постоянному контролю, и при достижения предельно допустимого износа их ремонтируют или заменяют. В тех случаях, когда контролировать степень изнашивания невозможно и отказ может привести к потере работоспособности крана, ремонт производят после отработки определенного времени или перегрузки определенного количества груза.
Поэтому современные системы ремонта основаны на планово- предупредительном принципе, т е. планируют устранение неисправностей и износившихся частей машины до снижения основных показателей и потерн работоспособности.
Система планово-предупредительного ремонта (ППР) характеризуется выводом крана из эксплуатации и выполнением ремонта но графику наиболее рациональными методами и в таком объеме, чтобы обеспечить работоспособность крана до следующего очередного ремонта. Для ремонта должны быть заранее подготовлены запасные части и агрегаты для замены износившихся.
Портальные краны в течение срока службы подвергаются плановым ремонтам двух категорий—текущему (Т) и капитальному (К). В состав ремонтных работ входят: очистка, мойка, разборка, дефектация изделий и деталей, уточнение ремонтных ведомостей, замена изношенных деталей или их восстановление, сборка, регулирование, испытание отдельных механизмов и крана в целом, окраска.
Текущий ремонт осуществляется в процессе эксплуатации для обеспечения работоспособности крана, состоит в замене и (или) восстановлении его отдельных частей. Капитальный ремонт осуществляется с целью восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановления ресурса крана с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые.
Время эксплуатации крана до первого капитального ремонта или период между двумя капитальными ремонтами принято называть ремонтным циклом. В течение ремонтного цикла выполняют в определенной последовательности текущие ремонты и технические обслуживания. Для кранов в течение ремонтного цикла, как правило, выполняют до пяти текущих ремонтов. Между двумя текущими ремонтами проводят текущие обслуживания.
Наработка в тысячах тони груза или машино-часах между двумя последовательно проводимыми ремонтами (текущими или капитальными) называется межремонтным ресурсом.
В портах принято на очередной планируемый год составлять план-график ремонта подъемно-транспортных машин. Годовой план-график составляется с учетом фактического состояния с указанием категории ремонта, объема ремонтных работ в человекочасах продолжительности работ в сутках и сроков ремонта в календарных сутках.
В зависимости от технического состояния крапов и навигационных условий работы порта ремонт можно проводить: с выводом крана из эксплуатации и с выполнением полного объема работ по данной категории ремонта или ремонта отдельных механизмов и объеме другой категории; без вывода крана из эксплуатации, используя для этого перерывы в работе. Как правило, ремонт без вывода из эксплуатации производится агрегатным методом, т. с. путем замени отдельных составных частей новыми или отремонтированными. Для ремонта кранов агрегатным методом в портах должен быть оборотный фонд составных частей.
В портах с навигационным режимом работы краны ремонтируют обычно в зимнее время по утвержденному годовому плану графику ремонта, в портах с круглогодовым режимом работы — но плану-графику ремонта, корректируемому поквартально.
Объем работ для каждой категории ремонта уточняют путем проведения осмотра, на основании которого составляют ремонтные и дефектные ведомости. Их необходимо готовить до начала ремой* та: текущего — за 1 мес, капитального — за 3 мес.
Окончательно объем работ уточняют в процессе демонтажа механизмов крана и выбраковки деталей. Выбраковку деталей по износу при текущем ремонте производят исходя из предельного состояния, т. е. состояния, при котором их дальнейшая эксплуатации должна быть прекращена. Критерий предельного состояния устанавливается нормативно-технической документацией на данную деталь (изделие).
В морских портах запасные части могут храниться на складах в постоянно восстанавливаемом запасе или поставляться непосредственно к началу ремонта машины. В номенклатуру запасных частей, подлежащих хранению на складах, входят: быстроизнашивающиеся детали со сроком службы, не превышающим межремонтного периода; детали крупные, сложные, изготавливаемые на сторонних предприятиях и поставляемые из других стран; детали большого парка однотипных машин; покупные комплектующие изделия, применяемые в большом количестве (крепежные детали, подшипники качения, манжеты, контакты и др.).
Запасные части, срок службы которых значительно превышает межремонтный период, .хранить на складах нецелесообразно, а для поставки к планируемому ремонту необходимо своевременно заказать их, учитывая срок изготовления.
После ремонта кран может быть допущен к работе только после его приемки, т. с. проверки выполненных работ с оформлением соответствующего акта. Отремонтированный кран принимают: при ремонте средствами порта — комиссия порта, при работе ремонтного предприятия — ОТК предприятия. После приемки крана исполнитель ремонта производит запись и паспорте крана о выполненном объеме ремонтных работ.
Надежность подъемно-транспортных машин. Интенсификация перегрузочных процессов приводит к повышенному естественному износу деталей машин и увеличению числа отказов. Надежность машины и ее составных частей характеризуется безотказностью, ремонтопригодностью, долговечностью и сохраняемостью.
Под безотказностью понимается свойство машины непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого времени или некоторой наработки. Работоспособным состоянием называется такое состояние машины, при котором она способна выполнять свои функции с параметрами, установленными технический документацией.
Событие, заключающееся в нарушении работоспособности, называется отказом. Причины, вызывающие отказ, можно разбить на следующие группы: отказы вследствие неудачного конструктивного решения или некачественного изготовления; отказы вследствие износа, нарушения регулировки, ослабления креплений и других естественных причин; отказы при нарушении правил эксплуатации. в том числе некачественной ремонте.
Работоспособность машин в процессе эксплуатации постепенно снижается, т. е. расходуется запас надежности, заложенный при конструировании и изготовлении машины. Это в значительной степени определяется уровнем технической эксплуатации. Выполняя своевременно и качественно комплекс работ по техническому обслуживанию и ремонту машин, запас надежности будет расходоваться экономично, при нарушении требований эксплуатации он может бить исчерпан быстрее усыновленного срока службы.
При сценке надежности машины вводят коэффициенты, характеризующие соотношение между временем работы и простоя, влияние надежности отдельных деталей и составных частей на надежность машины в целом и т. п. Для портальных кранов нормируемыми показателями надежности являются: коэффициент готовности и средний ресурс до первого капитального ремонта.
Коэффициент готовности представляет собой отношение суммарного времени работы машины до отказа к продолжительности эксплуатации, состоящей из времени работы и времени восстановления. При обслуживании машины, когда отказ устраняется немедленно. Коэффициент готовности можно вычислить по формуле
,
где Т0 — наработка на отказ; — среднее время восстановления.
Средний ресурс до первого капитального ремонта определяется наработкой в тоннах перегруженного груза при машино-часах работы до первого капитального ремонта.
Количественные значения критериев надежности должны быть заложены при создании машины. Информацию обеспеченности заложенных критериев надежности могут дать только предприятия, использующие машины.
Статистические данные по работе портальных кранов в различных эксплуатационных условиях позволяют установить слабые звенья, лимитирующие надежность крана. Конструкторы и изготовители кранов, используя эту информацию, могут своевременно повысить надежность и тем самым избежать простоев и отказов.
Конспект
По самостоятельному изучению
По предмету:
«Ремонт и обслуживание перегрузочных машин»
Студента 401 группы
ИМК ОНМУ
Kоржана Вячеслава