Дефекты коробки перемены передач.

Дефекты деталей сцепления. Ремонт.

В сцеплении могут быть следующие неисправности: пробуксовка дисков, неполное выключение или неплавное включение сцепления.

Пробуксовка дисков сцепления возникает при ослаблении или поломке нажимных пружин, изкосе или короблении поверхности трения маховика и нажимного диска, замасливании фрикционных накладок ведомого диска. Неисправные нажимные пружины и замасленные фрикционные накладки заменяют новыми. Поверхность трения маховика и нажимного диска обрабатывают шлифованием.

Неполное выключение сцепления проявляется в результате увеличенного свободного хода педалей или уменьшения хода поршня рабочего цилиндра, а также вследствие деформации ведомого диска. Свободный ход педали устанавливают при регулировании, а дефектный ведомый диск заменяют на новый.

Неплавное включение сцепления возникает из-за износа накладок ведомого диска, из-за затрудненного перемещения ступицы ведомого диска и одновременно нажатием подшипника выключения заедания педали сцепления на оси. Затрудненное перемещение ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала коробки передач возникает из-за наличия забоин или заусенцев на шлицах. Заусенцы зачищают и смазывают тонким слоем графитовой смазки. Неодновременность нажатия подшипника выключения сцепления на рычаги выключения устраняют регулировкой. При заедании педали сцепления зачищают торцы втулок от забоин и заусенцев и смазывают их. При ремонте изношенные подшипники выключения сцепления заменяют на новые. Ведомые и нажимные диски, а также нажимные пружины в зависимости от состояния подвергают замене или восстановлению.

 

Разборку и сборку коробки передач производят на стенде с помощью специальных съемников, ключей и оправок. Основными дефектами картеров коробок передач являются из­нос отверстий под подшипники качения и ось блока шестерен заднего хода, срыв или износ резьбы в резьбовых отверстиях, трещины. Изношенные отверстия под подшипники и оси восста­навливают осталиванием или постановкой дополнительной детали — втулки. После восстановления отверстия растачивают на горизон­тально-расточном станке до номинального размера, обеспечивая соосность отверстий. При срыве резьбы до двух ниток производят прогонку резьбы. При срыве или износе резьбы более двух ниток осуществляют нарезку резьбы увеличенного ремонтного размера, постановку ввертыша или заварку с последующим нарезанием резьбы номинального размера. Большинство трещин картера коробки передач устраняют заваркой с последующей зачисткой сварочного шва абразивным кругом. При наличии более двух трещин общей длиной свыше 100 мм и трещин, проходящих через отверстие под ось блока шестерен заднего хода, картер коробки передач бракуют.

Валы (ведущие, промежуточные, ведомые) имеют следующие основные дефекты: износ шеек под втулки или под кольца подшипников; износ шлицев; забитость, срыв или износ резьбы; забоины на шлицах и краях шпоночной канавки. Изношенные шейки восстанавливают хромированием, осталиванием или наплав­кой. Шлицевой конец ведущего вала, имеющий предельный износ, восстанавливают постановкой дополнительной ремонтной детали, на которой шлифуют шлицы. Забитую, сорванную или изношенную резьбу до двух ниток прогоняют плашкой. Резьбу с износом или срывом более двух ниток восстанавливают наплавкой с последу­ющим нарезанием резьбы номинального размера. Забоины на шлицах и краях шпоночной канавки устраняют зачисткой. Валы бракуют, если они имеют трещины любого характера и располо­жения, а также сколы зубьев шестерен и шлицев.

Шестерни коробок передач имеют следующие основные дефекты: износ зубьев по толщине, забоины на торцовых поверхностях, отколы и выкрашивание рабочих поверхностей зубь­ев. Шестерни коробок передач бракуют, если они имеют предель­ный износ зубьев по толщине или отколы и выкрашивание. Если конструкция детали позволяет, то шестерню с этими дефектами восстанавливают постановкой нового зубчатого венца. Забитость торцовых поверхностей зубьев устраняют зачисткой абразивным кругом до получения требуемой формы.

У крышки коробки передач встречаются дефекты: трещины или отколы, коробление, срыв резьбы, износ гнезд и отверстий. Отколотые части крышки коробки передач приваривают, а трещины заваривают, если они захватывают не более половины отверстия под болт и не проходят через отверстия под ползуны переключения передач. Сорванную резьбу в отверстиях крепления механизма переключения передач восстанавливают заваркой или постановкой ввертыша. Изношенные отверстия под штоки перек­лючения передач и блокирующего механизма восстанавливают гильзовкой с последующей обработкой под номинальный размер. Коробление плоскости крепления крышки к картеру устраняют припиловкой. Номинальное отклонение от плоскости крышки — 0,1 мм на длине 100 мм. Забоины и заусенцы в отверстиях под штоки переключения передач устраняют разверткой.

После восстановления и замены деталей осуществляют сборку, приработку и испытание коробок передач. Каждая коробка должна быть собрана в соответствии с чертежами и испытана на основании технических условий. Правильность сборки коробок передач про­веряют вращением валов и включением передач. Валы должны свободно, без заеданий, вращаться при любой включенной переда­че. Фиксаторы штоков всех передач при включении рычагом долж­ны четко фиксировать их в нейтральном и рабочих положениях.

Испытание и приработку осуществляют на обкаточных стендах без нагрузки и под нагрузкой. При обкатке в режиме без нагрузки проверяют включение и выключение передач. При испытании и приработке под нагрузкой устанавливают надежность и легкость включения передач, уровень шума и другие показатели. Режим обкатки коробок передач определен техническими условиями.