Построение динамического паспорта

Определение динамического фактора на к-й ступени коробки передач

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СРЕДНЕЙ СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ АТС НА МАРШРУТЕ

Тяговая диаграмма

Таблица 3.2

Построение тяговой диаграммы

Определение силы тяги на к-й ступени коробки передач

Определение силы, затрачиваемой на преодоление общего дорожного сопротивления

Определение силы, затрачиваемой на преодоление сопротивления воздуха

Определение скорости движения АТС на к-й ступени коробки передач

Расчет тяговой диаграммы АТС

Тяговой характеристикой АТС называется графическая зависимость силы тяги на ведущих колесах от скорости движения.

Если на тяговой характеристике нанести кривые сил сопротивления движению, получим тяговую диаграмму.

 

Скорость движения АТС на к-й ступени коробки передач V, м/с, определяют по формуле:

Силу, затрачиваемую на преодоление сопротивления воздуха Pw , Н, рассчитывают по формуле:

Силу, затрачиваемую на преодоление общего дорожного сопротивления Pψ, Н, определяют по формуле:

где ψ – коэффициент общего дорожного сопротивления.

Считая, что автомобиль движется по горизонтальному участку дороги, коэффициент общего дорожного сопротивления принимают равным коэффициенту сопротивления качению и для скоростей движения Va >15 м/с определяют в соответствии с формулой (3.2).

 

Силу тяги на к-й ступени коробки передач P, Н, рассчитывают по формуле:

Результаты расчетов по формулам (3.20), (3.21), (3.22), (3.23) сводят в таблицу 3.2.

По данным таблицы 3.2 строят тяговую диаграмму АТС (рисунок 3.2).

На рисунке 3.2 показывают максимальную силу тяги на низшей ступени коробки передач с указанием ее числового значения и размерности.

Кривые силы тяги после срабатывания ограничителя максимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя (при его наличии) показывают штриховой линией.

Точка пересечения кривой суммарной силы сопротивления движению с силой тяги на высшей ступени коробки передач определяет максимальную скорость движения в данных дорожных условиях.

Рисунок 3.2. Тяговая диаграмма

 

Обобщенным параметром тягово-скоростных свойств автомобиля может выступать средняя скорость движения, которая определяет в конечном итоге интенсивность транспортного процесса, а с учетом других факторов (в частности расхода топлива) и его эффективность.

 

Динамический фактор на к-й ступени коробки передач Дк, определяют по формуле:

Результаты расчета по формуле (4.1) сводят в таблицу 4.1.

По данным таблицы 4.1 строят динамическую характеристику (рисунок 4.1). На этом же листе строят номограмму нагрузок и характеристику маршрута. Таким образом, рисунок 4.1 будет представлять собой динамический паспорт.

Среднюю скорость на маршруте можно определить графоаналитическим методом Г.В. Зимелева, суть которого заключается в следующем.

Строят график, в первом квадранте которого наносят динамическую характеристику, во втором – диаграмму, состоящую из прямоугольников с основаниями, равными длинам участков маршрута, и высотами, равными коэффициентам общего дорожного сопротивления каждого участка.

Путем перестроений в третьем квадранте, используя допущение о равномерном движении АТС по каждому участку маршрута, получают гистограмму распределений скорости движения на соответствующих участках.

При построениях необходимо учитывать величину коэффициента использования грузоподъемности (пассажировместимости), заданную для участков маршрута, что позволяет сделать номограмма нагрузок.