Система пожаробезопасности, промышленной канализации,
Рис. 12. Общецеховая маслосистема
Эксплуатация системы маслоснабжения КС
Система маслоснабжения компрессорного цеха (рис. 12) обеспечивает:
прием, хранение и контроль расхода турбинного масла; очистку отработанного
масла; подачу турбинного масла к агрегатам; аварийный слив и перелив масла
из маслобаков ГПА.
1 - склад ГСМ; 2 - емкости масляные; 3 - помещение маслогенерации;
4 - газоперекачивающие агрегаты; 5 - маслобак ГПА; 6 - маслопроводы;
7 - аварийная емкость
В состав системы маслоснабжения должны входить:
- склад масел вместимостью, обеспечивающей запас масла не трехмесяч-
ного расхода для всех потребителей;
- система маслопроводов чистого и отработанного масла цеха регенера-
ции, а также от склада масел до потребителей;
- цех регенерации, оборудованный установками для очистки масел и на-
сосами для подачи масла потребителям;
- система маслопроводов, арматуры и емкостей, обеспечивающие ава-
рийный слив и перелив масла из маслобаков всех ГПА;
- блок подготовки и хранения антифриза;
- масло хозяйство КЦ;
- блок регенерации масляных фильтров.
На складе масел должны быть установлены чистые емкости вместимо-
стью 50 м3. Дополнительные емкости выбирают исходя из необходимости обес-
печения аварийного запаса.
Система маслопроводов чистого и отработанного масла должна обеспечи-
вать следующие схемы перекачек:
- подачу чистого масла из емкости непосредственно в маслобак агрегата;
- подачу чистого масла из емкости в мерный бак КЦ;
- слив отработанного масла из маслобаков на установку очистки масла;
- слив очищенного масла в отдельную емкость;
- аварийный слив и перелив масла из маслобака агрегата при пожаре в
аварийную емкость.
Газотурбинные ГПА со стационарными ГТУ имеют, как правило, общую
масляную систему для ГТУ и нагнетателя, использующую общий тип масла.
ГПА с транспортными ГТД - две масляные системы, а иногда даже три: для
ГТД, силовой турбины и нагнетателя.
В зависимости от назначения, давление масла имеет следующие значения:
для смазки опорных подшипников 0,05-0,7 МПа (по манометру); для опорных
подшипников 0,5-0,7 МПа; для уплотнения нагнетателей 1,2-7 МПа; для системы
регулирования 0,5-1,5МПа. Это влияет на сложность схемы маслоснабжения и
число насосов. Применяемые схемы отличаются разнообразием, но основным
требованием к ним является надежность маслоснабжения. Устройство масляной
системы влияет на пожаробезопасность агрегата. Запорная арматура аварийного
слива масла из маслобаков ГПА должна быть автоматизирована.
Поступающие на КС смазочные и трансформаторные масла должны иметь
паспорт и подвергаться сокращенному лабораторному испытанию (анализу) для
определения соответствия их действующим нормам и условиям; визуально оп-
ределяют наличие механических примесей и воды.
Получаемые индустриальные масла и консистентные смазки должны под-
вергаться осмотру для обнаружения механических примесей и воды. У индуст-
риальных масел кроме этого, проверяют вязкость. В процессе хранения и
эксплуатации масло должно периодически подвергаться визуальному контролю
и сокращенному анализу, оно имеет срок годности: следует реализовать до ис-
течения этого срока или заменить новым поступившим маслом.
В объем сокращенного анализа турбинного масла входит определение:
- кислотного числа;
- реакция водной вытяжки;
- наличие механических примесей, шлама и воды.
В объем сокращенного анализа трансформаторного масла входит оп-
ределение:
- температуры вспышки;
- пробивного напряжения;
- кислотного числа;
- реакции водной вытяжки;
- наличия механических примесей.
Эксплуатационное масло должно удовлетворять действующим нормам и
техническим условиям. Периодичность выполнения сокращенного анализа
должно определяться инструкциями по эксплуатации. Для основного и вспомо-
гательного оборудования КС должны быть установлены нормы расхода сма-
зочных материалов и организован учет.
В соответствии с инструкциями по эксплуатации агрегатов турбинное масло
ГПА должно иметь температуру t = 30-35°С. На КС турбинное масло охлаждается
циркуляционной водой в водяных маслоохладителях или воздухом в АВО.
Система состоит из АВО, циркуляционных насосов, системы трубопро-
водов, запорной и предохранительной арматуры, фильтров и др.
При низких температурах окружающей среды в промежуточном контуре
АВО вместо воды применяют антифриз. Перепад давления масла на входе и на
выходе ГПА равно 15...25°С. Температура масла на сливе после подшипников
65... 75°С. При температуре масла ниже 45°С происходит срыв масляного клина,
и агрегат работает неустойчиво. При температуре выше +85°С срабатывает за-
щита по высокой температуре масла.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие функции выполняет система маслоснабжения КЦ?
2. Состав системы маслоснабжения.
3. Схемы перекачки чистого и отработанного масла.
4. Какое давление масла применяется для работы основных потребителей?
5. Какие параметры масла контролируются при работе маслосистемы?
6. Какие виды анализа масел предусмотрены при эксплуатации и хране-
нии масел?