Газотурбинный привод
Двигатели внутреннего сгорания для привода компрессоров
Электрические двигатели для привода компрессоров
Привод компрессоров ГПА
Привод - это устройство для приведения в действие машин и механиз-
мов, состоящее из источника энергии (двигателя), передаточного механизма и
аппаратуры управления.
В зависимости от применяемых двигателей компрессоров их подразделя-
ют на электропривод-(источником энергии является электродвигатель постоян-
ного или переменного тока (синхронный или асинхронный); привод от
двигателя внутреннего сгорания (источником энергии является поршневой
двигатель, работающий на газе); газотурбинный привод - источником энергии
является газовая турбина.
Приводы компрессоров должны удовлетворять следующим требованиям:
быть простыми по конструкции, надежными в работе, экономичными, иметь
высокую степень автоматизации, т. е. иметь способность привода автоматиче-
ски приспосабливаться к изменяющимся в процессе работы условиям с обеспе-
чением наиболее экономичного использования мощности.
На КС применяются асинхронные и синхронные электродвигатели мощно-
стью от 400 до 12500 кВт типа СТД - 4000 - 2, СТД - 12500 - 2 и A3 - 4500 - 1500.
Газоперекачивающие агрегаты имеют маркировку по типу электродвигателя,
например: ГПА - СТД - 4000, ГПА - СТД - 12500.
Преимущества: дешевые монтажные работы; большой ресурс, большая
эксплуатационная надежность; эксплуатационные расходы на 50% меньше по
сравнению с ГТД; простота автоматизации и управления, экологическая чисто-
та, пожаробезопасность.
Недостатки: ограниченность районов с дешевой электроэнергией; плохая
приспосабливаемость к переменному режиму работы газопровода из-за посто-
янной частоты вращения (3000 об./мин).
Широко применяют в газовой и нефтяной промышленности для привода
поршневые двигатели внутреннего сгорания в качестве горючего используют
перекачиваемый газ, например: ГМ-8, где ГМ - газомотокомпрессор, 8 - число
моторных цилиндров; 10 ГКН, где 10 - число моторных цилиндров. МК-8, ДР-
12. Перспективным направлением применения можно считать применение на
компрессорных цехах при ПХГ, станциях низкотемпературной сепарации, га-
зопроводах небольшой пропускной способности.
Преимущества: большая степень сжатия; высокий КПД.
Недостатки: малая единичная мощность; большая металлоемкость и
сложность конструкции; малый межремонтный ресурс от 3-4 до 7-8 тыс. т;
трудность полностью автоматизировать обслуживание.
Наибольшее распространение имеют газотурбинные КС с приводом ЦН
от стационарных ГТУ или конвертированных транспортных газотурбинных
двигателей (ГТД).
На КС нашли применение стационарные ГТУ с регенерацией теплоты,
стационарные ГТУ без регенерации теплоты; конвертированные авиационные и
судовые ГТД; комбинированные ГТУ, состоящие из авиационного газогенера-
тора и стационарной силовой турбины.
Для ГТУ которые начали выпускаться в 60-е годы, были приняты следующие
обозначения: ГТ-700-4, ГТ-750-6, ГТ-500-5 (ГТ - газовая турбина, 700, 750, 500 -
температура газа перед входом в ТВД, °С; 4,6,5 - мощность ГТУ, МВт).
Для ГПА со стационарными газовыми турбинами мощностью 10,16 и
25 тыс. кВт: ГТК-10, ГТН-16, ГТН-25 (ГТ - газовая турбина, К - для привода
компрессора, Н - привода нагнетателя). ГТК-10-3, ГТК-10-4 (вторые цифры -
номер модификации). Для ГПА с приводом от авиационных газовых турбин
принято обозначать: ГПА-Ц-63 и ГПА-Ц-16 (цифры - мощность газовых тур-
бин МВт).
Для ГПА с приводом от судовых газовых турбин принято обозначать
ГПУ-10 (ГПУ - газоперекачивающая установка, цифра - мощность газовой
турбины МВт).
Преимущества: низкая стоимость установленного киловатта при компактно-
сти агрегата; высокая быстроходность; простота регулирования нагрузки за счет
переменной частоты вращения; способность заметно увеличивать располагаемую
мощность в холодные времена года; простая автоматизация обслуживания.
Недостатки: умеренная экономичность старых и некоторых выпускаемых
ГТУ; потребность в организации снабжения запасными частями для узлов; ог-
раниченный срок службы; трудоемкость ремонт.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие приводы для ГПА применяются на КС?
2. Преимущества и недостатки электродвигателя для привода компрессора.
3. Преимущества и недостатки двигателей внутреннего сгорания для
привода компрессора.
4. Газотурбинный привод, преимущества и недостатки.