III. Эксплуатация многоквартирного дома и смежные услуги
Услуги, не предусмотренные законодательством в ходе содержания и ремонта жилья.
Ряд многоквартирных домов располагает оборудованием, находящимся в общедолевой собственности, наличие которого не является обязательным. Соответственно, законодательство не предусматривает и его эксплуатацию в ходе содержания и ремонта жилья. К наиболее распространенным образцам подобного оборудования относятся:
▪ домофоны;
▪ установленные у входа в подъезд кинокамеры;
▪ крышные телевизионные антенны;
▪ общедомовые узлы учета энергоресурсов;
▪ поквартирные узлы учета энергоресурсов, расположенные в местах общего пользования, а не квартирах собственников.
В результате расходы на содержание и ремонт этого оборудования позиционируются собственникам жилья как дополнительный тариф на другую услугу. В некоторых случаях траты компенсируются путем установки нерегулярных «поборов» или старинным древнерусским принципом строительства церквей и мостов — пусканием «шапки по кругу».
В идеале данные расходы следует включить в устанавливаемый тариф на содержание и ремонт жилья, собственникам таких объектов и управляющей компании (ТСЖ) следует включить их в заключаемый договор на управление многоквартирным домом.
Одновременно в отдельных многоквартирных домах управляющими компаниями и ТСЖ в ходе содержания и ремонта жилья предоставляются дополнительные услуги, также не предусмотренные законодательством:
▪ круглосуточное дежурство консьержек, охрана объекта;
▪ внутриквартирный ремонт, в том числе — устранение внутриквартирных поломок коммунального оборудования (текущие краны, трубы, установка и поверка внутриквартирных счетчиков на энергоресурсы и пр.). Эти услуги могут предоставляться как за дополнительную плату, так и выполняться в рамках содержания и ремонта жилья по обоюдному согласию между собственниками и управляющей компанией (ТСЖ), закрепленному в договоре на управление многоквартирным домом.
Кроме технической эксплуатации объекта, содержание и ремонт жилья предусматривает предоставление ряда смежных жилищно-коммунальных услуг:
▪ содержание и ремонт лифтового хозяйства;
▪ вывоз мусора;
▪ содержание и ремонт мусоропроводов;
▪ освещение мест общего пользования (МОП).
IV. Услуги по управлению многоквартирным домом:
▪ Сбор платежей за ЖКУ. В ходе содержания и ремонта жилья управляющие компании и ТСЖ производят сбор платежей с жильцов не только за жилищные, но и коммунальные услуги. Управляющие домом организации несут ответственность за своевременную оплату природных и энергетических ресурсов перед поставщиками. Таким образом, компенсация хронических неплатежей злостных задолжников за жилищно-коммунальные услуги неизбежно является одной из затратных составляющих тарифа на содержание и ремонт жилья, зачастую «дотируют» неплательщиков в ущерб ремонту текущих кровель и других работ.
▪ Исполнение коммунальных услуг. Одновременно управляющие компании и ТСЖ несут ответственность и перед жильцами за качественное предоставление коммунальных услуг – как их исполнители. Если по вине монополистов они поставляются ненадлежащего качества, УК и товарищества производят предусмотренный законодательством перерасчет за коммунальные услуги.
▪ Хранение и ведение технических документов на многоквартирный дом.
▪ Осуществление регистрационного учета граждан.
▪ Информирование об изменении тарифов на коммунальные услуги.
▪ Организационная работа с собственниками по капитальному и текущему ремонту. Эти услуги предоставляются по решению большинства собственников, их не входит в содержание и ремонт жилья.
▪ Арендная деятельность. По решению собственников, часть объектов общедолевого имущества (технические этажи или фасады дома под размещение рекламных щитов) может сдаться в аренду, за счет которой частично снижается установленный в многоквартирном доме тариф на содержание и ремонт жилья.
V. Содержание и ремонт жилья: оценка качества
Объективно оценить качество содержания и ремонта жилья в ряде многоквартирных домов проблематично вследствие установленных собственниками муниципальных тарифов на эту услугу и отсутствия грамотно составленных договоров на управление многоквартирным домом, а также отсутствия федеральных стандартов, оговаривающих этот вопрос. Вместе с тем, по оценкам ряда экспертов, сфера жилищных услуг все же развивается как новое направление бизнеса.
На сегодняшний день Ассоциация ТСЖ Ростовской области разработала типовые критерии оценки качества по содержанию и ремонту жилья, которые предлагается производить по трехбалльной системе: «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» (предоставлять эту услугу «на отлично» с учетом нынешнего технического состояния жилищного фонда и обилия малоимущих собственников жилья практически невозможно), а также ряда других документов, восполняющих пробелы в законодательстве.
В частности, собственники жилья могут оговорить критерии качества предоставляемой услуги по содержанию и ремонту жилья непосредственно в составленных приложениях к заключенному договору на управление многоквартирным домом. Подробности смотрите в каталоге ниже.