Причины возникновения дефектов

Обработка под ремонтные размеры

 

  Данный метод довольно распространен при ремонте автомобилей. У изношенных поверхностей сложных и дорогих деталей восстанавливают правильную геометрическую форму и шероховатость поверхности. Номинальные размеры поверхностей при этом изменяются на ремонтные размеры. Различают стандартные и свободные ремонтные размеры. Стандартнее ремонтные размеры определены техническими условиями на ремонт и в этих размерах промышленно изготовляются запасные части. В стандартные ремонтные размеры обрабатываются шейки подшипников коленчатого и распределительного валов, цилиндры, гильзы, отверстия под поршневые пальцы, клапаны, толкатели и др. Одноименные поверхности деталей агрегата должны обрабатываться под один и тот же размер. Это обеспечивает разумное использование выпускаемых комплектами запасных частей, а иногда оказывает влияние на работу агрегата. Например, поршни одного двигателя должны быть одинакового размера, иначе в разных цилиндрах возникали бы разные давления газов. Одноименные шейки коленчатого вала шлифуют под одинаковый размер, так как вкладыши поступают в запасные части комплектными. Свободные ремонтные размеры получают в ходе обработки поверхностей для получения их правильной геометрической формы. Так, изношенные и обгоревшие рабочие поверхности головки клапана или изношенные кулачки распределительного вала шлифуют, пока поверхности не становятся чистыми и правильной формы. Прогоревшая или деформированная плоскость разъема головки двигателя восстанавливается фрезерованием или шлифованием этой поверхности. Но в указанных примерах существует допустимый размер. Высота цилиндрической части головки клапана должна быть не менее 0,3 мм, иначе из-за острой кромки может наступить калильное зажигание. Затылок кулачка распределительного вала должен быть выше вала, чтобы подошва толкателя не опиралась на вал. Объем камеры сгорания в головке блока можно уменьшить только до определенного предела, чтобы избежать детонации.     Обработка деталей под ремонтный размер упрощает и удешевляет ремонт. Но у метода есть и существенные недостатки: исчезает полная взаимозаменяемость, увеличивается номенклатура запасных частей и в ходе ремонта возникает много новых размеров, которые требуют различных измерительных и рабочих инструментов. В некоторых случаях уменьшается прочность и твердость поверхности деталей. У шеек коленчатого вала, прошлифованных под последний ремонтный размер, до 10 % увеличивается удельное давление, а твердость поверхности уменьшается на 5...ТО %. Массы поршней ремонтного размера больше и вследствие этого возникают большие инерционные силы. Из-за этих причин долговечность подшипников может сократиться.


В блоке цилиндров двигателя могут появиться такие дефекты, как износ зеркала цилиндров (гильз ), царапины и ризки на нём; трещины на стенках цилиндров, рубашке охлаждения и головке цилиндров; трещины в перемычках между гильзами и клапанными сёдлами; износ посадочных мест под гильзы и клапанные сёдла; образование накипи в рубашке охлаждения; отложение нагара на внутренней поверхности головки цилиндров; поломка шпилек и болтов крепления головки цилиндров и срыв резьбы и др. Причины возникновения дефектов – самые различные. Пробоины и трещины на зеркале цилиндров и в стенке водяной рубашки появляются в результате замерзания воды или неосторожного обращения с блоком. Нагар образуется в результате неполного сгорания топлива, попадания в него масла из картера и твёрдых частиц из воздуха. Трещины и пробоины в стенках рубашки охлаждения заделывают замазкой, штифовкой, путём наложения заплат, металлизацией, заваркой, а также эпоксидной пастой.