Порядок ввода в эксплуатацию и списание машин

Новые и капитально отремонтированые машины вводят в эксплуатацию в соответствии с действующими правилами Во время приемки машин проверяют наличие пломб, состоя­ние упаковки, комплектность согласно упаковочному листу и техническое состояние. Проверяется работа без нагрузки всех агрегатов. После этого составляют акт технического со­стояния машины, в котором указывают марку машины, завод­ской номер, год выпуска, завод-изготовитель, комплектность и перечень прилагаемых документов. При поступлении ма­шины с другой организации в акте дополнительно указыва­ют ее наработку с начала эксплуатации и техническое состо­яние отдельных агрегатов.Если машина поступила в разобранном виде,расконсер­вацию и сборку проводят согласно инструкции завода-изготовителя.На основании акта технического состояния, транспортных и других документов бухгалтерия ставит машину на баланс организации (хозяйства) и присваивает ей инвентарный номер.В паспорте машины делается запись о поступлении машины и ее закреплении за машинистом.Тракторы, самоходные шасси, прицепы, авто­грейдеры, грузоподъемные машины эксплуатируют после ре­гистрации в соответствующих организациях. Тракторы, само­ходные шасси, тракторные прицепы и автогрейдеры регистрируют в инспекции Гостехнадзора. На каждую машину выда­ют один номерной знак. Передавая машину из одной органи­зации в другую внутри ведомства, номерной знак не меняют, а делают запись в книге регистрации об изменении владельца.

Грузоподъемныемашины регистрируют в органах Проматомнадзора. Регистрации подлежат стреловые, башенные, самоходные, прицепные краны и краны-экскаваторы грузо­подъемностью более 1 т, а также кран-балки, мостовые, коз­ловые и краны других типов грузоподъемностью более 10 т. Автокраны независимо от их регистрации в инспекции Проматомнадзора подлежат регистрации в Госавтоинспекции (ГАИ) с выдачей государственных номерных знаков. Для бе­зопасной эксплуатации грузо-подъемных машин, не подлежа­щих регистрации в органах технадзора, приказом руково-ди­теля организации назначается ответственное лицо из инже­нерно-технических работников.Техническое освидетельствование может быть полным или частичным. При полном грузоподъемные машины подверга­ют осмотру, испытаниям, а при частичном эти испытания не проводят.Статическое испытание выполняют под нагрузкой, на 25% превышающей номинальную грузоподъемность. При этом проверяют машину в целом и ее отдельные эл-ты. У стре­ловых кранов одновременно контролируют грузовую устой­чивость Тележку мостовых и других кранов размещают так, чтобы ее положение отвечало наибольшему прогибу. Динамическое испытание грузоподъемных машин проводят под грузом, на 10% превышающим грузоподъемность машины. При этом проверяют действие механизмов машины и их тормо­зов. Грузоподъемные машины подвергают периодическому тех­ническому освидетельствованию: частичному — не реже одно­го раза в год и полному — не реже одного раза в 3 года.Автомобили всех марок регистрируют в ГАИ на осно­вании товарных документов и технического осмотра. На каждый автомобиль выдают два номерных знака и техни­ческий паспорт.Эксплуатационная обкатка является обязательной опе­рацией при подготовке машин к работе. В период обкатки трущиеся поверхности доводят до такого состояния, при ко­тором возможна их надежная работа. Перед обкаткой про­водят техническое обслуживание машины согласно рекомен­дациям, приведенным в заводской инструкции по эксплуа­тации.

Двигатель обкатывают в течение 15 мин: 5 мин — при минимально устойчивой частоте вращения коленчатого и 10 мин — с постепенным увеличением частоты вращения до максимальной. Обкатку гидравлической системы трактора проводят с грузом на механизме навески массой 100 -150 кг или с легким орудием в течение 10 мин обкатывают на средних оборотах коленчатого вала двигателя, следующие 10— 15 мин — на максимальных. При обкатке периодически поднимают*и опуска­ют механизм навески.Обкатка трактора на ходу без нагрузки проводится с поочередным переключением передач, начиная с низшей в течение 25-30 мин на каждой передаче. Во время обкатки следят за показаниями приборов, проверяют четкость ключения передач, работу муфты сцепления, тормозов, и других сборочных единиц и систем.

Обкатку с нагрузкой проводят в несколько этапов: сначала трактор используют на легких транспортных или полевых работах (боронование, посев и др.) при нагрузке,Затем его загружают на 50%, а на завершающем этапе 75% При каждой нагрузке трактор должен работать на различных передачах.После обкатки машины проводят контрольный осмотр и выполняют операции технического обслуживания.

Списывают машины морально устаревшие, полностью ут­ратившие производственное назначение из-за физического износа, а также пришедшие в негодность вследствие аварий или стихийных бедствий. Допускается списывать машины, если их дальнейшая эксплуатация невозможна, а модерниза­ция технически нецелесообразна и экономически невыгод­на. Списание машин ведут в соответствии с инструкцией о порядке списания сельскохозяйственной техники, оборудования и другого имущества. Для определения непригодности техники к дальнейшему использованию в производстве и оформления необходимых документов приказом руководителя организации или хозяй­ства создается постоянно действующая комиссия. При спи­сании автомобилей, тракторов, экскаваторов и других слож­ных машин в комиссию включают представителя вышестоя­щей организации.При осмотре списываемой техники комиссия использует тех­нические паспорта, ведомости дефектов, акты об авариях машин и др. Обращается внимание на техническое состояние сборочных единиц, устанавливаются причины, вызвавшие досрочный износ базовых деталей, нарушение условий эксплуатации и ава­рий, а при необходимости — виновных лиц, определяется фак­тический срок эксплуатации и состояние машины.Акт на списание машин подписывает руководитель орга­низации (хозяйства), который несет ответственность за пра­вильность списания.

После списания машину разбирают и составляют акт на* ликвидацию. Сборочные единицы и детали, годные и подле­жащие ремонту, приходуют на складе или передают на об­менный пункт, а остальные сдают в металлолом.

Списанные машины снимают с учета в государственных инспекциях и с баланса организации (хозяйства). Основани­ем для этого служат акты списания и ликвидации машины.