Теоритические сведения

Лабораторная работа №5

Тема:«Основные методы контроля и диагностики, оборудование и приборы для их проведения»

Цель работы: разобраться .в принципе работы приборов для проведения диагностики и контроля , а также понять работу прибора НИИАТ- 362 для контроля пропускной способности жиклеров.

Задачи: ознакомится с устройствами для диагностики и контроля оборудования, а также изучить прибор НИИАТ- 362 для контроля пропускной способности жиклеров.

Существует огромное количество приборов для проведения диагностики и контроля оборудования. Например главной особенностью их работы есть очень точные показательные данные на шкале показаний прибора.

Учитывая особую важность нормального функционирования элементов топливной системы, при ТО-1 проводят диагностические операции, в первую очередь определяя содержание СО (СН) в отработанных газах. Одним из первых отечественных газоанализаторов был прибор И- СО (рис. 3.69). Принцип его работы был основан на измерении прироста температуры предварительно нагретой платиновой нити при дожигании в специальной камере прибора окиси углерода (СО), которая с порцией отработанных газов подавалась шприцем в специальное отверстие измерительной камеры. Недостаток прибора состоял в том, что порционный забор газов с помощью шприца из глушителя не позволял осуществлять непрерывный замер содержание СО, что крайне необходимо при регулировке карбюратора.

Постепенно промышленность перешла на выпуск принципиально новых газоанализаторов ГАИ-1 (рис. 3.71) и ГАИ- 2 (который дополнительно может измерять содержание в отработанных газах СО2 в диапазоне 0- 10 процентов). На рис 3.70 приведена схема газоанализатора ГАИ- 1, принцип действия которого основан на оптико- абсорбционном методе, т.е. на измерении поглощения инфракрасной энергии излучателя 6 окисью углерода СО, в результате чего он нагревается до температуры, зависящей от концентрации СО в отработавших газах, преобразуемой в электронном блоке с оптико- абсорбционным датчиком в электрические сигналы определенного напряжения (пропорциональные концентрации СО которое передается на измерительный прибор (индикатор)).

 

Приборы имеют широкий диапазон действия.

Для проверки крепежно- регулировочных операций и других видов работ по топливной системе карбюраторных двигателей предназначен комплект инструмента мод. 2445 (рис. 3.76), содержащий, помимо инструмента, различные приспособления: от всевозможных шаблонов до приспособления для развальцовки головок трубопроводов под штуцерные соединения.

 

На рис. 3.77 изображена динамометрическая отвертка со шкалой для контроля усилия при заворачивании винтов крепления различных элементов приборов топливной системы автомобилей. Для быстрого контроля уровня топлива в поплавковой камере на большинстве моделей карбюраторов отечественного производства имеется либо смотровое окно с метками (рис. 3.78, б), либо контрольное отверстие, завернутое специальной пробкой (при отворачивании пробки контроля уровня топливо должно «стоять» в резьбе нижнего края отверстия или слегка сочиться через него- рис. 3.78, а).

Стоит учесть что все регулировки любым приборов с вышеперечисленных имеют свои особенности. Поэтому следует правильно обращаться к показаниям приборов. Стоит также учесть что существует ТО-1 и соответственно ТО-2. При ТО-1 стоит проводить крепежные работы, говоря коротко. А при ТО-2 стоит делают ту же работу что и при ТО-1 только с дополнением. При этом проверяют действие привода дроссельной и воздушной заслонок карбюратора, полноту их отрывания и закрывания и при необходимости приводы регулируют.

В процессе ТО-2 проводится более углубленная диагностика технического состояния как топливной системы в целом, так и отдельных ее элементов. Один из важнейших показателей работы топливной системы- расход топлива на различных режимах работы двигателя. Для его определения используют переносной расходомер мод. К- 427 (рис.3.82), состоящий из датчика и регулирующего прибора.

 

Этот прибор есть универсальным так как в различных режимах работы двигателя расходомер регулирует расход топлива тем самым уменьшая выброс вредных веществ и делает топливную систему более экономичной.

Для проверки топливных насосов непосредственно на работающем двигателе используют переносной прибор мод. НИИАТ-527Б (рис. 3.84), который подключают между БН и карбюратором с помощью тройника со штуцерами,- при минимально устойчивой частоте вращения КВ по манометру измеряют давление, развиваемое БН. Также существует турбинно- тахометрический датчик расхода топлива показанный на рисунку 3.83.

Существует также установка для проверки карбюраторов двигателей мод. 489А. Данная установка наиболее точно проверяет карбюратор в крупных АТП ее наиболее часто используют. Основным преимуществомустановки является имитация условий работы карбюратора на двигателе. На рис.3.85 показана данная установка

 

Для проверки составных частей карбюратора на рисунках 3.87-3.89 показаны методы проверки на герметичность.

 

Данные приспособления очень влияют на работоспособность карбюратора, а карбюратор в свою очередь влияет на работу всей топливной системы. Поэтому данные приборы очень важны и к ним нужно уделять особое внимание так- как герметичность это важнейшая составляющая работы системы.

На рис. 3.91 показан контроль шаблоном 3 положение игольчатого лапана 5 в гнезде корпуса 2- регулировку в карбюраторах данного типа производят изменением количества регулировочных прокладок 4, устанавливаемых под гнездом запорной иглы.

При неудовлетворительной работе карбюратора его разбирают для поэлементной проверки. Жиклеры, например, выворачивают и кладут в ванночку с растворителем на 10-15 мин, затем продувают сжатым воздухом (при наличии твердых частиц в каналов сечения жиклера их можно удалять только специальными иглами из неметаллических материалов). Затем жиклеры проверяют на пропускную способность на приборе НИИАТ – 362(рис. 3.92) которая определяется количеством воды в кубических сантиметрах, протекающей через дозирующее отверстие жиклера за одну минуту под напором водяного столба высотой (1+/- 0,002) м при температуре воды (20+/- 1)ºС. Сначала воду подают из нижнего бачка 1 в верхний 11 (с помощью сжатого воздуха, подводимого через штуцер 14), затем отрывают кран 12- вода затопляет камеру с поплавком 13 и поступает по трубке в камеру 7, в верхней части которой имеется термометр 8 и стеклянная трубка 1 контроля водяного столба напора воды. Причем помимо шкалы имеется металлический калибр 9, равный одному метру. Под камерой смонтирован запорный краник 6, а под ним имеется сменная резиновая втулка для установки испытуемых жиклеров. Под испытуемый жиклер устанавливают мензурку 3. В ходе проверки пропускной способности жиклеров с разным сечением, ранее установленный напор в 1 м с помощью регулировочного винта с автоматически поддерживается поплавком 13 с клапаном. Краник 6 отрывают ровно на одну минуту, по секундомеру. Записывают результат проверки по шкале мензурки. После этого проверку рекомендуется повторить еще раз для получения среднего показателя, который и сравнивают с нормативным. Если пропускная способ ность превышает норму, жиклер выбраковывают.

Не стоит забывать что существует кроме ТО-1 и ТО-2 еще и СО.

СО- это сезонное обслуживание. При СО карбюраторы и БН принудительно снимают с автомобилей и передаются в карбюраторные цеха для проверки комплекса очистительных, диагностических, регулировочных и других видов работ.

Приборы для проверки центробежного датчика ограничителя частоты вращения, прибор НИИАТ- 577Б, приборы для проверки топливных насосов, снятых с двигателя показаны на рисунках.