Восстановление деталей способами пластической деформации.
Восстановление деталей способами механической обработки.
Механическая обработка нашла широкое применение при ремонте деталей. Ее используют при подготовке детален к ремонту и после нанесения покрытия, а также при обработке деталей под ремонтный размер и при постановке дополнительных ремонтных детален Основными особенностями механической обработки ремонтируемых деталей является:
- высокая твердость обрабатываемых поверхностей, так как большинство автомобильных деталей подвергается химико-термическои обработке
- неравномерность припуска на обработку поверхностей вследствие неравномерного износа и толщины покрытия
- специфические физико-механические свойства покрытии, наносимых на детали при их ремонте (повышенная пористость, хрупкость ..)
- неоднородность свойств покрытий на различных участках обрабатываемых поверхностей.
Обработка деталей под ремонтный размер - при таком методе одна из деталей сопряжения, обычно наиболее сложная и дорогостоящая, а другая заменяется новой или отремонтированной также под ремонтный размер. Обработкой под ремонтный размер восстанавливают геометрическую форму, требуемую шероховатость и точностные параметры изношенных поверхностей деталей. Постановка дополнительных ремонтных деталей - этот метод применяют с целью компенсации износа рабочих поверхностей деталей, а также при замене изношенной или поврежденной части детали.
При обработке деталей в холодном состоянии пластической деформацией происходит за счет сдвига отдельных частей кристаллов относительно друг друга, происходит искажение кристаллической решетки и образование на плоскостях скольжения мелких осколков кристаллов, которые создают шероховатость препятствующую дальнейшему перемещению кристаллов. Вследствие этого происходит упрочнение металла. Явление упрочнения металла получил название наклеп. Пластическая деформация деталей в холодном состоянии требует приложения больших усилий./Способы восстановления размеров изношенных поверхностей Процесс восстановления детали пластическим деформированием состоит из подготовки детали (отжиг или высокий отпуск), деформирования и обработки после деформирования. /Виды обработки./Осадка - Применяется для уменьшения внутреннего и увеличения наружного диаметра полых деталей, увеличения наружного диаметра сплошных деталей за счет уменьшения их длины. Осадкой восстанавливают стальные детали шейки валов , толкатели клапанов Раздача. Восстанавливают наружные размеры полых детален за счет увеличения их внутренних размеров. Восстанавливают поршневые пальцы, посадочные поверхности под подшипники./Обжатие. Применяют для уменьшения внутреннего диаметра полых деталей за счет уменьшения их наружного диаметра. Восстанавливают втулки из цветных металлов и отверстия в проушинах рулевых сошек./Вытяжка. Применяется для увеличения длины деталей за счет местного обжатия. Восстанавливают длину толкателей , тяг./Накатка. Применяется при компенсации износа наружных цилиндрических поверхностей деталей за счет выдавливания металла из восстанавливаемой поверхности. Восстанавливают валы коробок передач./Электромеханическая высадка. При этом способе увеличение диаметра детали происходит за счет выдавливания металла./Восстановление формы детали. Дефект детали устраняется правкой. Правка бывает под прессом и правка наклепом./Восстановление механических свойств деталей. Восстановить свойства можно путем наклепа. Наклеп повышает твердость поверхностного слоя металла, повышается усталостная прочность и износостойкость.
Способы упрочнения: обкатка рабочих поверхностей деталей роликами и шариками, чеканка, наклеп с помощью ротационных упрочнителей, дробеструйная обработка