Использование дикорастущих растений в лечебных целях
Овощи.
Форма записи и выводы
Самостоятельная работа
Определение содержания калия
Определение содержания фосфатов
Определение содержания нитратов
Тканевая диагностика питания растений по В.В. Церлинг
Прибор В.В.Церлинг содержит все необходимые реактивы и материалы для определения нитратов, ортофосфатов и калия в срезе растения и позволяет проводить анализ в полевых условиях, в связи с чем метод относится к группе экспрессных. Результаты его позволяют дать скорее качественную оценку уровня минерального питания растений, чем количественную.
На предметное стекло кладут срез анализируемой части растения, наносят на него 1 каплю 1%-ного раствора дифениламина и следят за появлением синей окраски. По характеру окрашивания определяют балл и потребность в азотных удобрениях по соответствующей шкале.
На фильтровальную бумагу (2 кв. см) наносят каплю раствора молибдата аммония, на него кладут срез анализируемой части растения. Пестиком раздавливают срез и сдвигают его в сторону от образовавшегося пятна сока. Затем на пятно и на срез растения последовательно наносят по одной капле растворов молибдата аммония и ацетата натрия. При наличии фосфатов на бумаге появляется синее окрашивание капли сока и ткани растения. Интенсивность окраски сравнивают с показателями шкалы и устанавливают степень нуждаемости в фосфорных удобрениях.
На фильтровальную бумагу (2 кв. см) кладут срез анализируемой части растения, продавливают его пестиком и сдвигают в сторону от пятна выдавленного сока. Затем на пятно и срез последовательно наносят по одной капле раствора дипикриламината магния и соляной кислоты. По характеру окрашивания и шкале определяют потребность растений в калийных удобрениях. При отсутствии дипикриламината магния используют кобальтинитрит натрия. После добавления 1 капли кобальтинитрита натрия дают возможность образоваться осадку К2Na[Co(NO3)6]. Через 1 мин. добавляют 1–2 капли соляной кислоты, перемешивают стеклянной палочкой для ускорения реакции. Результат сравнивают с таблицей (приложение 4).
Проведите тканевую диагностику питания растений ______________ и, пользуясь таблицами 1–3, установите потребность их в удобрениях
Элемент | Характер окрашивания | Балл | Потребность в удобрениях |
Азот | |||
Фосфор | |||
Калий |
Вывод:
Таблица 1 – Шкала потребности растений в азотных удобрениях
Балл | Характер окрашивания | Потребность растений в азотных удобрениях по фазам развития | ||
до 4-х листьев | выход в трубку, бутонизация | цветение | ||
Следы синей окраски, поро- зовение а затем почернение ткани (обугливание ткани от реактива) | Острый недостаток, нуждается | Острый недостаток, нуждается | Средняя нуждаемость | |
Следы светло-голубой, быстро исчезающей окраски | Очень сильно нуждается | Очень сильно нуждается | Средняя нуждаемость | |
Окрашиваются в голубой цвет главным образом проводящие пучки. Окраска быстро исчезает | Сильно нуждается | Сильно нуждается | Слабая нуждаемость | |
То же, окраска светло-синяя, исчезает через 2-3 минуты | Нуждается | Нуждается | Достаточно. Не нуждается | |
Срез и раствор окрашиваются в синий цвет. Окраска исчезает не сразу | Средняя нуждаемость | Средняя нуждаемость | Много. Не нуждается | |
Срез и раствор сразу окрашиваются в темно-синий цвет. Окраска сохраняется некоторое время | Достаточно. Не нуждается | Достаточно. Не нуждается | Избыток. Не нуждается | |
Срез и раствор быстро и интенсивно окрашиваются в сине-черный цвет. Окраска устойчивая | Избыток нитратов. Не нуждается | Достаточно. Не нуждается | Большой избыток нитратов. Не нуждается |
Таблица 2 – Шкала потребности растений в фосфорных удобрениях
Балл | Характер окрашивания | Потребность растений |
Нет синей окраски | Очень сильная | |
Отпечаток среза слабо серо-голубой, а сосудистых пучков - серо-голубой | Сильная | |
Отпечаток среза серо-голубой, а сосудистых пучков - немного темнее | Выше средней | |
Отпечаток среза светло - синий, а сосудистых пучков - синий | Средняя | |
Отпечаток всего среза синий, а сосудистых пучков - темно-синий | Слабая | |
Отпечаток всего среза темно-синий, а сосудистых пучков - иссиня-черный | Не нуждается |
Таблица 3 – Шкала потребности растений в калийных удобрениях
Балл | Характер окрашивания | Потребность растений |
Лимонно-желтое | Очень сильная | |
Соломенно-желтое | Сильная | |
Желто-оранжевая | Выше средней | |
Оранжевое | Средняя | |
Красно-оранжевое | Слабая | |
Красно-суриковое | Не нуждается |
Картошка
Кругла, рассыпчата, бела
На стол она с полей пришла.
Редиска.
Щеки розовы, нос белый
В темноте сижу день целый,
А рубашка зелена.
Вся на солнышке она.
Грох.
Голова на ножке,
В голове горошки.
Капуста.
Уродилась я на славу.
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи –
Меня ищи.
Помидор.
В огороде вырастаю,
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут и так едят.
Картофель. 12
Он и в дождик, он и в зной
Клубни прячет под землей.
Клубни вытащишь на свет –
Вот и завтрак, и обед.
Горох.
Голова на ножке,
В голове - горошки.
Капуста.
Лоскуток на лоскутке –
Зеленые заплатки.
Целый день на животе
Нежится на грядке.
Капуста.
Расселась барыня на грядке.
Одета в пышные шелка.
Мы для нее готовим кадки
И крупной соли полмешка.
Капуста.
Уродилась я на славу:
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи –
Меня в них ищи.
Он и в дождик, он и в зной
Клубни прячет под землей.
Клубни вытащишь на свет
Вот и завтрак, и обед. (Картофель)
Врос он в землю крепко.
Сидит на грядке колобок.
Круглый бок, желтый бок.
Что же это? (Репка)
Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах. (Капуста)
ЗАГАДКИ ОБ ОВОЩАХ
В десять одёжек плотно одет,
Часто приходит к нам на обед.
Но лишь за стол ты его позовёшь,
Сам не заметишь, как слезы прольёшь.
Уродился я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи, меня ищи!
С виду — красная.
Раскусишь — белая.
Под каждым кустом
Сидит клубком.
Летом — в порядке:
Свежие, зелёные,
А зимой — в бочке —
Желтые, солёные.
Растёт на грядке
Зеленая ветка,
А на ней — красные детки.
САД, ОГОРОД
ЛУК
Есть загадка для ребят: Про меня так говорят, что Я старый дед, Что в сто шуб одет, Что все плачут от меня, Что сердитый очень я.
***
Кто меня тронет, Тот заплачет.
***
Скинули с Егорушки Золотые перышки — Заставил Егорушка Плакать и без горюшка. Заставит плакать всех вокруг, Хоть он и не драчун, а...
***
Сидит дед, в сто шуб одет, Кто его раздевает, Тот слезы проливает.
ПУГАЛО
На малину налетели, Поклевать ее хотели. Но увидели урода - И скорей из огорода! А урод сидит на палке, С бородою из мочалки.
***
Тело деревянное, Одежонка рваная. Не ест, не пьет, — Огород стережет.
КАПУСТА
Что за скрип? Что за хруст? Это что еще за куст? Как же быть без хруста, Если я...
***
Сто одежек — И все без застежек: Как надела сто рубах, — Захрустела на зубах.
КАРТОШКА
Бела, рассыпчата, вкусна, И на столе всегда она.
РЕПА
Круглая, да не лук, Желтая, да не масло, Сладкая, да не сахар, С хвостом, да не мышь.
МОРКОВЬ
За кудрявый хохолок Лису из норки поволок. На ощупь - гладкая, На вкус, как сахар - сладкая.
***
Сидит девица в темнице, А коса - на улице.
ТЫКВА
Золотая голова, Велика, тяжела. Золотая голова Отдохнуть прилегла. Голова велика, Только шея тонка.
ПОМИДОР
Я важный и сочный У меня красные щечки.
ОГУРЕЦ
Без окон,без дверей, Полна горница людей.
КАБАЧКИ
Наши поросятки выросли на грядке К солнышку бочком, Хвостики крючком. Наши поросятки Играют с нами в прятки.
АРБУЗ
Он большой, Как мяч футбольный, Если спелый - все довольны. Так приятен он на вкус, Что это за шар? —...
***
Круглый, полосатый, С огорода взятый, Сахарный и алый стал Кушайте, пожалуйста!
***
Сам - алый, сахарный, Кафтан зеленый, бархатный.
ЧЕРЕШНЯ
Была зеленой, маленькой, Потом я стала аленькой. На солнце почернела я, И вот теперь я спелая. Держась рукой за тросточку, Тебя давно я жду. Ты съешь меня, а косточку Зарой в своем саду!
ЯБЛОКО
Круглое, румяное С дерева достану я, На тарелку положу: “Кушай, мамочка”, —скажу.
Сбор лекарственных дикоросов обычно начинают рано весной
и продолжают до глубокой осени. Как правило, листья и стебли
собирают перед цветением или во время цветения, цветки -
в начале распускания, семена - по созревании, корни и корневища
- в первый год жизни растения осенью или во второй год ранней
весной, до пробуждения спящих почек. Лекарственные растения
заготавливают в ясную сухую погоду, так как сырое сырье
долго сохнет, быстро плесневеет и теряет большое количество
полезных веществ. Собирают их только в экологически чистой
местности, на расстоянии не менее 300 м от транспортныхмагистралей, лучше всего в лесу или на опушке леса, на солнечных
склонах.
Можно приготовить тёплый чай из мать-и-мачихи ,малины,медуницы и иван-чяая.