Использование дикорастущих растений в лечебных целях

Овощи.

Форма записи и выводы

Самостоятельная работа

Определение содержания калия

Определение содержания фосфатов

Определение содержания нитратов

Тканевая диагностика питания растений по В.В. Церлинг

Прибор В.В.Церлинг содержит все необходимые реактивы и материалы для определения нитратов, ортофосфатов и калия в срезе растения и позволяет проводить анализ в полевых условиях, в связи с чем метод относится к группе экспрессных. Результаты его позволяют дать скорее качественную оценку уровня минерального питания растений, чем количественную.

 

На предметное стекло кладут срез анализируемой части растения, наносят на него 1 каплю 1%-ного раствора дифениламина и следят за появлением синей окраски. По характеру окрашивания определяют балл и потребность в азотных удобрениях по соответствующей шкале.

 

 

На фильтровальную бумагу (2 кв. см) наносят каплю раствора молибдата аммония, на него кладут срез анализируемой части растения. Пестиком раздавливают срез и сдвигают его в сторону от образовавшегося пятна сока. Затем на пятно и на срез растения последовательно наносят по одной капле растворов молибдата аммония и ацетата натрия. При наличии фосфатов на бумаге появляется синее окрашивание капли сока и ткани растения. Интенсивность окраски сравнивают с показателями шкалы и устанавливают степень нуждаемости в фосфорных удобрениях.

 

На фильтровальную бумагу (2 кв. см) кладут срез анализируемой части растения, продавливают его пестиком и сдвигают в сторону от пятна выдавленного сока. Затем на пятно и срез последовательно наносят по одной капле раствора дипикриламината магния и соляной кислоты. По характеру окрашивания и шкале определяют потребность растений в калийных удобрениях. При отсутствии дипикриламината магния используют кобальтинитрит натрия. После добавления 1 капли кобальтинитрита натрия дают возможность образоваться осадку К2Na[Co(NO3)6]. Через 1 мин. добавляют 1–2 капли соляной кислоты, перемешивают стеклянной палочкой для ускорения реакции. Результат сравнивают с таблицей (приложение 4).

 

 

Проведите тканевую диагностику питания растений ______________ и, пользуясь таблицами ­1­–3, установите потребность их в удобрениях

 

Элемент Характер окрашивания Балл Потребность в удобрениях
Азот      
Фосфор      
Калий      

 

Вывод:

 

 


Таблица 1 – Шкала потребности растений в азотных удобрениях

 

  Балл   Характер окрашивания Потребность растений в азотных удобрениях по фазам развития
до 4-х листьев выход в трубку, бутонизация цветение
Следы синей окраски, поро- зовение а затем почернение ткани (обугливание ткани от реактива) Острый недостаток, нуждается Острый недостаток, нуждается Средняя нуждаемость
Следы светло-голубой, быстро исчезающей окраски Очень сильно нуждается Очень сильно нуждается Средняя нуждаемость
Окрашиваются в голубой цвет главным образом проводящие пучки. Окраска быстро исчезает Сильно нуждается Сильно нуждается Слабая нуждаемость
То же, окраска светло-синяя, исчезает через 2-3 минуты Нуждается Нуждается Достаточно. Не нуждается
Срез и раствор окрашиваются в синий цвет. Окраска исчезает не сразу Средняя нуждаемость Средняя нуждаемость Много. Не нуждается
Срез и раствор сразу окрашиваются в темно-синий цвет. Окраска сохраняется некоторое время Достаточно. Не нуждается Достаточно. Не нуждается Избыток. Не нуждается
Срез и раствор быстро и интенсивно окрашиваются в сине-черный цвет. Окраска устойчивая Избыток нитратов. Не нуждается Достаточно. Не нуждается Большой избыток нитратов. Не нуждается

 

Таблица 2 – Шкала потребности растений в фосфорных удобрениях

 

Балл Характер окрашивания Потребность растений
Нет синей окраски Очень сильная
Отпечаток среза слабо серо-голубой, а сосудистых пучков - серо-голубой Сильная
Отпечаток среза серо-голубой, а сосудистых пучков - немного темнее Выше средней
Отпечаток среза светло - синий, а сосудистых пучков - синий Средняя
Отпечаток всего среза синий, а сосудистых пучков - темно-синий Слабая
Отпечаток всего среза темно-синий, а сосудистых пучков - иссиня-черный Не нуждается

 

 

Таблица 3 – Шкала потребности растений в калийных удобрениях

Балл Характер окрашивания Потребность растений
Лимонно-желтое Очень сильная
Соломенно-желтое Сильная
Желто-оранжевая Выше средней
Оранжевое Средняя
Красно-оранжевое Слабая
Красно-суриковое Не нуждается

 

Картошка

Кругла, рассыпчата, бела

На стол она с полей пришла.

 

Редиска.

Щеки розовы, нос белый

В темноте сижу день целый,

А рубашка зелена.

Вся на солнышке она.

 

Грох.

Голова на ножке,

В голове горошки.

 

Капуста.

Уродилась я на славу.

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи –

Меня ищи.

 

Помидор.

В огороде вырастаю,

А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

В щи кладут и так едят.

 

Картофель. 12

Он и в дождик, он и в зной

Клубни прячет под землей.

Клубни вытащишь на свет –

Вот и завтрак, и обед.

 

Горох.

Голова на ножке,

В голове - горошки.

 

Капуста.

Лоскуток на лоскутке –

Зеленые заплатки.

Целый день на животе

Нежится на грядке.

 

Капуста.

Расселась барыня на грядке.

Одета в пышные шелка.

Мы для нее готовим кадки

И крупной соли полмешка.

 

Капуста.

Уродилась я на славу:

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи –

Меня в них ищи.

 

Он и в дождик, он и в зной

 

Клубни прячет под землей.

 

Клубни вытащишь на свет

 

Вот и завтрак, и обед. (Картофель)

 

Врос он в землю крепко.

 

Сидит на грядке колобок.

 

Круглый бок, желтый бок.

 

Что же это? (Репка)

 

Как надела сто рубах,

 

Захрустела на зубах. (Капуста)

 

ЗАГАДКИ ОБ ОВОЩАХ

 

В десять одёжек плотно одет,

 

Часто приходит к нам на обед.

 

Но лишь за стол ты его позовёшь,

 

Сам не заметишь, как слезы прольёшь.

 

Уродился я на славу,

 

Голова бела, кудрява.

 

Кто любит щи, меня ищи!

 

С виду — красная.

 

Раскусишь — белая.

 

Под каждым кустом

 

Сидит клубком.

 

Летом — в порядке:

 

Свежие, зелёные,

 

А зимой — в бочке —

 

Желтые, солёные.

 

Растёт на грядке

 

Зеленая ветка,

 

А на ней — красные детки.

 

САД, ОГОРОД

ЛУК

 

Есть загадка для ребят: Про меня так говорят, что Я старый дед, Что в сто шуб одет, Что все плачут от меня, Что сердитый очень я.

 

***

 

Кто меня тронет, Тот заплачет.

 

***

 

Скинули с Егорушки Золотые перышки — Заставил Егорушка Плакать и без горюшка. Заставит плакать всех вокруг, Хоть он и не драчун, а...

 

***

 

Сидит дед, в сто шуб одет, Кто его раздевает, Тот слезы проливает.

ПУГАЛО

 

На малину налетели, Поклевать ее хотели. Но увидели урода - И скорей из огорода! А урод сидит на палке, С бородою из мочалки.

 

***

 

Тело деревянное, Одежонка рваная. Не ест, не пьет, — Огород стережет.

КАПУСТА

 

Что за скрип? Что за хруст? Это что еще за куст? Как же быть без хруста, Если я...

 

***

 

Сто одежек — И все без застежек: Как надела сто рубах, — Захрустела на зубах.

КАРТОШКА

 

Бела, рассыпчата, вкусна, И на столе всегда она.

РЕПА

 

Круглая, да не лук, Желтая, да не масло, Сладкая, да не сахар, С хвостом, да не мышь.

МОРКОВЬ

 

За кудрявый хохолок Лису из норки поволок. На ощупь - гладкая, На вкус, как сахар - сладкая.

 

***

 

Сидит девица в темнице, А коса - на улице.

ТЫКВА

 

Золотая голова, Велика, тяжела. Золотая голова Отдохнуть прилегла. Голова велика, Только шея тонка.

ПОМИДОР

 

Я важный и сочный У меня красные щечки.

ОГУРЕЦ

 

Без окон,без дверей, Полна горница людей.

 

 

КАБАЧКИ

 

Наши поросятки выросли на грядке К солнышку бочком, Хвостики крючком. Наши поросятки Играют с нами в прятки.

АРБУЗ

 

Он большой, Как мяч футбольный, Если спелый - все довольны. Так приятен он на вкус, Что это за шар? —...

 

***

 

Круглый, полосатый, С огорода взятый, Сахарный и алый стал Кушайте, пожалуйста!

 

***

 

Сам - алый, сахарный, Кафтан зеленый, бархатный.

ЧЕРЕШНЯ

 

Была зеленой, маленькой, Потом я стала аленькой. На солнце почернела я, И вот теперь я спелая. Держась рукой за тросточку, Тебя давно я жду. Ты съешь меня, а косточку Зарой в своем саду!

 

 

ЯБЛОКО

 

Круглое, румяное С дерева достану я, На тарелку положу: “Кушай, мамочка”, —скажу.

 

 

Сбор лекарственных дикоросов обычно начинают рано весной
и продолжают до глубокой осени. Как правило, листья и стебли
собирают перед цветением или во время цветения, цветки -
в начале распускания, семена - по созревании, корни и корневища
- в первый год жизни растения осенью или во второй год ранней
весной, до пробуждения спящих почек. Лекарственные растения
заготавливают в ясную сухую погоду, так как сырое сырье
долго сохнет, быстро плесневеет и теряет большое количество
полезных веществ. Собирают их только в экологически чистой
местности, на расстоянии не менее 300 м от транспортныхмагистралей, лучше всего в лесу или на опушке леса, на солнечных
склонах.

Можно приготовить тёплый чай из мать-и-мачихи ,малины,медуницы и иван-чяая.