КАПУСТНЫЕ РАСТЕНИЯ
Контрольные вопросы и задания
СХЕМА СЕЛЕКЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Движущими факторами селекции, как и эволюции, являются изменчивость, наследственность и отбор. Однако проявление этих факторов, их активность и направленность в селекции несхожи с наблюдаемыми в дикой природе. Селекция отличается от естественного эволюционного процесса тем, что при необходимости, применяя мутагенные факторы, селекционер может в сотни и тысячи раз увеличить мутационную изменчивость организмов. Зная природу наследственности и учитывая особенности способа размножения, селекционер имеет возможность объединить в результате гибридизации комплексы наследственных факторов разных организмов и тем изменить ход и направление изменчивости. И, наконец, очень важное отличие селекции состоит в том, что наряду с естественным в селекционной работе особую роль приобретает искусственный отбор, проводимый человеком. Часто направления естественного и искусственного отборов не совпадают. Особенно ярко это выражено в селекции овощных растений, большинство из которых имеют сильно гипертрофированные органы (кочан, партенокарпические плоды и т. д.), строение которых препятствует нормальной их жизнедеятельности или требует значительных затрат продуктов фотосинтеза в ущерб семенной продуктивности. Морфобиологическая структура большинства овощных растений является следствием двух противоположно направленных факторов — естественного и искусственного отборов и находится в состоянии неустойчивого равновесия.
Сущность селекции состоит в улучшении старых и создании новых форм растений. Во время селекционной работы селекционеру приходится выполнять различные приемы, проводить исследования, применять разные способы создания популяций. Весь комплекс мероприятий, проводимых селекционером от начала работы до создания такого селекционного материала, который в качестве нового сорта может быть включен в станционное и затем государственное сортоиспытание, называют селекционным процессом.
В зависимости от цели селекционной работы, длительности цикла развития, способа размножения и других биологических особенностей растений мероприятия, выполняемые селекционером в процессе его работы, могут быть весьма разнообразными. Комплекс выполняемых в процессе селекции мероприятий в соответствии с тем, с какой целью их проводят, какие методы при этом применяют, можно разделить на три этапа: подбор и создание исходного материала для отбора, отбор и испытание.
I этап.На первом этапе в соответствии с поставленной задачей селекционер, мысленно представляя будущий сорт, анализирует многообразие выращиваемых в данной зоне местных и селекционных, а также инорайонных и зарубежных сортов для обнаружения форм, наиболее ему соответствующих. Если в каких-то сортах встречаются формы, близкие к намеченному образцу, то они служат исходным материалом для селекционной
работы (рис. 3).
При отсутствии в изучаемом материале форм, близких к намеченному образцу, или обнаружении отдельных требуемых признаков у представителей разных сортов селекционер искусственно создает популяции исходного материала селекции.
Наиболее эффективный и широко применяемый способ создания популяций исходного материала — гибридизация. Обнаружив требуемые для нового сорта признаки в разных сортах и скрестив последние, селекционер в гибридных организмах объединяет наследственность двух сортов. В полученном от такого растения потомстве он имеет возможность наблюдать большое многообразие сочетаний различных признаков, обусловленное различными комбинациями наследственных факторов этих сортов. У размножаемых семенами самоопыляющихся растений в качестве исходного материала используют обычно второе и следующие гибридные потомства. При скрещивании гетерозиготных перекрестноопыляющихся растений большое разнообразие форм наблюдается уже в первом гибридном поколении, поэтому его, а также второе поколение используют в качестве исходного материала селекции. Если обнаруженные в гибридных популяциях формы недостаточно близки к намеченной селекционером цели,
1-этап Поиск и создание исходного материала селекции
Дикорастущие растения | |
Сортобые популяции | Селекционные |
Местные | |
Инорайонные | |
Гибридные популяции | Внутривидодые |
Межвидобые | |
Полученные популяции | Мутантов |
Полиплоидов |
ПерВое поколение (2-этап) | Оценка растений, исходной популяции и отделение лучших для размножения | |
Размножение, или создание популяций следующего поколения | ||
Второе поколение (2-этап) | Оценка растений созданных популяций и Выделение лучших для размножения | |
Размножение, или создание популяций следующего поколения | ||
и т. д. (до создания популяции., отвечающей
целям селекционной работы)
Ш этап. Испытание
Контрольное
Конкурсное, или станционное
Государственное Рис .3 Схема селекционного процесса
Гибридизация не всегда обеспечивает возможность получения требуемого исходного материала. Во-первых, потому что в пределах сортового многообразия может отсутствовать признак, необходимый для нового сорта, во-вторых, некоторые ценные признаки могут быть сильно связаны с отрицательными признаками, а кроссинговер между ними мало вероятен.
Для получения значительных изменений, например таких, которые у данной культуры не наблюдаются, или, наоборот, для изменения одного признака при сохранении существующего ком-пнгкса в целом применяют создание популяций исходного материала с помощью мутагенных факторов. Для этого воздействуют физическими или химическими мутагенами на растения наиболее перспективных сортов. Полученное многообразие форм может служить исходным материалом для селекции. Но наиболее часто возникших в результате воздействия мутагенными факторами популяций выделяют наиболее интересные растения, скрещивают их с лучшими сортами, а гибридные потомства используют в качестве исходного материала. Иногда для создания популяции исходного материала воздействуют на растения колхицином и дру-1пми веществами, вызывающими кратное увеличение наборов хромосом в клетках, или явление полиплоидии. Возникшие в результате такого воздействия популяции также отличаются определенной специфичностью проявления признаков.
Из перечисленных способов создания популяций исходного материала каждый может быть использован отдельно или в сочетании с другими. Выбор того или иного способа определяется специфичностью поставленной цели, биологическими особенностями растений, эрудицией и интуицией селекционера и теми возможностями, которыми он располагает.
II этап.Цель этого этапа (отбора) — выделение из популяции исходного материала наиболее близких к намеченному образцу растений и создание на базе их наследственности новых популяций, все особи которых будут обладать требуемыми признаками. Па завершение отбора обычно требуется 5—7 поколений. Отбор включает два мероприятия, которые проводят поочередно в каждом поколении: оценку растений и создание популяций следующего поколения.
В каждом поколении отбора оценку растений и выделение наиболее ценных в качестве родоначальников будущих потомств можно выполнить различными методами, специфичность которых определяется числом и значимостью оцениваемых признаков, а также способом оценки каждого признака. Например, ценность анализируемых растений можно определять как по отдельному признаку, так и по комплексу признаков. Один и тот же признак можно оценить несколькими способами. Например,продуктивность растения можно определить как визуально, так и взвешиванием. В первых поколениях отбора, когда материал слишком разнообразен и многочислен, обычно применяют легко выполнимые способы оценки. В более поздних поколениях, когда селекционный материал достигает определенной выравненность и насыщенности ценными растениями, а разница между образцами нивелируется, применяют более сложные и точные анализы.
Различают несколько методов отбора. Их названия и способы проведения определяются особенностями создания популяций следующего поколения. Разнообразие методов отбора, а 'точнее методов получения популяций следующего поколения, определяется тем, сколько потомств вошло в состав каждой популяции (от многих, от небольшого числа растений или от одиночных растений), насколько ограниченна была возможность переопыления у перекрестноопыляющихся растений, а также тем, когда проводится оценка растений (до цветения или после него).
В ходе селекционной работы способы оценки растений и методы создания популяций следующих поколений в случае необходимости могут быть изменены в зависимости от изменения качества и количества селекционного материала. Их правильное сочетание в значительной мере определяет успех селекционной работы.
III этап.Этот этап селекционного процесса включает проведение различных по объему и сложности испытаний полученного в результате селекционной работы материала. Различают предварительные и конкурсные (станционные) испытания.
1. Дайте определение селекции.
2. Назовите имена выдающихся ученых, работавших в области генетики, селекции и семеноводства овощных и других культур.
3. Расскажите о вкладе отечественных ученых в развитие генетики, селекции и семеноводства овощных и других культур.
4. Назовите типы бесполого размножения растений и охарактеризуйте их значение в селекции.
5. В чем заключаются преимущества и недостатки селекционной работы с перекрестноопыляющимися и самоопыляющимися растениями?
6. Расскажите об особенностях строения и функций цветков перекрестноопыляющихся растений, препятствующих самоопылению.
7. Охарактеризуйте состав сортовых популяций самоопыляющихся и перекрестноопыляющихся растений
8. На какие этапы подразделяют селекционный процесс?
9. Какие мероприятия выполняют на каждом этапе?
10. Почему направления естественного и искусственного отборов в селекции овощных растений не совпадают?
11. Какой способ создания исходного материала наиболее широко применяют в селекции овощных культур?
Лабораторная работа №12
Тема: Особенности селекции капусты и изучение варьирования признаков
Цель занятия: Ознакомится с основными направлениями селекции капусты и изучить варьирование признаков растений.
Материалы и оборудование:
1.Схемы,плакаты.
2.Материалы по выполнению лабораторной работы.
Выполнение работы:
1. Ознакомится и записать в тетрадь основные положения по селекции культуры капусты.
2.Записать основные селекционные и морфологические признаки .
3.Изучить схему и особенности этапов селекционного процесса.
4. Ответить на вопросы
Капуста — одна из основных овощных культур. В России ее выращивают повсеместно, занимает она около 30 % общей площади овощных культурна в Нечерноземной зоне и Сибири — до 40-50 %. Широкому распространению капусты способствовали ее холодостойкость, высокая урожайность и значительная питательная ценность в сочетании с хорошими вкусовыми качествами.