Чем регулируют зацепление конических шестерен главной передачи автомобиля ЗИЛ 4333 и чего добиваются

Характерные дефекты головки блока автомобиля ЗИЛ, способы их выявления и устранения

Понятие о методах ремонта (обезличенный, не обезличенный, агрегатный)

Чем производится регулировка подшипников ведущей конической шестерни главной передачи автомобиля ЗИЛ 4314 и чего добиваются

Регулировка предварительного натяга подшипников производится путем подбора двух регулировочных шайб из выпускаемых заводом шайб следующих размеров: 2,00 - 2,02; 2,05 - 2,07; 2, 15 - 2, 17; 2,35 - 2,37, 2,45 - 2,47; 2,55 - 2,57; 2,60 - 2,62 мм. Момент затяжки гайки крепления фланца равен 200 - 250 Н-м (20 - 25 Krc-M). Гайка крепления фланца ведущей шестерни должна быть затянута до отказа и зашплинтована.

Для определения необходимости регулировки подшипников следует: завернуть гайку фланца до отказа, про верить, свободно ли вращается от руки вал ведущей шестерни. Если после проверки ощущается осевой зазор вала или вал вращается туго, следует произвести регулировку подшипников.

Обезличенный – это метод, при котором не сохраняется принадлежность частот к прежнему экземпляру изделия (сокращается простой, но качество ремонта может быть ниже).

Необезличенный – это метод, при котором снятые с автомобиля части после ремонта возвращаются на свои прежние места (повышает качество ремонта, но увеличивается простой)

Агрегатный – при этом методе неисправные агрегаты снимают с автомобиля, а на их место устанавливают новые или отремонтированные и автомобиль продолжает работу. Для такого метода необходимы запасные агрегаты.

Разборка головки цилиндров двигателя производится при необходимости замены или ремонта головки, а также тех деталей газораспределительного механизма, для которых необходимо предварительно снять головку с автомобиля (клапаны, седла и втулки клапанов и др.)

Головка блока цилиндров проверяется на герметичность, на отсутствие трещин и следов прогара стенок, определяется ее коробление (плоскостность поверхности прилегания к блоку цилиндров) и производится проверка размеров и соосности отверстий под распределительный вал и ось коромысел, измерение износов направляющих втулок клапанов и состояние седел клапанов. При наличии трещин и следов прогара на стенках головки ее бракуют.

Для проверки герметичности заглушают выходные каналы рубашки охлаждения, во внутреннюю полость головки подают сжатый воздух, а головку помещают в емкость с водой. Если при давлении воздуха 0,15... 0,20 МПа обнаруживают негерметичность головки, ее также бракуют.

Внутренние поверхности гнезд в головке цилиндров под шейки распределительного вала и ось коромысел измеряются нутромером, а их соосность — специальной оправкой (скалкой). Если размеры превышают предельно допустимые, а оправка не проходит одновременно во все отверстия вала или оси — то головку бракуют.

При установке ведущей конической шестерни в сборе необходимо проверить зацепление зубьев ведущей и ведомой конических шестерен (на краску по пятну контакта) и, если требуется, отрегулировать зацепление и установить необходимый зазор между зубьями. При этом должен быть выдержан зазор между зубьями в пределах 0,15 - 0,4 мм для новых шестерен и 0,5 мм (не более) для бывших в эксплуатации. Набор регулировочных прокладок, выпускаемых заводом, состоит из пяти штук размерами 1,0; 0,5; 0,2; 0,1 и 0,05 мм. Перемещение ведомой конической шестерни осуществляется перекладыванием прокладок из под фланцев одной крышки картера под фланец другой крышки без изменения их общей толщины, чтобы не нарушить регулировку подшипников вала ведущей цилиндрической шестерни. После окончательной регулировке положения ведущей и ведомой конических шестерен крутящий момент, необходимый для проворачивания вала ведущей цилиндрической шестерни в подшипниках, должен оставаться без изменения в пределах 1 - 3,5 Н-м (0,1 - 0,35 Krc-M). После окончания регулировки ведущей и ведомой конических шестерен необходимо окончательно затянуть болты крепления крышек подшипников ведущей цилиндрической шестерни и болты крепления стакана подшипников ведущей конической шестерни. Момент затяжки должен быть 60 - 80 Н-м (6 - 8 Krc-M). Зазор между зубьями замеряют индикатором (рис. 8.25) у широкой части зуба не менее чем для трех зубьев ведомой шестерни, расположенных равномерное по окружности. Для нормальной установки зацепления зубьев шестерен по пятну контакта надо нанести тонким слоем масляную краску на рабочие поверхности нескольких зубьев ведомой конической шестерни. Затем проворачивать вал ведущей конической шестерни в одну и другую стороны, притормаживая рукой ведомую шестерню. По образовавшимся пятнам контакта определяют характер зацепления шестерен. Если положение пятна неправильное, следует добиться нормального зацепления, перемещая ведущую и ведомою шестерни в осевом направлении. Перемещение ведущей конической шестерни осуществляется изменением толщины набора регулировочных прокладок, установленных между фланцами стакана подшипников ведущей шестерни и картером главной передачи.