Территориальная структура экономики региона и ее подсистемы
Понятие и элементы опорного каркаса территории.
Промышленность, ее производственные функции на территории.
Структурообразующие факторы территориальной организации промышленных производств.
Непосредственное воздействие на размещение и ТО предприятия оказывает следующий круг факторов:
1)сырьевой2)топливно-энергетический
3)водный4)рабочей силы
5)потребительский6)транспортный
Обычно на размещение п\п промышленности действуют несколько факторов однако их сила и интенсивность могут быть различными.
Промышленность - важнейшая часть единого хозяйственного комплекса РФ. На ее долю приходится ¾ ВВП страны. Несмотря на значительные разрушительные процессы перехода к рыночной экономике, она остается самой крупной и наиболее технооснащенной отраслью материального производства.
К основным производственным функциям промышленности можно отнести:
1) добыча минерального сырья и топлива
2) использование гидроэнергетических ресурсов
3) эксплуатация природных ресурсов растительного и животного происхождения
4) переработка промышленного и с/х сырья
Ведущая роль промышленности заключается в том, что именно в данной отрасли реализуются достижения производства новой продукции и внедрение новых технологий.
Опорный каркас территории - сеть крупных сельских поселений, крупных и крупнейших городов, которые в свою очередь объединены общегосударственной сетью транспортных магистралей федерального значения. В литературе под опорным каркасом расселения понимается сочетание крупных центров — фокусов экономической, политической, культурной жизни региона — и соединяющих их транспортных магистралей. Опорный каркас оказывает на территорию очень сильное влияние, служит для нее проводником культурного, политического, хозяйственного прогресса. С одной стороны, в нем сосредоточены все учреждения, ответственные за развитие территории, а с другой, вся территория в своем развитии тяготеет к нему, опирается на него. Наиболее крупные населенные пункты вместе с соединяющими их транспортными путями образуют каркас, или остов, территории, скрепляющий между собой ее отдельные части. Каркас состоит из узловых и линейных элементов. Населенные пункты — узлы производственных, социальных и культурных связей, а транспортные пути, по которым осуществляется взаимодействие как между отдельными частями территории, так и всей территории с остальным миром, — линейные элементы каркаса. Элементы каркаса притягивают к себе население, на прикаркасных территориях эффективнее развивается хозяйство, улучшаются условия жизни населения.
Территориальная структура – это конкретное распределение социально-экономических объектов по территории региона и совокупность устойчивых связей между ними, реализация которых заключается в преодолении пространства посредством сокращения пространственных затрат. Связь экономики с территорией и территориальными ресурсами, прежде всего природными (включая землю), носит самый непосредственный характер, но ограничивать региональную экономику только действующим в определенный момент времени административно-территориальным делением (АТД) страны неправомерно, так как при трансформации АТД собственно экономика не меняется. Современная структура экономики региона в разрезе поселений сформировалась под влиянием следующих факторов: наличия железнодорожного сообщения с регионами РФ, концентрации объектов производственной и социальной инфраструктуры, наличия трудовых ресурсов, т.е. факторов появившихся в результате строительства БАМ, а также фактора природных ресурсов. Природно - ресурсные предпосылки были главными для перспективного развития данного региона.