Какая страна попадает под определение третьей фазы демографического перехода, т.е. низкая рождаемость и низкая смертность?
Задания для самостоятельной работы
Темы | Инструкции по выполнению |
Тема № 1. 1. История становлении демографии | 1. В рекомендованной литературе, справочниках, энциклопедиях и др. источниках найти исторические сведения о первых исследованиях народов с позиций демографии. 2. Подготовить устный доклад на основе полученных сведений. 3. В докладе обратить основное внимание на исторические сведения о первых переписях населения |
2. Демографические процессы | 1. Используйте официальные сайты областной и местных администраций для получения сведений о естественном движении населения какого-либо региона (области, муниципального района). 2. Воспользуйтесь указанными в дополнительной литературе демографическими ежегодниками за несколько последних лет. 3. Выберите один демографический показатель (например, рождаемость) и сравните региональный показатель с общероссийским или показателем какого-либо региона. Подготовьте устный анализ статистического материала |
3. Демографическая структура населения | 1. В нескольких учебниках, указанных в списке основной литературы, найдите определение демографической структуры. 2. Сравните эти определения и составьте свой перечень основных демографических структур (состава) населения. 3. Рассмотрите один структурный показатель (например, возрастной состав) и покажите в устном сообщении его значение для демографической обстановки в стране или регионе |
4. Миграция населения | 1. Воспользуйтесь статистическими ежегодниками, указанными в списке дополнительной литературы для изучения динамики миграционных процессов в последние несколько лет. 2. Определите основные параметры миграции (тип, направление, объём, успешность и т. п.) и приведите их оценку в устном сообщении. В оценке укажите значение миграции для демографии страны или выбранного региона (желательно – Тверского) |
5. Демографическая политика | 1. В учебниках из списка основной литературы найдите определение, структуру, направления и задачи демографической политики. Запишите их в тетрадь для конспекта. 2. Найдите в тексте учебника названия нормативных документов (законов, указов, постановлений и государственных программ). 3. Найдите эти нормативные документы и составьте письменный отчёт об их содержании и назначении. Отчёт запишите в тетради для конспектов для последующего обсуждения на практических занятиях |
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ[*]
1. Укажите год проведения всеобщей переписи населения России:
а) 1913;
б) 1950;
в) 1933;
г) 1979.
2. Укажите пару республик в составе Российской Федерации, в обеих из которых в настоящее время наблюдается естественный прирост населения:
а) Саха (Якутия) и Дагестан;
б) Карелия и Татарстан;
в) Ингушетия и Тыва
г) Мари Эл и Мордовия.
3. Период массовой эмиграции из России приходится на:
а) 1774-1823 гг.;
б) 1861-1913 гг.;
в) 1934-1941 гг.;
г) 1971-1985 гг.
4. Определите правильное соответствие «регион современного оттока населения – регион современного притока населения»:
а) Чукотский АО – Хабаровский край;
б) Белгородская область – Ростовская область;
в) Таймырский АО – Республика Татарстан;
г) Чукотский АО – Архангельская область.
5. Укажите численность экономически активного населения России:
а) 25-35 млн.;
б) 40-50 млн.;
в) 65-75 млн.;
г) 120-125 млн.
6. На протяжении XX века доля европейской части в численности населения России:
а) выросла;
б) сократилась;
в) не изменилась.
7. Уровень смертности в Российской Федерации в последние годы:
а) повышается;
б) снижается;
в) не меняется.
8. Продолжительность предстоящей жизни мужчин в Российской Федерации в настоящее время составляет приблизительно:
а) 50 лет;
б) 55 лет;
в) 60 лет;
г) 65 лет;
д) 75 лет.
9. Продолжительность предстоящей жизни женщин в Российской Федерации в настоящее время составляет приблизительно:
а) 55 лет;
б) 60 лет;
в) 65 лет;
г) 70 лет;
д) 75 лет.
а) Япония;
б) Китай;
в) Россия;
г) Бразилия.
11. Выберите пару факторов, которые непосредственно определяют расширенный тип воспроизводства в стране или регионе:
а) высокая рождаемость – низкая смертность;
б) высокое качество жизни – низкая смертность;
в) высокая плотность населения – низкий уровень жизни;
г) низкая рождаемость – высокая продолжительность жизни.
12. В первой фазе демографического перехода снижается:
а) рождаемость;
б) смертность;
в) продолжительность жизни;
г) показатель брачности.