Рекомендации по подготовке к семинарским занятиям

Рекомендации по работе с литературой

Пожелания к изучению отдельных тем курса

При изучении раздела темы № 2«Источники данных о населении»особое внимание следует обратить на то, что в демографии используются самые разные источники информации, при этом переписи являются самым полным и достоверным источником данных. В межпереписной период сбор демографической статистики осуществляется с помощью системы текущего учета естественного движения населения, а также с помощью выборочных социально-демографических обследований. Необходимо обратить внимание на проблемы сопоставимости данных различных источников информации и комплексного использования информации.

При изучении темы 5 «Основные демографические процессы и их влияние на воспроизводство населения»особое внимание следует обратить на тесную взаимосвязь и взаимовлияние демографических процессов, на то, что их интенсивность и формы проявления меняются под влиянием изменения образа жизни и уровня развития производительных сил общества в исторической перспективе. Нужно подобрать конкретные примеры влияния правовых норм, уровня образования, традиций и религиозных верований на демографические процессы и демографическое поведение людей.

При подготовке вопросов, выделенных для самостоятельного изучения, обратите внимание на вопросы темы, которые раскрывают ее теоретическую часть. Особенно важно проверить то, как вы усвоили материал, отвечая на вопросы для самопроверки и самоконтроля, которые приведены в каждой теме. Важно также использовать при самостоятельной работе не только учебники, но и журналы, список которых также приведен по каждой теме.

 

При изучении курса учебной дисциплины особое внимание следует обратить на учебники, литературные источники и первоисточники, приведенные в списке литературы.

 

К основным (базовым) источникам учебной дисциплины относятся:

 

  1. Демография: Учебник / Под общ. Ред. Н.А.Волгина. М.: Изд-во РАГС, 2003.– 384 с.
  2. Демография: учебное пособие / кол. авторов; под ред. В.Г.Глушковой, Ю.А.Симагина. – 5-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2010. – 288 с.
  3. Демография и статистика населения: Учебник / И.И.Елисеева, Э.К.Васильева, М.А.Клупт и др.; Под ред. И.И.Елисеевой.– М.: Финансы и статистика, 2006.–688 с.
  4. Зверева Н.В. Основы демографии: Учеб. Пособие / Н.В.Зверева, И.Н.Веселкова, В.В.Елизаров. – М.: Высш.школа, 2004. – 374 с.
  5. Медков В.М. Демография: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 576 с.
  6. Основы демографии: Учеб. пособие / П.И.Косов, А.Б.Берендеева. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА_М, 2010. – 288 с.

 

Семинарские занятия - важная форма самостоятельной работы студента над научной и учебной литературой непосредственно в учебной аудитории под руководством преподавателя. Цель семинара состоит в том, чтобы помочь студентам глубже изучить наиболее сложные вопросы демографии и приобрести необходимые навыки самостоятельной работы. Предусматриваются различные формы проведения семинарских занятий: обсуждение теоретических вопросов, подготовка рефератов, выполнение домашних заданий, связанных с изучением специфики статистического и демографического анализа.

Готовясь к семинарскому занятию, студент учится конспектировать литературу, обдумывать ее, суммировать знания, полученные из различных источников и на лекциях. Активное участие в работе семинаров, выступления на них, коллективное обсуждение сложных вопросов и проблем приучают студентов формулировать и обосновывать решение теоретических или практических вопросов и защищать его в дискуссии здесь же в ходе занятий. Смысл семинара не только в том, чтобы выявить знания студентов, но и в том, чтобы активизировать, углубить изучение ими той или иной проблемы, хотя, конечно, к семинару студенту надо заранее подготовиться и эту подготовленность в ходе семинара проявить. Задача семинара заключается также в формировании у студентов навыков публичного выступления, умения ясно, последовательно, логично и аргументировано излагать свои мысли. Путем коллективного обсуждения в аудитории под руководством преподавателя лучше усваиваются наиболее сложные и важные вопросы курса, происходит их углубленное изучение, вырабатывается творческое мышление. В итоге семинарского занятия преподаватель анализирует выступления студентов, отмечает лучшие выступления, а также тех, кто слабо подготовился к занятию. Семинар, таким образом, позволяет преподавателю контролировать изучение студентами учебных дисциплин.

Для подготовки к семинарским занятиям студент получает на кафедре или в библиотеке методические рекомендации по подготовке к занятиям по учебной дисциплине. В учебно-методическом комплексе содержится план занятия, методические указания, дается список основной и дополнительной литературы по теме занятия. Обучение в академии предполагает творческий подход к познанию предусмотренных планом тем.