КОЛХОЗНИКИ ТРЕБУЮТ ПЕРЕДАЧИ МЕЧЕТИ ПОД КЛУБ
Документ
На Татарской Слободке
Мечеть заглохла, но законы ее еще затаились у отсталой части населения. В противовес мечети - районная изба-читальня, радио, кино. Батраки и бедняки создали овощный колхоз
Пройти в татарскую слободку - это значит пересечь каких-нибудь две-три улицы от центра города. Казалось бы, что в таком незначительном расстоянии от шумного центра города встретишь привычную жизнь трудового населения. Но уже самое беглое ознакомление с этим районом убеждает, что это - всеми забытый, заброшенный уголок, что годы горячей стройки не затронули этих мест.
*
Татар в Слободке около двух тысяч человек. В большинстве своем они - огородники. Почти у каждого из них полторы-две десятины земли на местных болотах, где они выращивают овощи. Есть и татары-ремесленники, уже частично рассосавшиеся по местным заводам и фабрикам.
Казалось бы, здесь есть над чем поработать. Но почему-то до сих пор ничего не делается.
Много лет назад скрипели по пятницам тяжелые ворота мечети, в мягких туфлях заходили туда татары читать никому непонятные слова корана. Скрипят ворота мечети и сейчас. Но кроме нескольких старух да стариков, туда никто уже не заглядывает.
Мечеть заглохла, полумесяц над ней заржавел, но законы ее еще сохранились для отсталой части населения. Борьба с ними шла и идет недостаточно. Законы мечети усугубляют темноту и невежество.
*
Разве не диким кажется случай, происшедший всего в нескольких улицах от центра города? В прошлом году вовремя не выпал дождь. Огородники каждый день с тревогой смотрели на небо. Дождя все нет. И вот, решают умилостивить аллаха. На берегу реки Свислочи происходит самое настоящее жертвоприношение, - режут черного барана …
На справляемых в Слободке из года в год «байрамах» (праздниках) тоже льется кровь невинных «барашков» … петухов.
Вечером в Слободке заливается пьяная гармонь, за ставнями окон слышен топот каблуков. Это - вечеринка, которая редко кончается мирно.
Невольно вспоминается процесс «героев Людамонта», избивавших автодоровцев. Можно быть уверенным, что эти «герои» - воспитанники пьяных вечеринок.
Я видел, как дрались здесь двое пьяных. Звали милиционера, но пока он подошел, они успели хорошенько раскрошить друг друга. Один, с вытекающим глазом, пошел в амбулаторию, пугая прохожих и неизвестно в чем извиняясь перед каждым.
Такие картинки здесь часты.
*
Читатель в недоумении, у него - куча вопросов:
- Где же наши культурные органы? Где союз безбожников? Где, наконец, пригородный сельсовет, призванный руководить этой Слободкой?
Года два тому назад Окрполитпросвет открыл здесь татарскую избу-читальню. Сюда стала приходить трудящаяся молодежь, часть стариков. Недавно читальню из татарской переименовали в районную. Маленькая комнатка сейчас еле вмещает всех приходящих. Несмотря на то, что изба-читальня выглядит довольно убого, сюда охотно заходят почитать газету, книжку, прослушать лекцию. Работают кружки. Изба связана с местными предприятиями, совхозом «Людамонт», но теснота помещения, отсутствие средств мешает развернуть работу.
На днях в маленькой комнатке читальни происходило историческое собрание. Население татарской слободки обсуждало вопрос о колхозе. 110 огородников-батраков и бедняков решили создать колхоз скороспелых культур.
Еще одно важное решение вынесли будущие колхозники. Они потребовали передачи им мечети под клуб. В самом деле: несколько стариков, собирающихся раз в неделю, занимают просторное здание мечети. А сотни трудящихся ютятся в узкой комнатке избы-читальни, где не только «не размахнешься с работой», но где даже присесть.
А в новом помещении избы будет место для школы, кино-зала, радио-установки.
*
Татарская слобода - непочатое поле работы для Окрполитпросвета, кооперативных и медицинских учреждений. В слободке - ни одной школы. Татарская молодежь не раз и не два снаряжала делегацию в Окрполитпросвет и союз безбожников:
- Придите посмотреть, как мы живем, - мы тонем в темноте.
Тов. Шиманский из Окрполитпросвета, тов. Малиновский из Пушкинской библиотеки обещали придти, обещали помочь, но дальше обещаний не пошло.
Кооперативное обслуживание района - скверное. Кооператив «Земляроб» не удовлетворяет население. Расположенные вблизи амбулатории обслуживают лишь застрахованных и кустарей. Татары-огородники оставлены без медицинской помощи.
Много лучшего оставляет желать благоустройство этой части города.
*
Решения общего собрания огородников, от выполнения которых зависит дальнейший культурный и экономический расцвет татарской слободки, должно быть осуществлено в ближайший срок.