Задачи политическо-культурной работы среди белорусских татар

Документ

НАЧ. АДМИНИСТР. УПРАВЛ. НКВД БССР. (Иностранная часть).

Кастрычн. 1928 г.

Документ

[Гомельскі акруговы адміністрацыйны аддзел]

 

В гор. Гомеле и Ново-Белице проживают иностранные подданные, главным образом Персы, каковые избрали свое местожительство еще со времени империалистической и гражданской войны. Большинство из них живет в городе положительно без всяких документов не только подтверждающих их подданство, но и без документов, удостоверяющих их личность. На неоднократные наши вызовы их в Окр. Админ. Отдел и предложения или истребовать от своих Консулов нацпаспорта, или выбрать виды на жительство по ф. №-2, как заявляющих себя иностранными подданными, персы ничего не выполняют и получать отказываются, мотивируя это тем, что у них нет средств для оплаты за документы (регистрация по 5 р. 50 к. и консульские сборы), поэтому продолжают жить без документов.

Имущественное их положение безусловно самое бедняцкое, так как все они занимаются чисткой обуви, но на жизнь имеют, хотя, правда, у многих большая семейная обремененность. Несмотря-же на означенные причины, как отсутствие средств, мы все-же понудили некоторых получить документы, а большинство и до сего времени, как указано выше, продолжают оставаться без документов.

На основании изложенного Окр. Админ. Отдел просит указаний, как поступить и какие принимать меры по отношению указанных лиц.-

НАЧАЛЬНИК ОКР. АДМИН. ОТДЕЛА [Подпись] (МЛОДОК)

ЗАВЕД. СТОЛОМ АДМИН. НАДЗОРА [Подпись] (РОСЛАВЦЕВ)

 

[1928 г.]

Среди многих народностей, входящих в состав БССР, белорусские татары составляют одно из самых незначительных по численности национальных меньшинств; интересная, но мало кому известная история их тесно связана с историей Белоруссии.

Белорусские татары в исторической науке и в жизни назывались литовскими татарами, но так как поселения их сосредоточены на территории Восточной и Западной Белоруссии, то они должны называться белорусскими татарами, и это название впервые присвоено им академиком Карским в его труде «Белоруссы».

По несколько преувеличенным данным современников, в первой половине ХVI столетия насчитывалось татар до 200.000 человек, но вследствие инквизиции, широко распространенной в конце ХVI и в первой половине ХVII столетий, большая часть татар переселилась в Перекопское царство и Турцию, так что к 1631 году насчитывалось их только 20.000.

По переписи городского населения 1923 года в БССР зарегистрировано 2.614 татар, а по общей переписи 1926 года насчитывается 3.777 татар, при чем наибольшее число их приходится на Минский округ: в г. Минске – 1283 ч., в м. Смиловичах – 376 ч., в Узде – 209 ч.

Белорусские татары до настоящего времени не считались ни нацменьшинством, ни особой этнографической группой, потому что не имеют главного признака, необходимого для признания их за самостоятельную нацию – своего особого языка, вследствие того. Что с ХVI и до начала ХVII столетия женились на христианках, и дети от таких браков следовали религии своих отцов. Однако следует признать такой подход в данном, исключительном, случае чисто формальным: белорусские татары имеют многие особенности, которые выделяют их среди прочего населения Белоруссии, и это доказывается уже фактом самосознания, что они составляют особую нацию, проявившую исключительную стойкость, несмотря на то, что они перестали говорить на татарском языке и никогда не были фанатиками в вопросах религиозного культа.

Причины этого нужно искать в том, что они живут компактными массами, занимая отдельные части населенных пунктов, тесно связаны между собою экономически, родством, национальными преданиями («аль Китаб»), составляющими их историческое наследие и, отчасти, выполнением связанных с мусульманской религией обрядов.

В этом отношении интересны факты, доказывающие, что татары стремились снова к своему национальному татарскому языку. До революции 1905 года царское правительство запрещало татарам иметь свои школы, но после первой революции в г. Минск был прислан из г. Казани учитель татарского языка, которому платили жители г. Казани. Кроме того, около 30 детей беднейших родителей татар города Минска и местечек с татарским населением было послано в г. Казань, где их содержали и учили татарскому языку бесплатно. В связи с наступившей затем реакцией дело это заглохло и не имело ощутительных результатов. Только после Октябрьской революции татарам г. Минска была дана школа, которая называлась татарской и до 1921 г. в ней преподавался татарский язык (в настоящее время школа №26, на улице Освобождения). По неизвестным для меня причинам школа эта была от татар впоследствии отнята и снята надпись на ней «Татарская школа». В 1927 г. в Нацкомиссию при Минском Окрисполкоме поступило заявление нацкомиссии местечка Смилович с просьбою предоставления возможности детям татар изучения в школе их родного татарского языка.

Все это служит достаточным доказательством того факта, что белорусские татары имеют достаточно данных для того, чтобы выделить их в особое нацменьшинство и удовлетворить их неотложные экономические и культурно-просветительные нужды.

Среди татарских народов СССР белорусские татары наиболее культурны и после Октябрьской Революции особые делегаты Татреспублики и Киргизской республики настоятельно предлагали белорусским татарам принять участие в Советском строительстве их республик. В настоящее время среди киргизов, туркменов, сартов, узбеков и якутов имеются еще кочующие народы и народы, находящиеся на ступени экономического развития, соответствующей эпохе феодализма. Поэтому вопрос об обучении татар их национальному татарскому языку имеет более широкое значение.

В связи с быстрым экономическим ростом БССР и перенаселением не только городов, но и сел, экономическое положение белорусских татар, которые занимаются, преимущественно, огородничеством и выделкой кож, все время ухудшается, и их занятия перестают давать средства, необходимые для проживания и культурного развития. Поэтому в отношении их необходимо провести следующие меры:

1) выделить белорусских татар в особую национальную группу, с представителем от них в нацкомиссии, для наилучшего проведения в их отношении всех тех мер, которые распространяются на прочие нацменьшинства;

2) отпустить для огородников и земледельцев долгосрочный кредит для перехода от огородной культуры к садовой и назначить для руководства этим делом ученых садоводов;

3) кооперировать татар-кустарей, организовать обучение татар выделке сафьяну и наладить сбыт его, так как до XVIII столетия белорусские татары были известны как самые искуссные мастера по выделке кож и сафьяну;

4) организовать переселение татар в Крым, откуда они, главным образом, переселились;

5) начать политическую и культурно-просветительную работу среди татар, для чего вернуть им школу с преподаванием в ней татарского языка и организовать клуб, для помещения которого имеется подходящий дом по Замечетному переулку (бывший Сталкинда).

Работа, проделанная ХІ с’ездом КП(б)Б, дает полную уверенность в том, что под руководством нашей партии начнется политико-просветительное просвещение белорусских татар и строительство их экономики, что еще более укрепит преданность их Советскому Правительству.