Й учебный вопрос: Обеспечение безопасности в условиях ЧС. Защита в ЧС.

Безопасность в ЧС – это состояние защищенности жизни и здоровья людей , их имущества и среды обитания от опасностей в ЧС.

Защищенность в ЧС – это состояние , при котором предотвращают или определенно снижают негативные последствия возникновения потенциальных опасностей в ЧС для населения, объектов экономики и окружающей природной среде.

Если обеспеченность безопасности в ЧС, до приемлемого уровня, достигается управлением рисками, целесообразно рассмотреть суть этого процесса.

В рамках технократической концепции природный и техногенный риски измеряются вероятной величиной потерь за определенный промежуток времени, как правило, за год (см. т.1 з.2.). заблаговременное предвидение (прогноз) риска, выявление влияющих факторов (поражающих факторов), принятие мер по снижению путем целенаправленного изменения этих факторов с учетом эффективности принимаемых мер составляет суть процесса управления рисками.

В общем случае управление риском - это разработка и обоснование оптимальных программ деятельности , призванных эффективно реализовать решения в области обеспечения безопасности. Главный элемент такой деятельности - процесс оптимального распределения ограниченных ресурсов на снижение различных видов риска с целью достижения различных видов риска с целью достижения такого уровня безопасности населения и окружающей среды, какой только возможен с учетом экономических и социальных факторов.

Процесс управления риском базируется на результатах количественной оценки риска, которая позволяет:

сопоставить альтернативные проекты потенциально опасных объектов и технологий;

выявлять наиболее опасные факторы риска, действующие на ОЭ;

создавать базы данных и базы знаний для экспертных систем поддержки принятия технических решений и разработки нормативных документов;

определять приоритетные направления инвестиций, направленных на снижение риска и уменьшения опасности.

Стадии процесса управления риском (рис.1). в качестве критериев в процессе управления риском используются уровни риска, которые общество считает приемлемым. Цель этого процесса – снизить уровень риска до приемлемого.

 

Рис.1. схема процесса управления риском.

 

Для поиска вариантов снижения риска проводится научное прогнозирование изменения параметров имеющейся ситуации и моделирование поведения рассматриваемого объекта. Под научным прогнозом понимают высказывание в виде вероятностного утверждения о зависящем от неопределенных или неизвестных факторов поведения некоторой системы в будущем сделанное на основании изучения и обобщения опыта прошлого с использованием интуитивных представлений о развитии данной системы в будущем. Научные прогнозы (экспертные оценки) делаются экспертами – специалистами в рассматриваемой области.

Как следует из рис.1, сначала осуществляется сравнение результатов оценки риска для рассматриваемой ситуации и соответствующих критериев. После сравнения находятся варианты снижения риска, каждый из которых оценивается с учетом затрат на его реализацию. Оценка вариантов является итеративной операцией и повторяется до тех пор, пока не будет выбрано оптимальное решение.

Для управления риском ЧС следует развивать:

- систему мониторинга, анализа риска и прогнозирования ЧС как основы деятельности по снижению риска ЧС;

- систему предупреждения ЧС и механизм государственного регулирования риска;

- систему ликвидации ЧС, включая оперативное реагирование на ЧС, технические средства и технологии проведения аварийно-спасательных работ, первоочередного жизнеобеспечения и реабилитации пострадавшего населения;

- систему подготовки руководящего состава органов управления, специалистов и населения в области снижения рисков и смягчения последствий ЧС.

Структура системы управления природными и техногенными рисками в масштабе страны или на некоторой территории имеет следующую структуру состоящую из ряда основных элементов. (рис.2 ).

Рис.2.Структура системы управления природными и техногенными рисками

 

 

Система управления природными и техногенными рисками включает в себя следующие основные элементы:

- установление исходя из экономических и социальных факторов уровней приемлемого риска и построение механизмов государственного регулирования безопасности;

- мониторинг окружающей среды, анализ риска для жизнедеятельности и прогнозирования ЧС;

- принятие решений о целесообразности проведения мероприятий защиты;

- рациональное распределение средств на превентивные меры по снижению риска и меры по смягчению последствий ЧС;

- осуществление превентивных мер по снижению риска ЧС и смягчению последствий;

- проведение АСДНР, а также восстановительных работ.

 

К основным задачам по обеспечению безопасности в ЧС в природно-техногенной сфере относятся:

- предупреждение ЧС;

- защита в ЧС;

- ликвидация ЧС.

 

           
   
 
 
   
Безопасность в ЧС
 
 

 


           
     
 

 

 


Предупреждение ЧС – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среды и материальных потерь в случае их возникновения. Другими словами – ото совокупность мероприятий, проводимых органами исполнительной власти РФ, всех уровней и организационными структурами РСЧС, направленных на предотвращение ЧС и уменьшение их масштабов в случае возникновения.

Предупреждение ЧС в природно-техногенной сфере включает решение трех основных задач:

- прогнозирование ЧС;

- мониторинг окружающей среды;

- подготовку к ЧС.

Прогнозирование ЧС - это опережающее отражение вероятности возник­новения и развития ЧС на основе анализа возможных причин её возникно­вения, её источника в прошлом и настоящем.

Прогнозирование может носить долгосрочный, краткосрочный или оперативный характер.

В области прогнозирования решаются следующие задачи:

- обеспечение эффективной работы государственных экспертных и над­зорных органов и органов, осуществляющих декларирование безопасности промышленных объектов и лицензирование их эксплуатационной деятель­ности, сертификацию и стандартизацию выпускаемой ими продукции;

- оптимизация деятельности существующих и создание новых мониторинговых прогнозных структур местного, ведомственного и федерального уровней;

- обеспечение реализации долгосрочных мероприятий по управлению рисками;

- проведение комплекса мероприятий по смягчению последствий ЧС на территориях, для которых комплексный риск является наибольшим и превы­шает допустимые значения;

- развитие страхования и перестрахования рисков от аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Прогнозирование ЧС, в итоге, должно оценить риск персонала и населе­ния в ЧС.

Проблема снижения рисков и смягчения последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий носит характер первостепенной важности для государства и общества, и её решения относятся к приоритетной сфере обеспечения национальной безопасности.

В государственном масштабе проблема снижения рисков решается в рамках концепции устойчивого развития Российской Федерации; для организации, учреждения и объекта - в рамках устойчивого функционирования в повсед­невных и экстремальных условиях.

Целью государственной политики в области снижения рисков ЧС является обеспечение гарантированного уровня безопасности личности, общества и государства в пределах показателей приемлемого риска, критерии которого устанавливаются с учётом уровня социально-экономического развития страны и мирового опыта в данной области.

Наука о риске - сравнительно молодая область человеческих знаний. Её сложность видна хотя бы в том, с чем приходится сталкиваться исследо­вателям:

- одни виды риска конкретны, тогда как другие не могут быть конкретно определены (например, риск, связанный с промышленными авариями, стихийными бедствиями и экологическими ЧС);

- существует профессиональный риск (например опасность профес­сиональных заболеваний) и риск, которому подвергается всё население определённой территории (например облучение населения в результате попадания радионуклидов в окружающую природную среду);

- невозможно точно определить величину риска при проектировании новых технических систем;

- трудности в достаточно точном предсказании возникновения ЧС и масштабов их распространения.

Концепция риска включает в себя два элемента - оценку риска и управ­ление риском.

Оценка риска - это анализ происхождения (возникновения) и масштабов риска в конкретной ситуации и разработка решения (в форме правового акта), направленного на сведение до минимума и уменьшение (минимизацию) риска.

Оценка риска производится для того, чтобы определить, где кроются основные проблемы. Процесс выработки решения о том, как устранить эти проблемы, - управление риском. Оно подразумевает, что до разработки управленческого решения должна быть осуществлена оценка риска.

Таким образом, оценка риска и управление риском - два аспекта, две фазы единого процесса принятия решения, основанные на характеристике риска, которая является конечным звеном его оценки и начальным звеном управления риском, объединяя обе процедуры.

Для минимизации риска необходимо знать не только основные его источ­ники, но и более рациональные пути его уменьшения (управление риском).

Оценка риска строится на всестороннем анализе источника ЧС. Управ­ление риском опирается на экономический и технико-экономический анализ, а также нормативную и правовую базу.

Оценка риска в настоящее время является единственным аналитическим инструментом, позволяющим определить факторы риска для здоровья человека, их соотношение и на этой базе очертить приоритеты деятельности по минимизации риска (т.е. приоритеты управления риском).

Главное предназначение оценки риска состоит в количественном опре­делении вклада каждого вида опасности в негативное воздействие на чело­века.

Оценка риска представляет собой процесс количественной оценки веро­ятности и последствий. Она не содержит никакого социального или эконо­мического элемента по обеспечению безопасности населения в ЧС. Однако при использовании оценок риска необходимо учитывать также, каким обра­зом население реагирует на реальные или воображаемые виды риска. Нельзя надеяться, что органы управления будут принимать меры только на основании количественной оценки риска - им придётся учитывать реакцию населения и понимание им риска.

Любая оценка риска начинается с рассмотрения информации о предыду­щих событиях и их последствиях и представляет собой процесс предсказания, основанный на предшествующем опыте. Значительная часть суждений свя­зана с оценкой того, насколько эффективно были изучены уроки прошлого, для того чтобы положение в будущем могло стать несколько лучше ранее предсказанного.