Введение.

Тема7 «Защита населения и территорий в ЧС».

 

Занятие 1 «Организация, принципы и способы защиты населения в ЧС мирного и военного времени».

 

 

По мере усложнения технического производственного потен­циала, роста численности населения и его урбанизации объектив­но формируется более уязвимая социальная среда, деструктивное влияние на которую аварий, катастроф, стихийных бедствий по­стоянно увеличивается. Это обусловлено, во-первых, глобальными климатическими изменениями, чрезмерной антропогенной на­грузкой на окружающую среду, рискованностью многих наукоем­ких, в т.ч. военных, технологий. Во-вторых, увеличение числа при­родных и техногенных ЧС сочетается с растущим социально-эко­номическим ущербом и снижением защищенности населения от катастроф и стихийных бедствий. Ежегодно число пострадавших от стихийных бедствий на планете повышается в среднем на 6%.

Обеспечение безопасности, защиты населения и объектов хо­зяйства от опасных природных и техногенных процессов является одной из основных функций государства. До недавнего времени практическая деятельность по реализации этой функции базиро­валась на концепции «абсолютной безопасности», исходящей из недопущения катастрофических отказов в установленный срок в техносферы и человеческих жертв от опасных природных явлений. Однако на практике она была нереализуемой из-за необходимости огромных материальных и финансовых затрат, которые общество не могло себе позволить. Кроме этого, эта концепция не дает ответ о количественной мере достигнутого уровня безопасности, так как лежащий в ее основе лозунг «жизнь человека бесценна» предпола­гает безнравственной саму процедуру такой оценки. Поэтому ре­гулирование безопасности происходило часто интуитивно, мето­дом проб и ошибок, в соответствии с субъективными представле­ниями человека о соотношении качества жизни и безопасности.

Хотя опасные технические проекты проходили оценку по крите­риям «затраты—выгода», «эффективность — стоимость» и др., од­нако в ходе ее часто уходили от количественного определения дос­тигнутого уровня безопасности, так как считалось, что при данном уровне технического развития и заложенных в проект технических решений она достигнута. При этом не учитывалось, что негатив­ные и позитивные результаты любой деятельности распределяют­ся между членами общества крайне неравномерно: определенным группам населения причиняется вред от той деятельности, кото­рая выгодна для большинства населения. Поэтому-то и необходи­мы определенные ограничения на практическую деятельность, которые гарантировали бы определенный уровень реализации материальных и духовных потребностей каждого человека при ус­ловии его личной безопасности.

Лавинообразный рост количества аварий и катастроф в конце XX века побудил коренной пересмотр принципов обеспечения безопасности. В результате чего, начиная с 70-х годов XX века, промышленно развитые страны перешли на управление безопас­ностью с позиций новой концепции «приемлемого риска». (смотри тема1 зан.2)

Безопасность населения и территорий, т.е. снижение риска для жизнедеятельности населения до приемлемого уровня, достигается путем управления рисками: природными (стихийных бедствий) и техногенными (происшествий, аварий). Долгосрочные цели управления в масштабе страны определяются на основе концепции устойчивого развития, среднесрочные – приемлемого риска, краткосрочные – оправданного риска.

Под природным риском понимается возможность нежелательных последствий от опасных природных процессов и явлений, а под техногенным – от опасных техногенных явлений, а также ухудшения состояния окружающей природной среды из-за промышленных выбросов в процессе хозяйственной деятельности. Последнее является сферой деятельности экологической безопасности.