Введение.
Тема7 «Защита населения и территорий в ЧС».
Занятие 1 «Организация, принципы и способы защиты населения в ЧС мирного и военного времени».
По мере усложнения технического производственного потенциала, роста численности населения и его урбанизации объективно формируется более уязвимая социальная среда, деструктивное влияние на которую аварий, катастроф, стихийных бедствий постоянно увеличивается. Это обусловлено, во-первых, глобальными климатическими изменениями, чрезмерной антропогенной нагрузкой на окружающую среду, рискованностью многих наукоемких, в т.ч. военных, технологий. Во-вторых, увеличение числа природных и техногенных ЧС сочетается с растущим социально-экономическим ущербом и снижением защищенности населения от катастроф и стихийных бедствий. Ежегодно число пострадавших от стихийных бедствий на планете повышается в среднем на 6%.
Обеспечение безопасности, защиты населения и объектов хозяйства от опасных природных и техногенных процессов является одной из основных функций государства. До недавнего времени практическая деятельность по реализации этой функции базировалась на концепции «абсолютной безопасности», исходящей из недопущения катастрофических отказов в установленный срок в техносферы и человеческих жертв от опасных природных явлений. Однако на практике она была нереализуемой из-за необходимости огромных материальных и финансовых затрат, которые общество не могло себе позволить. Кроме этого, эта концепция не дает ответ о количественной мере достигнутого уровня безопасности, так как лежащий в ее основе лозунг «жизнь человека бесценна» предполагает безнравственной саму процедуру такой оценки. Поэтому регулирование безопасности происходило часто интуитивно, методом проб и ошибок, в соответствии с субъективными представлениями человека о соотношении качества жизни и безопасности.
Хотя опасные технические проекты проходили оценку по критериям «затраты—выгода», «эффективность — стоимость» и др., однако в ходе ее часто уходили от количественного определения достигнутого уровня безопасности, так как считалось, что при данном уровне технического развития и заложенных в проект технических решений она достигнута. При этом не учитывалось, что негативные и позитивные результаты любой деятельности распределяются между членами общества крайне неравномерно: определенным группам населения причиняется вред от той деятельности, которая выгодна для большинства населения. Поэтому-то и необходимы определенные ограничения на практическую деятельность, которые гарантировали бы определенный уровень реализации материальных и духовных потребностей каждого человека при условии его личной безопасности.
Лавинообразный рост количества аварий и катастроф в конце XX века побудил коренной пересмотр принципов обеспечения безопасности. В результате чего, начиная с 70-х годов XX века, промышленно развитые страны перешли на управление безопасностью с позиций новой концепции «приемлемого риска». (смотри тема1 зан.2)
Безопасность населения и территорий, т.е. снижение риска для жизнедеятельности населения до приемлемого уровня, достигается путем управления рисками: природными (стихийных бедствий) и техногенными (происшествий, аварий). Долгосрочные цели управления в масштабе страны определяются на основе концепции устойчивого развития, среднесрочные – приемлемого риска, краткосрочные – оправданного риска.
Под природным риском понимается возможность нежелательных последствий от опасных природных процессов и явлений, а под техногенным – от опасных техногенных явлений, а также ухудшения состояния окружающей природной среды из-за промышленных выбросов в процессе хозяйственной деятельности. Последнее является сферой деятельности экологической безопасности.