Примерная структура реферата

Тематика реферативных выступлений студентов и методические указания по их выполнению.

Раздел 3. Демографические факты и их трактовки.

Задание 2.

Задание 1.

Раздел 2. Источники информации о населении и демографических процессах.

Задание 3.

Задание 2.

Задание 1.

Задание для самостоятельного решения.

Задание 3.

Задание 2.

Задание 1 .

Задание 2.

Задание 1.

Задание 4.

Задание 3.

Задание 2.

Задание 1.

На основании приведенных данных рассчитайте общий коэффициент рождаемости, смертности и естественного прироста населения в Российской Федерации. Сравните полученные коэффициенты и сделайте выводы.

Таблица 1

Российская Федерация Число родившихся Число умерших
Мужчины чел. Женщины чел. Мужчины чел. Женщины чел.

 

Численность населения на начало 1999 года составила 137551 тыс. чел., на конец года 147022 тыс. чел. Численность населения на начало 2009 года составила 143022 тыс. чел., на конец года 142041 тыс. чел.

На основании данных таблицы о возрастном составе женщин двух государств и сведений о числе родившихся у матерей разного возраста рассчитайте повозрастные коэффициенты рождаемости. Сравните полученные коэффициенты и сделайте выводы.

Таблица 2

 

Возрастная группа (лет) Российская Федерация Возрастная группа (лет) Узбекистан
числ. женщин, чел. кол-во родившихся детей, чел. числ. женщин, чел. кол-во родившихся детей, чел.
15 – 19 15 – 19
20 – 24 20 – 24
25 – 29 25 – 29
30 – 34 30 – 34
35 – 39 35 – 39
40 – 44 40 – 44
45 – 49 45 - 49
Итого Итого

 

Используя данные таблиц, рассчитайте показатели ранней неонатальной, неонатальной, постнеонатальной, перинатальной смертности детей для двух государств.

Таблица 3

Российская Федерация
Число детей родившихся живыми чел. Число детей родившихся мертвыми чел. Число детей умерших на первой недели жизни Число детей умерших в первые 28 дней жизни Число детей умерших старше 1 месяца жизни

Таблица 4

Узбекистан
Число детей родившихся живыми чел Число детей родившихся мертвыми чел. Число детей умерших на первой недели жизни Число детей умерших в первые 28 дней жизни Число детей умерших старше 1 месяца жизни

 

 

Известны следующие данные о числе родившихся и умерших детей в возрасте до 1 года по двум районам.

Таблица 5

 

Районы
Число родившихся чел.
Число умерших до 1 г. чел.

 

Кроме того, известно, что в первом районе из общего числа детей умерших до 1 года родилось в предыдущем году 13010. А из числа родившихся в этом же районе 726733 чел. родилось в предыдущем году.

Во втором районе из числа умерших до 1 года детей родилось в предыдущем году 8446 чел. А из числа родившихся в этом же районе 225654 чел. родилось в предыдущем году.

Рассчитайте коэффициент младенческой смертности по каждому району.

2. Показатели уровня смертности: общий и повозрастной коэффициент смертности, коэффициент младенческой смертности, смертность по причинам, построение краткой таблицы смертности.

При изучении данного вопроса студенту необходимо обратить внимание на то, что для измерения смертности используются система показателей: общий коэффициент смертности равен отношению числа случаев смерти за период времени к общему числу человеко/лет, прожитых населением за этот период. Повозрастные коэффициенты смертности рассчитываются отдельно для мужчин и женщин как отношение числа смертей в том, или ином возрасте к среднегодовой численности мужчин или женщин в этом возрасте. Коэффициент младенческой смертности измеряет смертность детей в возрасте до года и рассчитывается по формуле Ратса. Таблица смертности (дожития)- это числовые модели смертности. Они представляют собой систему упорядоченных по возрасту и взаимосвязанных между собой рядов чисел, которые в своей совокупности описывают процесс вымирания некоторого теоретического поколения с фиксированной начальной численностью.

Задания для самостоятельного решения:

На основании данных таблицы 1 построить краткую таблицу смертности мужского и женского населения за 2009 г.

Порядок расчета следующий:

1. Возрастные коэффициенты смертности mx разделить на 1000 (т. е. перевести из промилле в доли и единицы) и перемножить на длину соответствующих возрастных интервалов n. Для интервала до 5 лет множитель - 4, для остальных интервалов – 5.

2. Возвести основание натурального логарифма «е» в отрицательную степень, равную произведению возрастного коэффициента смертности на длину возрастного интервала. Результат записываем в колонке вероятностей дожития Px.

3. Заполняем колонку чисел доживающих «lx». Основание таблицы смертности 100000 – константа. Умножив 100000 на p0 получаем l1, умножив l1 на p1 получаем l1 и так – все значения колонки чисел доживших до возраста «85 лет и старше».

4. Затем рассчитываем значение колонки dx как разность между соседними числами доживающих, т.е. 100000 – l1 = d1 ; l1 – l2 = d2 и т. д.

5. Далее необходимо рассчитать числа живущих. Для возрастных интервалов, кроме первого (5 лет), числа живущих рассчитываются по формуле: Lх= dx / mх..

Число живущих в первом возрастном интервале определяется из следующего уравнения: s L1 = 1,704 l1 +2,533 l5 – 0,237 l10. Число живущих в последнем возрастном интервале / 85 лет и старше / - определяется по формуле:

L85 = l85/m85.

6. Значение колонки чисел живущих в возрастах Тх – получаются суммированием чисел живущих Lх, с последовательным наращиванием суммы от конца ряда к началу.

7. Определяем среднюю ожидаемую продолжительность предстоящей жизни

(ех),путем деления чисел живущих в возрасте «х» лет и старше Тх – на соответствующие числа доживающих – lx.

Расчет таблицы смертности мужского и женского населения

России за 2009 г.

Таблица 1.

 

Всего умерших мужчин из них в возрасте, лет: mх   0/00 mх в долях единицы mх* n Px = l m x*n lx dx Lx Тх ех
до 5 4,8                
5 – 9 0,7                
10 – 14 0,6                
15 – 19 1,5                
20 – 24 2,6                
25 – 29 3,3                
30 – 34 4,0                
35 – 39 5,2                
40 – 44 7,1                
45 – 49 11,0                
50 – 54 15,2                
55 – 59 22,6                
60 – 64 32,6                
65 – 69 45,3                
70 – 74 67,8                
75 – 79 98,1                
80 – 84 144,7                
85 и старше 224,5                
Всего умерших женщин из них в возрасте, лет:                  
до 5 3,5                
5 – 9 0,4                
10 – 14 0,3                
15 - 19 0,6                
20 – 24 0,7                
25 – 29 0,8                
30 – 34 1,0                
35 – 39 1,5                
40 – 44 2,3                
45 – 49 3,6                
50 – 54 5,2                
55 – 59 8,4                
60 – 64 13,2                
65 – 69 21,6                
70 – 74 36,8                
75 – 79 61,2                
80 – 84 102,8                
85 и старше 192,4                

 

На основании данных таблицы 2 рассчитайте удельный вес умерших от данного класса причин смерти в общем, числе умерших и постройте диаграмму. Проанализируйте полученную диаграмму и сделайте письменно выводы об изменении структуры причин смерти.

Таблица 2

Стандартизованные коэффициенты смертности от некоторых причин смерти. Россия 1965, 1990, 2009.

Причины смерти Мужчины   Женщины
Все причины в том числе от: 1473,2 1871,0 1840,2 889,4 969,9 954,3
Болезней системы кровообращения 648,5 975,3 958,3 504,4 636,4 617,2
новообразование 292,3 299,8 301,8 160,8 137,7 146,4
инфекционные болезни 69,7 32,0 34,5 21,9 9,9 7,3
болезни органов дыхания 136,0 159,7 109,6 63,5 56,1 30,3
болезни органов пищеварения 42,1 53,8 54,5 21,7 22,6 26,1
несчастных случаев, отравлений, травм 180,0 284,3 316,3 41,4 67,3 78,8
прочих причин 104,6 66,1 65,2 75,7 39,9 41,2

 

 

Задания для самостоятельного решения:

На основании данных таблицы 1 рассчитайте нетто – коэффициент воспроизводства женского населения России за 2009 г. и средний возраст матерей при рождении дочерей. Сделайте соответствующие выводы.

Порядок расчета нетто – коэффициента и среднего возраста матерей следующий:

1. Из Демографического ежегодника России выписываются в графу 2 возрастные коэффициенты рождаемости, которые преобразуются из промилле в доли единицы (путем деления каждого на 1000) и записываются в графу 3.

2. Затем, умножая каждый из возрастных коэффициентов рождаемости на долю девочек среди новорожденных рождаемости девочек, которые записываются в графу 4 (0,488), получаем возрастные коэффициенты рождаемости девочек, которые записываются в графу 4.

3. По таблицам смертности населения России определяются числа живущих в каждой возрастной группе как средняя арифметическая величина из двух смежных чисел доживающих, т. е.

- число живущих женщин; lx и lx+5 - до возрастов х и х+5 из таблиц смертности. Полученные числа живущих делятся на корень таблицы смертности l0 (100000) заносятся в графу 5.

4. Возрастные коэффициенты рождаемости девочек из графы 4 умножаются построчно на числа живущих женщин из графы 5 и результаты записываются в графу 6.

5. Показатели граф 3,4 и 6 суммируются по вертикали, и суммы умножаются на 5 (на длину возрастного интервала). В результате получают в графе 3 суммарный коэффициент рождаемости; в графе 4 брутто – коэффициент воспроизводства населения, а в графе 6 – нетто – коэффициент воспроизводства населения.

6. Показатели графы 6 построчно умножают на показатели возрастов в середине каждого пятилетнего возрастного интервала (в графе 7) и результаты записать в графу 8. После суммирования полученных произведений и умножения суммы на 5, получаем числитель дроби, разделив который на нетто – коэффициент воспроизводства населения получим показатель длины женского поколения в России. Показатели возрастов в середине пятилетнего интервала рассчитываются по формуле:

 

где - возраст в середине интервала;

х – начало возрастного интервала;

- длина возрастного интервала.

Таблица 1.

Расчет нетто – коэффициента воспроизводства населения России за 2009 г. и среднего возраста матерей при рождении дочерей

Возрастные группы (лет) Fx0/00 Fx / 1000 Гр. 3* 0,488 Гр. 4х Гр. х5 х+0,5n Гр. 6 х Гр. 7
15 – 19 34,0     0,97626      
20 – 24 99,0     0,97189      
25 – 29 68,0     0,96651      
30 – 34 33,4     0,95983      
35 – 39 11,5     0,95075      
40 – 44 2,3     0,93762      
45 – 49 0,1     0,91797      
=              
х 5              

 

На основании таблицы 2 выполните диаграммы динамики возрастной рождаемости в России. Проанализируйте полученные диаграммы и сделайте письменно соответствующие выводы.

Таблица 2

Возрастная рождаемость в России 1980,1990, 200, 2009 гг.

Годы Рождаемость / 1000 / женщин в возрасте, лет
15 – 19 20 – 24 25 – 29 30 – 34 35 – 39 40 – 44 45 – 49
43,7 157,8 100,8 52,0 17,4 4,9 0,4
55,6 156,8 93,2 48,2 19,4 4,2 0,2
39,7 106,4 66,5 30,3 10,8 2,3 0,1
34,0 99,0 68,0 33,4 11,5 2,3 0,1
Городское население
39,8 141,1 93,5 48,0 14,2 3,1 0,2
48,1 141,5 86,0 44,2 17,00 3,4 0,1
34,7 96,3 61,2 27,9 9,6 1,9 0,1
29,4 90,8 62,9 31,2 10,3 1,9 0,1
Сельское население
54,4 216,3 125,8 67,1 27,3 9,6 0,8
83,2 207,5 116,3 62,0 28,3 7,6 0,3
54,4 141,1 83,2 37,8 15,0 3,7 0,2
46,8 125,2 85,2 39,8 15,3 3,5 0,2

 

Проанализируйте данные таблицы 3 и сделайте письменно выводы об изменении структуры компонентов общего коэффициента рождаемости.

Таблица 3.

Компоненты общего коэффициента рождаемости в России в отдельные периоды (в процентах к величине коэффициента в начале каждого периода).

Годы В том числе за счет изменения
Общего коэффициента рождаемости Доли женщин 15 – 49 лет в населении Возрастной структуры женского репродуктивного контингента Возрастных коэффициентов рождаемости
Все население
1959 – 1968 -39,8 -5,7 -13,2 -20,9
1969 – 1978 +10,1 -0,4 +14,0 -3,5
1979 – 1988 +8,5 -5,4 -0,2 +14,1
1989 – 1998 -22,1 -3,8 -0,8 -17,5
1999 – 2008 -30,6 +6,6 -8,1 -29,1
Городское население
1959 – 1968 -31,0 -5,1 -12,3 -13,6
1969 – 1978 +9,4 -2,1 +12,2 -0,7
1979 – 1988 +5,1 -5,0 -2,1 +12,2
1989 – 1998 -23,5 -4,6 +0,5 -19,4
1999 – 2008 -32,3 +3,7 -22,1 -13,9
Сельское население
1959 – 1968 -47,0 -10,3 -16,5 -20,2
1969 – 1978 +11,1 -1,6 +16,5 -3,3
1979 – 1988 +16,2 -10,5 +5,0 -21,7
1989 – 1998 -16,7 +1,6 +2,5 -20,8
1999 – 2008 -29,7 +8,8 -26,0 -12,5

 

4. Особенности миграционных процессов в России и мире.

При изучении данного вопроса студенту необходимо обратить внимание на то, что историю внутренний миграции населения России можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои специфические черты.

На основании данных таблицы 1 постройте диаграммы динамики миграции населения России с 1999 по 2008 гг. Проанализируйте полученные данные и сделайте письменно выводы об общих тенденциях миграции.

Таблица 1.

Число прибывших и выбывших мигрантов (внешние и внутренние миграции). 1999 по 2008 гг. млн. чел.

Годы   число прибывших   число выбывших
6,6 6,2
6,1 5,7
5,2 5,0
4,2 3,8
3,8 3,4
4,2 3,3
4,0 3,4
3,5 3,1
3,3 2,9
3,1 2,8

 

На основании данных таблицы 2 постройте диаграммы трансформации возрастной структуры мигрантов за 1999 и 2008 г. Проанализируйте полученные данные и сделайте письменно выводы об общих тенденциях миграции.

Таблица 2.

Возрастная структура мигрантов 1999, 2008 гг. %

Возраст, лет
все прибывшие все выбывшие все прибывшие все выбывшие
0 – 15 17,1 15,3 15,8 15,7
16 – 19 17,6 16,9 16,3 17,3
20 – 24 21,1 22,7 16,5 17,3
25 – 29 13,7 14,8 10,1 10,2
30 – 39 14,4 14,8 15,1 14,8
40 – 49 5,4 5,6 10,2 9,8
50 – 59 4,1 4,2 5,8 5,3
60 и старше 6,6 5,7 10,2 9,6
итого

 

На основании данных таблицы 3 постройте диаграммы миграционного обмена между Россией и странами СНГ и Балтии. Проанализируйте полученные данные и сделайте письменно соответствующие выводы.

Таблица 3.

Миграция между Россией и странами СНГ и Балтии 1980 – 1988 и

2000– 2008 гг.

Страны 1980 – 1988 тыс. чел. 2000 – 2008 тыс. чел.
Иммиграция Эмиграция Нетто миграция Иммиграция Эмиграция Нетто миграция
Западные страны СНГ
Закавказье
Средняя Азия
Казахстан
Страны Балтии -52
Всего

 

1. Исторические аспекты проведения переписей в мире, СССР и современной России.

При изучении данного вопроса студенту необходимо обратить внимание на то, что учеты населения имеют длительную историю. В России учет населения ведет свое начало еще со времен татаро-монгольского нашествия. Каждая перепись населения имела свои особенности и задачи.

2. Текущий учет демографических событий: принципы и программа регистрации демографических событий.

При изучении данного вопроса студенту необходимо обратить внимание на то, что данные о демографических событиях за тот или иной период времени получают из их текущего учета, т.е. регистрации по мере возникновения этих событий. Регистрация демографических событий ведется согласно заявительному принципу. Основными принципами переписи населения являются: всеобщность, одномоментность, поименность, самоопределение, конфиденциальность, наличие единой программы, централизация управления переписью.

3. Специальные выборочные обследования населения их задачи и отличия от переписи.

При изучении данного вопроса студенту необходимо обратить внимание на то, что выборочные социально-демографические обследования населения проводятся в межпереписные периоды с целью получения дополнительных материалов о естественном движении, воспроизводстве и миграции населения, которых не дают переписи и текущая отчетность.

Задания для самостоятельного решения:

Пользуясь данными 1 вычислить коэффициент аккумуляции и произвести сглаживание повозрастной численности населения методом биномиальных коэффициентов на возрастах 30, 35, 55, 65 лет.

Таблица 1.

Возраст, лет Численность населения тыс., чел. Возраст, лет Численность населения тыс., чел.

 

Пользуясь данными таблицы 2 произвести сглаживание возрастной аккумуляции методом Б.С. Ястремского в возрастных интервалах 25 – 29 лет и 50 – 54 года для всего населения, а также для мужчин и женщин

Таблица 2.

Возрастно-половая структура населения Российской Федерации.

Все население, в том числе в возрасте лет. Все население
Всего млн. чел. Мужчины млн. чел. Женщины млн. чел.
Все население 147,0 68,9 78,1
до 5 12,0 6,1 5,9
5 – 9 11,4 5,8 5,6
10 – 14 10,6 5,4 5,2
15 – 19 9,9 5,1 4,8
20 – 24 9,7 4,9 4,8
25 – 29 12,6 6,4 6,2
30 – 34 12,8 6,4 6,4
35 – 39 11,7 5,8 5,9
40 – 44 7,7 3,8 3,9
45 – 49 7,9 3,8 4,1
50 – 54 9,9 4,8 5,1
55 – 59 8,4 3,7 4,7
60 – 64 8,4 3,2 5,2
65 – 69 4,5 1,4 3,1
70 и старше 9,5 2,3 7,2

1. Демографическая политика в эпоху депопуляции.

При изучении данного вопроса студенты должны обратить внимание на то, что депопуляции в России началась с конца 1992 года. Так же студенты должны иметь представление о направлениях демографической политики в условиях депопуляции населения.

2. Особенности и направления демографической политики в современной России.

При изучении данного вопроса студенту необходимо обратить внимание на то, что демографическая политика это целенаправленная деятельность государственных органов и негосударственных организаций в сфере регулирования процессов воспроизводства и миграции населения с целью сохранения или изменения тенденций в динамике численности, структуры, расселения и качества населения.

Рефераты являются одним из видов научно-исследовательской работы студентов и методом творческого восприятия изученного материала. Написание рефератов преследует цель углубить, систематизировать и закрепить теоретические знания студентов, а также привить навыки самостоятельной обработки, обобщения и систематизированного изложения ма­териала.

Реферат - краткое изложение в письменном виде или в форме доклада содержа­ния научного труда, литературы по теме.

Изложение материала происходит в основном своими сло­вами (т.е. основные мысли автора текста пересказываются ав­тором реферата, причем некоторые положения могут приво­диться в виде цитат, тех или иных цифровых данных, схем, таблиц и т.п., на которые делаются ссылки).

Реферат должен удовлетворять следующим требованиям:

ü правильно отражать основное содержание реферируе­мой научной темы;

ü изложение основных вопросов должно быть сжатым (в виде краткого пересказа);

ü все предложения в тексте должны быть тщательно об­думаны;

ü содержать критические замечания и собственные выводы.

Выбирая тему, студент может ориентироваться на свой научный интерес, приобретенный опыт написания докладов, сообщений, изучение специальной литературы и рекомендации преподавателя кафедры.

В некоторых случаях возможен выбор темы, отсутствующей в списках, однако представляющей научный или практический интерес. Такая тема должна быть согласована с преподавателем.

Выбирая тему, студент может ориентироваться на свой научный интерес, приобретенный опыт написания докладов, сообщений, изучение специальной литературы и рекомендации преподавателя кафедры.

В некоторых случаях возможен выбор темы, отсутствующей в списках, однако представляющей научный или практический интерес. Такая тема должна быть согласована с преподавателем.