Вопросы, выносимые на самостоятельную работу по дисциплине
Формы самостоятельной работы.
При изучении дисциплины «Демография» организация cамостоятельной работы студентов
1. Внеаудиторная самостоятельная работа.
Виды внеаудиторной СРС разнообразны: подготовка и написание реферативных докладов, курсовых работ, подготовка материалов к научно-практическим конференциям и др.
2. Аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя.
Виды аудиторной СРС: проведение экспресс-опросов по конкретным темам, ответы на контрольные вопросы и самостоятельное выполнение практических заданий, коллективное обсуждение реферативных докладов.
При изучении дисциплины «Демография» можно выделить три направления СРС:
1 направление - самостоятельная работа, обеспечивающая подготовку к аудиторным занятиям, написание реферативных докладов. Результаты этой подготовки проявляются в активности студентов на занятиях, качественном уровне подготовленных реферативных докладов и успешной текущей и промежуточной аттестации.
2 направление - поисково-аналитическая работа, в которую входят виды СРС, направленные на углубление и закрепление знаний студента, развитие аналитических навыков по проблематике региональной экономики. Результаты этой подготовки проявляются в качественном уровне выполнения контрольных практических заданий и курсовых работ.
3 направление – научная работа, включающая такие виды СРС, как подготовка докладов для выступления на студенческих научных конференциях, подготовка и написание статей в сборники научных трудов и т.д.
Первые два направления СРС являются обязательными для всех студентов. Виды самостоятельной работы из третьей группы выполняются студентами по выбору и в соответствии с их пожеланиями.
2.1. Подготовка к аудиторным занятиям
Практическое занятие - активная форма работы студентов. Основным методом подготовки студента к практическому занятию является его самостоятельная работа. Практические занятия предполагают предварительную подготовку студентов по плану практических занятий. Активное участие в практических занятиях способствует более глубокому пониманию предмета и одновременно является одной из форм подведения итогов самостоятельной работы студентов.
В основе подготовки к практическим занятиям лежит работа с конспектами лекций и рекомендованной литературой. Данная работа также предполагает обращение студентов к справочной литературе для уяснения конкретных терминов и понятий, введенных в курс, что способствует пониманию и закреплению пройденного лекционного материала и подготовке к практическим занятиям.
Этапы подготовки к практическим занятиям:
1. Просмотр записей лекционного курса;
2. Составление резюме прочитанной главы соответствующего раздела рекомендуемого теоретического источника или учебника;
3. Подготовка ответов на контрольные вопросы по изучаемой теме дисциплины;
4. Выполнение реферативных докладов.
Итогом подготовки студентов к практическим занятиям должны быть их выступления, активное участие в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы. Самостоятельная работа позволяет студентам проявить свою индивидуальность в рамках выступления на практическом занятии.
Раздел 1. Теоретические основы демографии:
Студенты в рамках самостоятельной работы изучают некоторые вопросы, которые не рассматриваются на лекциях:
1. Показатели воспроизводства населения: брутто и нетто-коэффициенты.
При изучении данного вопроса студенту необходимо обратить внимание на то, что воспроизводство населения — это постоянное возобновление численности и структуры населения в процессе смены поколений людей через рождения и смерти, брутто-коэффициент воспроизводства населения — число девочек, которое в среднем родит каждая женщина за всю жизнь, нетто-коэффициент воспроизводства населения, равен среднему числу девочек, рожденных женщиной за всю жизнь и доживших до конца репродуктивного периода, при данных уровнях рождаемости и смертности.
Задания для самостоятельного решения: