Основные направления развития стандартизации в здравоохранении

Г.

Г.

Г.

Г.

Г.

Нормативные документы, регламентирующие деятельность по стандартизации 1992г.

Внедрение стандартизации в здравоохранение

Положение о внештатном медицинском эксперте

Экспертом может быть специалист с высшим медицинским образованием, полу­чивший подготовку по врачебной специальности и имеющий стаж работы по ней не менее 10 лет, высшую квалификационную категорию или ученую степень, прошедший специ­альную подготовку по экспертизе и получивший лицензию на право осуществления экс­пертной деятельности. Эксперт может проводить экспертизу только по своей основной медицинской специальности в пределах компетенции, определенной сертификатом спе­циалиста.

Эксперт имеет право:

- проводить экспертизу на местах в соответствии с установленным порядком и ус­ловиями договора;

- пользоваться документами, необходимыми для оценки экспертного случая;

- отказаться от проведения экспертизы до ее начала, не мотивируя причину отказа;

- отказаться от дальнейшего проведения экспертизы с уведомлением направляю­щей стороны о конкретных причинах своего отказа;

- участвовать в подготовке претензионных и исковых материалов для рассмотрения их дополнительной экспертизой;

- при работе в группе экспертов оформлять особое мнение, отличающееся от мне­ния других экспертов, по результатам контроля качества медицинской помощи и требо­вать проведения дополнительной экспертизы;

- вносить предложения в компетентные органы по улучшению организации и по­вышению качества медицинской помощи;

- получать сведения о выполнении своих рекомендаций и, в случае, когда их невы­полнение угрожает здоровью или жизни пациентов, информировать соответствующие ин­станции;

- регулярно повышать свой профессиональный уровень.

Эксперт обязан:

- проводить экспертную оценку в присутствии уполномоченного представителя экспертируемого учреждения здравоохранения;

- давать компетентную и объективную оценку качества медицинской помощи на основе изучения медицинской документации, а в необходимых случаях - личного осмотра пациентов;

- при необходимости ходатайствовать о привлечении к экспертизе других экспертов;

- обсуждать с лечащим врачом и руководством учреждения здравоохранения пред­варительные результаты экспертизы;

- готовить рекомендации по повышению уровня и качества оказания медицинской помощи, улучшению работы специалистов и учреждений здравоохранения, в том числе по устранению причин, вызвавших оказание пациентам медицинской помощи ненадлежаще­го качества;

- готовить по результатам экспертизы соответствующее заключение, оформлять ре­зультаты проверки актом установленной формы и предоставлять экземпляр акта руково­дству учреждения здравоохранения по окончании проверки;

- отчитываться руководителю направляющей организации о результатах работы с представлением акта экспертного контроля.

Эксперт в установленном порядке несет ответственность в пределах своих полномочий и компетенции за качество и объективность проводимой экспертизы.

• Приказ № 277 Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16 октября 1992 года "О создании системы медицинских стандартов (нормативов) по оказанию медицин­ской помощи населению Российской Федерации"

Решение коллегий Министерства здравоохранения Российской Федерации, Государствен­ного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, Со­вета исполнительных директоров территориальных фондов обязательного медицинского страхования N 14/43/6-11 от 3 декабря 1997 года "Об основных положениях стандартизации в здравоохранении"

 

• Программа работ по созданию и развитию системы стандартизации в здравоохранении от 21 июня 1998 года (утверждено Министерством здравоохранения Российской Федерации, Го­сударственным комитетом Российской федерации по стандартизации, метрологии и серти­фикации, Федеральным Фондом обязательного медицинского страхования утверждена)

• Приказ N 12/2 Министерства здравоохранения Российской Федерации и Федерального фон­да обязательного медицинского страхования от 19 января 1998 года "Об организации работ по стандартизации в здравоохранении".

• Приказ N 354 Министерства здравоохранения Российской Федерации от 8 декабря 1998 года "О порядке рассмотрения и утверждения проектов нормативных документов по стандарти­зации в здравоохранении".

« Приказ N 374 Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22 декабря 1998 г. "О введении классификатора «Простые медицинские услуги»

• Решение коллегии Министерства здравоохранения Российской Федерации N 17 от 28 сен­тября 1999 г. "О концепции программы развития системы лекарственного обеспечения уч­реждений здравоохранения и населения Российской федерации"

• Приказ N 303 Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 августа 1999 года "О введение в действие Отраслевого стандарта "Протоколы ведения больных. Общие поло­жения".

• Приказ N 23/3 Министерства здравоохранения Российской Федерации и ФФОМС от 24 ян­варя 2000 года "О мерах по реализации Программы работ по созданию и развитию системы стандартизации в здравоохранении"

• Приказ N 30 Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 января 2000 года "Об утверждении Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств"

• Письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18 февраля 2000 года "О примерном положении о формулярной комиссии"

• Приказ N 82 Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 февраля 2000 года "О введении в действие Отраслевого стандарта "Стандарты качества лекарственных средств, Ос­новные положения"

• Приказ N 97 Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16 марта 2000 года "Об организации работ по внедрению Федерального Руководства для врачей по использованию ле­карственных средств"

• Приказ N 124 Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 июля 2000 года "О Госреестре лекарственных средств"

• Приказ N 299 Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 июля 2000 года "О

введении в действие отраслевого стандарта "Технологии выполнения простых медицинских ус­луг. Общие требования"

• Приказ N 300 Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 июля 2000 года "О введении в действие отраслевого стандарта "Порядок апробации и опытного внедрения проектов нормативных документов по стандартизации в здравоохранении"

• Приказ N 301 Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 июля 2000 года "О • введении в действие отраслевого стандарта "Принципы и порядок построения классификаторов в

здравоохранении"

• Приказ N 302 Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 июля 2000 года "О введении в действие отраслевого стандарта "Порядок разработки, согласования, утверждения, внедрения и сопровождения нормативных документов по стандартизации в здравоохранении"

• Приказ N 12 Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22 января 2001 года "О введении в действие отраслевого стандарта 'Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении"

• Приказ N 17 Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 января 2001 года "О введении в действие отраслевого стандарта "Спецификация файла данных государственного ста­тистического наблюдения и формализованных показателей социально-гигиенического монито­ринга для обмени информацией с помощью электронных (машинных) носителей и в системах информационных коммуникаций"

• Приказ N 18 Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 января 2001 года "О введении в действие отраслевого стандарта "Порядок контроля за соблюдением требований нор­мативных документов по стандартизации в здравоохранении"

• Приказ N 88 Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 марта 2001 года "О введении в действие отраслевого стандарта "Государственный информационный стандарт лекар­ственного средства. Основные положения"

• Приказ N 113 Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 апреля 2001 года "О введении в действие отраслевого классификатора "Простые медицинские услуги"

• Приказ N 181 Министерства здравоохранения Российской Федерации от 4 июня 2001 года "О введении в действие отраслевого стандарта "Система стандартизации в здравоохранении. Ос­новные положения"

• Приказ N 268 Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16 июля 2001 года "О введении в действие отраслевого классификатора "Сложные и комплексные медицинские услу­ги"

• Приказ N 269 Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16 июля 2001 года "О введении в действие отраслевого стандарта "Сложные и комплексные медицинские услуги. Со­став"

 

Приказ МЗ РФ и ФФОМС от 19.01.98 № 12/2 «Об организации работ по стандарти­зации в здравоохранении» (извлечения)

Цели, задачи и принципы стандартизации в здравоохранении

Целью стандартизации в здравоохранении является повышение качества профилак­тических и лечебно-диагностических мероприятий, решение задач сохранения и улучше­ния здоровья населения.

Основными задачами вобласти стандартизации в здравоохранении являются:

• нормативное обеспечение реализации законов в области охраны здоровья граждан и Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Феде­рации;

• создание единой системы оценки показателей качества и экономических характе­ристик медицинских услуг, установление научно обоснованных требований к их номенклатуре, объему и качеству, обеспечение взаимодействия между субъектами, участвующими воказании медицинской помощи;

• установление требований к условиям оказания медицинской помощи, эффективно­сти, безопасности, совместимости и взаимозаменяемости процессов, оборудования, инструментов, материалов, медикаментов и других компонентов, применяемых в здравоохранении;

• нормативное обеспечение метрологического контроля;

• установление единых требований к лицензированию и аккредитации медицинских учреждений, подготовке, аттестации и сертификации специалистов;

• нормативное обеспечение сертификации и оценки качества медицинских услуг;

• создание и обеспечение в установленном порядке надзора и контроля за соблюде­нием требований нормативных документов:

• содействие обеспечению национальной безопасности страны.

Основные принципы стандартизации в здравоохранении:

единый порядок разработки, согласования, принятия и введения в действие норма­тивных документов, надзора и контроля за соблюдением требований нормативных документов по стандартизации (принцип единообразия);

• социальная, научная и экономическая целесообразность разработки и применения нормативных документов в практической деятельности (принцип значимости);

• соответствие требований законодательству Российской Федерации, международ­ным нормативным документам и современным достижениям науки (принцип акту­альности);

• согласование предъявляемых к объектам стандартизации требований между собой (принцип комплексности);

• обеспечение возможности контроля заданных в нормативных документах требова­ний объективными методами (принцип проверяемости);

• взаимное стремление всех субъектов к достижению согласия при разработке и вве­дении в действие нормативных документов системы стандартизации (принцип со­гласия).

Организация системы стандартизации в здравоохранении

Организация системы стандартизации в здравоохранении предполагает решение как организационно-технических задач, так и задач нормативного обеспечения.

В результате решения организационно-технических задач должна быть создана от­раслевая служба стандартизации, обеспечивающая организацию разработки, согласования, принятия и введения в действие нормативных документов, контроля за выполнением их требований.

В результате решения задач нормативного обеспечения должна быть сформирована система нормативных документов по стандартизации в здравоохранении.

Создание системы включает выбор объектов стандартизации, разработку ее структу­ры и комплекса нормативных документов.

Система будет развиваться на основе общей классификационной структуры объектов стандартизации с определением категорий и видов конкретных групп или отдельных нор­мативных документов по стандартизации на этапах планирования, разработки, согласова­ния и утверждения.

Каждая классификационная группа системы включает в себя набор нормативных до­кументов, объединенных общими классификационными признаками и функциональным назначением:

• стандартов различных категорий (государственные, отраслевые, ассоциаций, объе­динений, обществ, медицинских учреждений);

• классификаторов;

• руководящих документов;

• правил и норм;

• рекомендаций.

Основными объектами стандартизации в здравоохранении являются:

• организационные технологии;

• медицинские услуги;

• технология выполнения медицинских услуг;

• качество медицинских услуг;

• квалификация медицинского, фармацевтического, вспомогательного персонала;

• производство, условия реализации, качество лекарственных средств и медицинской техники;

• учетно-отчетная документация, используемая в системе здравоохранения и меди­цинского страхования;

• информационные технологии;

• экономические аспекты здравоохранения.

Основными направлениями стандартизации, обеспечивающими реализацию положе­ний Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, являются:

• стандартизация медицинских услуг;

• стандартизация лекарственного обеспечения;

. • регламентация требований к условиям оказания медицинской помощи;

• стандартизация профессиональной деятельности;

• стандартизация информационного обеспечения.