Основные направления развития стандартизации в здравоохранении
Г.
Г.
Г.
Г.
Г.
Нормативные документы, регламентирующие деятельность по стандартизации 1992г.
Внедрение стандартизации в здравоохранение
Положение о внештатном медицинском эксперте
Экспертом может быть специалист с высшим медицинским образованием, получивший подготовку по врачебной специальности и имеющий стаж работы по ней не менее 10 лет, высшую квалификационную категорию или ученую степень, прошедший специальную подготовку по экспертизе и получивший лицензию на право осуществления экспертной деятельности. Эксперт может проводить экспертизу только по своей основной медицинской специальности в пределах компетенции, определенной сертификатом специалиста.
Эксперт имеет право:
- проводить экспертизу на местах в соответствии с установленным порядком и условиями договора;
- пользоваться документами, необходимыми для оценки экспертного случая;
- отказаться от проведения экспертизы до ее начала, не мотивируя причину отказа;
- отказаться от дальнейшего проведения экспертизы с уведомлением направляющей стороны о конкретных причинах своего отказа;
- участвовать в подготовке претензионных и исковых материалов для рассмотрения их дополнительной экспертизой;
- при работе в группе экспертов оформлять особое мнение, отличающееся от мнения других экспертов, по результатам контроля качества медицинской помощи и требовать проведения дополнительной экспертизы;
- вносить предложения в компетентные органы по улучшению организации и повышению качества медицинской помощи;
- получать сведения о выполнении своих рекомендаций и, в случае, когда их невыполнение угрожает здоровью или жизни пациентов, информировать соответствующие инстанции;
- регулярно повышать свой профессиональный уровень.
Эксперт обязан:
- проводить экспертную оценку в присутствии уполномоченного представителя экспертируемого учреждения здравоохранения;
- давать компетентную и объективную оценку качества медицинской помощи на основе изучения медицинской документации, а в необходимых случаях - личного осмотра пациентов;
- при необходимости ходатайствовать о привлечении к экспертизе других экспертов;
- обсуждать с лечащим врачом и руководством учреждения здравоохранения предварительные результаты экспертизы;
- готовить рекомендации по повышению уровня и качества оказания медицинской помощи, улучшению работы специалистов и учреждений здравоохранения, в том числе по устранению причин, вызвавших оказание пациентам медицинской помощи ненадлежащего качества;
- готовить по результатам экспертизы соответствующее заключение, оформлять результаты проверки актом установленной формы и предоставлять экземпляр акта руководству учреждения здравоохранения по окончании проверки;
- отчитываться руководителю направляющей организации о результатах работы с представлением акта экспертного контроля.
Эксперт в установленном порядке несет ответственность в пределах своих полномочий и компетенции за качество и объективность проводимой экспертизы.
• Приказ № 277 Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16 октября 1992 года "О создании системы медицинских стандартов (нормативов) по оказанию медицинской помощи населению Российской Федерации"
• Решение коллегий Министерства здравоохранения Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, Совета исполнительных директоров территориальных фондов обязательного медицинского страхования N 14/43/6-11 от 3 декабря 1997 года "Об основных положениях стандартизации в здравоохранении"
• Программа работ по созданию и развитию системы стандартизации в здравоохранении от 21 июня 1998 года (утверждено Министерством здравоохранения Российской Федерации, Государственным комитетом Российской федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, Федеральным Фондом обязательного медицинского страхования утверждена)
• Приказ N 12/2 Министерства здравоохранения Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 19 января 1998 года "Об организации работ по стандартизации в здравоохранении".
• Приказ N 354 Министерства здравоохранения Российской Федерации от 8 декабря 1998 года "О порядке рассмотрения и утверждения проектов нормативных документов по стандартизации в здравоохранении".
« Приказ N 374 Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22 декабря 1998 г. "О введении классификатора «Простые медицинские услуги»
• Решение коллегии Министерства здравоохранения Российской Федерации N 17 от 28 сентября 1999 г. "О концепции программы развития системы лекарственного обеспечения учреждений здравоохранения и населения Российской федерации"
• Приказ N 303 Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 августа 1999 года "О введение в действие Отраслевого стандарта "Протоколы ведения больных. Общие положения".
• Приказ N 23/3 Министерства здравоохранения Российской Федерации и ФФОМС от 24 января 2000 года "О мерах по реализации Программы работ по созданию и развитию системы стандартизации в здравоохранении"
• Приказ N 30 Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 января 2000 года "Об утверждении Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств"
• Письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18 февраля 2000 года "О примерном положении о формулярной комиссии"
• Приказ N 82 Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 февраля 2000 года "О введении в действие Отраслевого стандарта "Стандарты качества лекарственных средств, Основные положения"
• Приказ N 97 Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16 марта 2000 года "Об организации работ по внедрению Федерального Руководства для врачей по использованию лекарственных средств"
• Приказ N 124 Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 июля 2000 года "О Госреестре лекарственных средств"
• Приказ N 299 Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 июля 2000 года "О
введении в действие отраслевого стандарта "Технологии выполнения простых медицинских услуг. Общие требования"
• Приказ N 300 Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 июля 2000 года "О введении в действие отраслевого стандарта "Порядок апробации и опытного внедрения проектов нормативных документов по стандартизации в здравоохранении"
• Приказ N 301 Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 июля 2000 года "О • введении в действие отраслевого стандарта "Принципы и порядок построения классификаторов в
здравоохранении"
• Приказ N 302 Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 июля 2000 года "О введении в действие отраслевого стандарта "Порядок разработки, согласования, утверждения, внедрения и сопровождения нормативных документов по стандартизации в здравоохранении"
• Приказ N 12 Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22 января 2001 года "О введении в действие отраслевого стандарта 'Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении"
• Приказ N 17 Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 января 2001 года "О введении в действие отраслевого стандарта "Спецификация файла данных государственного статистического наблюдения и формализованных показателей социально-гигиенического мониторинга для обмени информацией с помощью электронных (машинных) носителей и в системах информационных коммуникаций"
• Приказ N 18 Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 января 2001 года "О введении в действие отраслевого стандарта "Порядок контроля за соблюдением требований нормативных документов по стандартизации в здравоохранении"
• Приказ N 88 Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 марта 2001 года "О введении в действие отраслевого стандарта "Государственный информационный стандарт лекарственного средства. Основные положения"
• Приказ N 113 Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 апреля 2001 года "О введении в действие отраслевого классификатора "Простые медицинские услуги"
• Приказ N 181 Министерства здравоохранения Российской Федерации от 4 июня 2001 года "О введении в действие отраслевого стандарта "Система стандартизации в здравоохранении. Основные положения"
• Приказ N 268 Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16 июля 2001 года "О введении в действие отраслевого классификатора "Сложные и комплексные медицинские услуги"
• Приказ N 269 Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16 июля 2001 года "О введении в действие отраслевого стандарта "Сложные и комплексные медицинские услуги. Состав"
Приказ МЗ РФ и ФФОМС от 19.01.98 № 12/2 «Об организации работ по стандартизации в здравоохранении» (извлечения)
Цели, задачи и принципы стандартизации в здравоохранении
Целью стандартизации в здравоохранении является повышение качества профилактических и лечебно-диагностических мероприятий, решение задач сохранения и улучшения здоровья населения.
Основными задачами вобласти стандартизации в здравоохранении являются:
• нормативное обеспечение реализации законов в области охраны здоровья граждан и Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации;
• создание единой системы оценки показателей качества и экономических характеристик медицинских услуг, установление научно обоснованных требований к их номенклатуре, объему и качеству, обеспечение взаимодействия между субъектами, участвующими воказании медицинской помощи;
• установление требований к условиям оказания медицинской помощи, эффективности, безопасности, совместимости и взаимозаменяемости процессов, оборудования, инструментов, материалов, медикаментов и других компонентов, применяемых в здравоохранении;
• нормативное обеспечение метрологического контроля;
• установление единых требований к лицензированию и аккредитации медицинских учреждений, подготовке, аттестации и сертификации специалистов;
• нормативное обеспечение сертификации и оценки качества медицинских услуг;
• создание и обеспечение в установленном порядке надзора и контроля за соблюдением требований нормативных документов:
• содействие обеспечению национальной безопасности страны.
Основные принципы стандартизации в здравоохранении:
• единый порядок разработки, согласования, принятия и введения в действие нормативных документов, надзора и контроля за соблюдением требований нормативных документов по стандартизации (принцип единообразия);
• социальная, научная и экономическая целесообразность разработки и применения нормативных документов в практической деятельности (принцип значимости);
• соответствие требований законодательству Российской Федерации, международным нормативным документам и современным достижениям науки (принцип актуальности);
• согласование предъявляемых к объектам стандартизации требований между собой (принцип комплексности);
• обеспечение возможности контроля заданных в нормативных документах требований объективными методами (принцип проверяемости);
• взаимное стремление всех субъектов к достижению согласия при разработке и введении в действие нормативных документов системы стандартизации (принцип согласия).
Организация системы стандартизации в здравоохранении
Организация системы стандартизации в здравоохранении предполагает решение как организационно-технических задач, так и задач нормативного обеспечения.
В результате решения организационно-технических задач должна быть создана отраслевая служба стандартизации, обеспечивающая организацию разработки, согласования, принятия и введения в действие нормативных документов, контроля за выполнением их требований.
В результате решения задач нормативного обеспечения должна быть сформирована система нормативных документов по стандартизации в здравоохранении.
Создание системы включает выбор объектов стандартизации, разработку ее структуры и комплекса нормативных документов.
Система будет развиваться на основе общей классификационной структуры объектов стандартизации с определением категорий и видов конкретных групп или отдельных нормативных документов по стандартизации на этапах планирования, разработки, согласования и утверждения.
Каждая классификационная группа системы включает в себя набор нормативных документов, объединенных общими классификационными признаками и функциональным назначением:
• стандартов различных категорий (государственные, отраслевые, ассоциаций, объединений, обществ, медицинских учреждений);
• классификаторов;
• руководящих документов;
• правил и норм;
• рекомендаций.
Основными объектами стандартизации в здравоохранении являются:
• организационные технологии;
• медицинские услуги;
• технология выполнения медицинских услуг;
• качество медицинских услуг;
• квалификация медицинского, фармацевтического, вспомогательного персонала;
• производство, условия реализации, качество лекарственных средств и медицинской техники;
• учетно-отчетная документация, используемая в системе здравоохранения и медицинского страхования;
• информационные технологии;
• экономические аспекты здравоохранения.
Основными направлениями стандартизации, обеспечивающими реализацию положений Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, являются:
• стандартизация медицинских услуг;
• стандартизация лекарственного обеспечения;
. • регламентация требований к условиям оказания медицинской помощи;
• стандартизация профессиональной деятельности;
• стандартизация информационного обеспечения.