Социальная защита населения.

Социальная защита - это многоуровневая система экономиче­ских, правовых, организационных, медико-социальных, педагогических, психологических и других мер, направленных на реализацию прав и свобод личности в области социального обеспечения, гарантированность не только выживания, но и достаточного уровня и качества жизни.

Основными принципами социальной защитыявляются:

государственный характер, предусматривающий правовые, экономические и организационные гарантии предоставления основных видов социальной помощи;

разграничение компетенции в сфере социальной защиты на фе­деральном, региональном и муниципальном уровнях, расширение прав местных органов власти в обеспечении социальной защиты;

доступность, предполагающая возможность получения каж­дым нуждающимся необходимых видов и форм социальной помощи;

адресность, которая предполагает предоставление помощи нуждающимся с учетом их индивидуальных потребностей;

дифференциация мер социальной защиты с учетом различных
медико-социальных факторов (возраст; пол; место проживания: город,
село; беспомощность; одиночество и др.);

комплексность, предусматривающая сочетание и преемствен­ность различных видов помощи (денежной, натуральной, медицинской, правовой и др.);

базирование на всех возможных источниках финансирования
(федеральной, региональный, муниципальный бюджеты, средства общественных объединений инвалидов, благотворительные средства и др.);

участие самого населения в формировании государственной политики в сфере социальной защиты и определение мер по ее реализа­ции;

взаимодействие государственных, общественных, религиозных, гуманитарных и иных организаций.

Составным элементом социальной защиты является социальная помощь (социальная поддержка).

Социальная помощь (поддержка) - это обеспечение населения в денежной и натуральной формах, в виде услуг или льгот, предоставляемое с учетом законодательно установ­ленных государством социальных гарантий по социальному обеспече­нию за счет средств местных органов власти, предприятий (организа­ций), внебюджетных и благотворительных фондов в целях оказания адресной дифференцированной помощи нуждающимся гражданам. Со­циальная помощь оказывается многим категориям граждан, в том числе и инвалидам.

 

3.6. Показатели инвалидности населения. Эпидемиология инвалид­ности.

Для обоснования планирования эффективной работы системы медико-социальной помощи инвалидам необходимы знания распро­страненности изучаемого явления, тенденций инвалидизации населения, факторов, их определяющих. В связи с этим производится расчет ряда интенсивных и экстенсивных показателей, характеризующих инва­лидность:

· контингент лиц, впервые признанных инвалидами в течение
календарного года на определенной административной территории
(первичный выход на инвалидность, первичная инвалидность);

· общий контингент инвалидов среди населения (общая накопленная инвалидность).

Для оценки первичного выхода на инвалидность определяются:

•число впервые признанных инвалидами (на 10 тыс. населения);

•число впервые признанных инвалидами (на 10 тыс. трудоспо­собного населения);

•число впервые признанных инвалидами по отдельным классам (группам) заболеваний (то же с учетом причин и тяжести инвалидно­сти);

•структура первичной инвалидности с учетом пола, возраста, групп инвалидности, классов болезней и т.д.

На основании компьютерной базы данных, созданной по реше­нию ВОЗ, экспертами ООН подсчитано, что лица с ограниченными возможностями составляют около 10% населения земного шара, из них более 100 млн. детей. По мнению экспертов ВОЗ, доля тяжелой детской инвалидности в мире составляет 1-2% детской популяции.

В Российской Федерации на учете в органах социальной защиты населения состоят свыше 10 млн. инвалидов. Ежегодно впервые при­знаются инвалидами свыше 1 млн. человек.

Анализ эпидемиологии инвалидности показывает, что в 2001 г. в стране впервые было признано инвалидами 1199761 человек, или 82,8 на 10 тыс. населения. По сравнению с 1985 г. эта цифра возросла в 1,7 раза (1985 г. - 50,0). Это связано как с объективными причинами - ухудшением состояния здоровья населения, так и субъективными при­чинами - изменением подхода к оценке инвалидности. В то же время в последние годы как абсолютное, так и относительное число лиц, впер­вые признанных инвалидами, сокращается.

Основной причиной, приводящей к инвалидности взрослых, яв­ляется общее заболевание - 86% случаев, затем идут травмы или забо­левания военнослужащих - 7,6%, врожденные аномалии или заболева­ния, возникшие в детстве, - 4,4%, трудовые увечья, или профзаболева­ния - 2, 0%. В сельской местности несколько ниже доля общих заболе­ваний как причин инвалидности (79,8%) и выше доля инвалидов из чис­ла военнослужащих (10,3%) и инвалидов с детства (7,2%).

Наиболее часто определяют II группу инвалидноси (70, 6% слу­чаев), затем Ш (15,1 % случаев), а I группу инвалидности устанавлива­ют в 14,3% случаев. В трудоспособном возрасте в городских поселениях структура первичной инвалидности несколько другая: I группа - 9,5% случаев, II - 62,6%, Ш -27,9% случаев. Близка к этому структура инвалидности по группам среди сельских жителей, особенно трудоспособно­го возраста.

В структуре первичной инвалидности первое место с большим отрывом занимают болезни системы кровообращения (43,3%), далее идут злокачественные новообразования (12,7%), последствия травм, от­равлений и других внешних воздействий (6,5%), психические расстрой­ства и расстройства поведения (6,2%).

Современное состояние инвалидизации населения, в том числе детского, связано с неблагоприятными тенденциями в медико-демографических процессах, состоянии здоровья населения, а также расширением критериев определения инвалидности. Особу тревогу вы­зывает ситуация с детьми-инвалидами. За период с 1966 по 2001 г. чис­ло детей- инвалидов возросло почти в 1,3 раза и составило 617096 че­ловек. Наибольшее число детей-инвалидов приходится на возраст 10 -14 лет (40,3%). Среди детей инвалидов больше мальчиков - 58,1%. Не­смотря на рост абсолютного числа детей-инвалидов, число детей с впер­вые установленной инвалидностью стало снижаться.

Среди заболеваний, обусловивших детскую инвалидность, на первом месте находятся болезни нервной системы органов чувств, среди которых наибольший вес имеют болезни центральной нервной системы и болезни глаза и его придатков. На втором месте находятся психические расстройства. Среди психических расстройств наибольший удельный вес имеет умственная отсталость (70%). Третье место зани­мают врожденные аномалии сердца и системы кровообращения и ано­малии центральной нервной системы и органов чувств. На долю этих трех классов заболеваний приходится почти 60% причин инвалидности детей.

В структуре основных нарушений, приводящие к детской инва­лидности, ведущие три места занимают висцеральные и метаболические нарушения, расстройства питания, двигательные и умственные нарушения. Среди висцеральных и метаболических нарушений наибольшее значение имеют нарушения кардиореспираторной функции и наруше­ния мочеполовой системы. Среди двигательных нарушений - наруше­ния подвижности нижних конечностей. Среди ведущих ограничений жизнедеятельности преобладают ограниченные способности адекватно вести себя, передвигаться, общаться с окружающими.

Из общего числа детей-инвалидов 9,2 % находятся в интернат­ных учреждениях, в том числе 1,7% - в учреждениях системы здраво­охранения, 3,2% - системы социальной защиты, 4,3% - образования.

Доля инвалидов с детства среди всех категорий инвалидов, со­стоящих на учете в органах социальной защиты населения, колеблется в пределах 11-15%. В структуре причин инвалидности с детства ведущей является психоневрологическая патология: от 30 до 50% составляют психические расстройства, заболевания нервной системы -25 -40%, врожденные пороки развития - 5 - 15%. В структуре психических рас­стройств у инвалидов с детства старше 16 лет преобладают олигофрения (68%), шизофрения (11,9 - 13,9%), эпилепсия (9,4 - 12,5%), органиче­ские заболевания ЦНС (10,7%).

С.А.Овчаренко и соавт. (1994) при изучении медико-социальных причин, способствующих формированию детской инвалидности, выде­лили три основных блока воздействующих факторов:

• медико-биологический;

•социально-психологический;

• экономико-правовой.

Авторы приводят важнейшие, с их точки зрения, факторы риска врожденных заболеваний - это патология беременности, интра- и пост-натальные травмы нервной системы. Кроме того, существуют и другие способствующие возникновению инвалидности причины: позднее уста­новление диагноза, несвоевременное лечение и отсутствие диспансер­ных мероприятий.

Наличие в семье ребенка-инвалида ставит перед родителями массу проблем:

· медицинских, связанных с недостаточной информированностью родителей об этиологии, течении и прогнозе заболевания ребенка,
с выбором способов, методов и учреждения для лечения, педагогиче­ской и психологической коррекции ребенка; с низкой степенью готов­ности родителей к проведению восстановительных мероприятий в домашних условиях;

· психологических, вызванных переживанием семьи за исход за­болевания и судьбу ребенка, конфликтами между родителями в связи с поиском "виноватых" в неполноценности ребенка; отсутствием или недостатком помощи в уходе за ребенком со стороны членов семьи и бли­жайших родственников; замкнутостью в общении с друзьями, соседями,
коллегами по работе и болезненным восприятием сочувствия окружающих;

· экономических, обусловленных низким уровнем материальной
обеспеченности большинства семей; сложностями в трудоустройстве
матерей детей-инвалидов на работу по сокращенному графику, частым
использованием отпуска без сохранения содержания; дополнительными
затратами на лечение, консультирование и реабилитацию детей, приоб­ретение вспомогательных средств и путевок в санатории;

· социальных, заключающихся в отсутствии или недостаточности поддержки со стороны общественных организаций для приобрете­ния личного транспорта, дополнительной жилой помощи, вспомога­тельных и специализированных медико-технических средств, путевок, телефонизации и т.д.; в недостаточном количестве учреждений социального обеспечения различного типа (в частности, для кратковременного и длительного пребывания детей);

· педагогических - проблем воспитания, обучения, профориен­тации (обучение трудовым навыкам), которые вызваны недостатком специализированных учреждений, организаций, осуществляющих обу­чение на дому, и специальной литературы;

· юридических, обусловленных незнанием и не использованием большинством семей прав и льгот, гарантированных законодательством, вследствие недостаточного количества и низкого уровня работы юриди­ческих служб с данным контингентом.

Таким образом, инвалидность в России на сегодняшний день являет­ся важной медико-социальной проблемой. Состояние инвалидности указывает на критический уровень общественного здоровья.

Анализ инвалидности населения проводится по следующим форму­лам:

Показатель первичной инвалидности характеризует распространен­ность среди лиц трудоспособного возраста случаев инвалидности, уста­новленных впервые в данном году. Показатель рассчитывают по фор­муле:

 

Первичная инвалидность = Общее число трудоспособного возраста, впервые признанных инвалидами в данном году х10 000
Общая численность лиц трудоспособного возраста

 

*Примечание: показатель может рассчитываться по отдельным возрастно-половым группам, классам заболеваний, нозологическим формам.

 

Показатель структуры первичной инвалидности (по группам инва­лидности) характеризует распределение показателя первичной инва­лидности по группам. Показатель рассчитывают по формуле:

 

Структура первичной инвалидности (по группам инвалидности) = Число лиц, признанных инвалидами I (П,III группы х100
Общее число лиц, впервые признанных бюро МСЭ инвалидами, за год

 

Показатель полной медицинской и профессиональной реабилита­ции инвалидов характеризует эффективность медицинских, психоло­гических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение стойкой утраты трудоспособности. Показа­тель рассчитывают по формуле:

 

Полная медицинская и профессиональная реабилитация инвалидов = Общее число инвалидов, признанных трудоспособными х100
Общее число инвалидов, повторно освидетельствованных в бюро МСЭ

 

Суммарный показатель частичной медицинской и профессиональ­ной реабилитации инвалидов характеризует эффективность медицин­ских, психологических, педагогических, социально-экономических ме­роприятий, направленных на частичную компенсацию стойкой утраты трудоспособности. Показатель рассчитывают по формуле:

 

Суммарный показатель частичной медицинской и профессиональ­ной реабилитации инвалидов = Общее число лиц, признанных инвалидами Ш группы (из числа инвалидов I и II групп) + общее число лиц, признанных инвалидами II группы (из числа инвалидов I группы) х100
Общее число инвалидов I и II групп, повторно освидетельствованных в бюро МСЭ

Контрольные вопросы:

1. Какие категории лиц принято считать инвалидами?

2. Перечислите критерии для установления инвалидности I, П, III групп.

3. Каковы основные причины инвалидности?

4. Что такое реабилитация инвалидов?

5. Какие существуют виды реабилитации инвалидов?

6. По каким показателям проводят анализ инвалидности населения?
Приведите формулы расчета