Практическое занятие 2.
Задание 3.
Задание 2.
Задание 1.
Практическое занятие 1.
Тематика практических занятий.
Тематика практических занятий.
Тематика практических занятий должна соответствовать рабочей программе дисциплины.
Тема занятия: Воспроизводство населения.
Цель занятия:закрепить теоретические знания, полученные в ходе изучения данной темы.
Содержание занятия:
1. Понятие воспроизводства населения.
2. Относительные показатели, с помощью которых оцениваются рождаемость, смертность и естественный прирост населения.
3. Определение воспроизводства населения в будущем: брутто коэффициент, нетто коэффициент.
4. Расширенное воспроизводство населения, суженое воспроизводство или депопуляция.
Практические навыки:научить студентов выявлять связь между демографическими показателями на основе коэффициента парной корреляции, давать оценку уровней рождаемости и смертности с использованием шкалы общих коэффициентов.
Продолжительность занятия:2 часа.
Практическое задание:
На основании данных таблицы 1 выявить между уровнем рождаемости и удельным весом сельского населения по республикам Российской Федерации.
Таблица 1
Общий коэффициент рождаемости и удельный вес сельского населения по территориям Российской Федерации.
Территория | Общий коэф. рождаемости % /х/ | Доля сельского населения % /у/ | |||||
1. Карелия | 8,3 | 26,2 | |||||
2. Коми | 9,2 | 25,4 | |||||
3. Марий-Эл | 9,1 | 37,9 | |||||
4. Мордовия | 8,3 | 41,5 | |||||
5. Чувашия | 10,0 | 39,6 | |||||
6. Калмыкия | 12,4 | 61,5 | |||||
7. Татарстан | 10,1 | 26,6 | |||||
8. Дагестан | 20,5 | 58,6 | |||||
9. Адыгея | 10,3 | 46,5 | |||||
10. Кабардино-Балкария | 13,0 | 42,4 | |||||
11. Северная Осетия | 12,1 | 30,9 | |||||
12. Карачаево-Черкесия | 12,1 | 54,1 | |||||
13. Ингушетия | 19,7 | 58,7 | |||||
14. Башкортостан | 11,0 | 35,3 | |||||
15. Удмуртия | 9,1 | 30,3 | |||||
16. Алтай | 13,4 | 76,1 | |||||
17. Бурятия | 11,6 | 40,2 |
Взаимосвязь двух показателей, устанавливается на основе коэффициента парной корреляции. Прежде чем приступать, к расчетам, необходимо выполнить график, по одной из осей которого откладываются показатели рождаемости, по другой – доля сельского населения. Полученные на графике точки образуют поле корреляции, по виду которого можно судить о силе, взаимосвязи между явлениями. Если точки дают большой разброс, то это свидетельствует об отсутствии связи между явлениями. Если же поле корреляции вытягивается в виде полосы , значит связь существует. Чем уже полоса, тем сильнее связь. После этого рассчитывают коэффициент корреляции, величина которого изменяется от +1 до –1. Положительные значения говорят о прямой связи, отрицательные – об обратной. При коэффициенте корреляции z близком к 1 – высокая связь, при z от 0,5 – 0,4 – связь слабая, при z менее 0,3 – очень слабая.
Коэффициент корреляции определяется по формуле
где r – коэффициент корреляции между х и у.
m – количество республик
х и у – среднее арифметическое значение величин х и у;
Сигма Gx и Gy – средние квадратические отклонения х и у от х и у
Порядок расчета коэффициента корреляции состоит из следующих этапов:
1. Расчет средних арифметических значений. Для этого нужно сложить все значения и разделить на 16
2. Для каждой республики найти отклонение показателей от средней арифметической величины.
3. Полученные величины могут быть положительными и отрицательными. С целью освобождения от знака «–» возведем разности в квадрат.
4. Вычисляем суммы по колонке
5. Находим по формулам средние квадратические отклонения.
6. Заполняем последнюю колонку.
7. Рассчитываем Z.
Дайте оценку уровней рождаемости и смертности по экономическим районам Российской Федерации
Таблица 2
Рождаемость по экономическим районам РФ.
Экономические районы | |||||||
Северо - Западный | 28,1 | 25,2 | 20,6 | 13,5 | 14,3 | 12,4 | 7,3 |
Центральный | 28,3 | 22,1 | 18,5 | 12,4 | 12,7 | 12,1 | 7,5 |
Волго-Вятский | 33,7 | 27,2 | 24,6 | 14,3 | 14,1 | 14,3 | 8,6 |
Центрально – Черноземный | 28,3 | 21,7 | 21,8 | 12,6 | 12,6 | 12,9 | 8,2 |
Поволжский | 34,7 | 26,0 | 25,6 | 15,1 | 15,1 | 15,0 | 9,1 |
Северо-Кавказский | 33,1 | 22,1 | 24,0 | 16,3 | 16,2 | 16,9 | 12,9 |
Уральский | 39,6 | 31,9 | 25,1 | 15,3 | 16,1 | 15,5 | 9,5 |
Западно-Сибирский | 37,0 | 32,9 | 26,7 | 15,2 | 16,7 | 15,3 | 9,1 |
Восточно-Сибирский | 38,7 | 36,0 | 27,7 | 17,5 | 18,4 | 17,5 | 12,5 |
Дальневосточный | 48,4 | 42,5 | 24,9 | 17,8 | 18,3 | 16,4 | 9,94 |
Российская Федерация | 33,0 | 26,9 | 23,2 | 14,6 | 15,1 | 14,6 | 8,9 |
Таблица 3
Смертность по экономическим районам РФ.
Экономические районы | |||||||
Северо - Западный | 22,1 | 10,1 | 7,5 | 9,0 | 9,4 | 12,0 | 14,4 |
Центральный | 18,9 | 8,9 | 7,8 | 9,5 | 10,1 | 12,4 | 16,6 |
Волго-Вятский | 25,4 | 10,8 | 8,0 | 9,5 | 9,9 | 11,3 | 14,04 |
Центрально – Черноземный | 17,2 | 8,3 | 7,7 | 9,5 | 10,6 | 13,2 | 15,9 |
Северо-Кавказский | 21,7 | 9,8 | 7,6 | 8,2 | 8,7 | 10,6 | 13,2 |
Уральский | 16,0 | 7,7 | 7,2 | 8,3 | 8,7 | 10,7 | 11,6 |
Западно-Сибирский | 26,2 | 11,8 | 7,3 | 8,5 | 9,0 | 10,2 | 13,8 |
Восточно-Сибирский | 18,6 | 12,2 | 6,8 | 7,7 | 8,0 | 8,9 | 12,0 |
Дальневосточный | 20,7 | 14,0 | 6,2 | 7,2 | 7,4 | 7,8 | 11,7 |
Российская Федерация | 20,6 | 10,1 | 7,4 | 8,7 | 9,2 | 10,7 | 14,2 |
Таблица 4
Шкала оценки общих коэффициентов рождаемости и смертности по районам.
Общий коэффициент рождаемости | Характеристика коэффициента рождаемости | Общий коэффициент смертности | Характеристика коэффициента смертности |
до 10 | Чрезвычайно низкий уровень | до 7 | Очень низкий уровень |
11 – 15 | Очень низкий | 7 – 8 | Низкий уровень |
16 – 20 | Низкий уровень | 9 – 10 | Ниже среднего |
21 – 25 | Средний уровень | 11 – 12 | Средний уровень |
26 – 30 | Выше среднего | 13 – 15 | Выше среднего |
31 – 40 | Высокий уровень | 16 – 20 | Высокий уровень |
41 – 50 | Очень высокий уровень | Более 20 | Очень высокий уровень |
50 и более | Предельно высокий |
Выполните график динамики рождаемости, смертности и естественного прироста населения по районам Западной и Восточной экономической зоны. Что общего и в чем различия между этими графиками. Для выполнения задания используйте данные табл. 2, 3 и 4 из задания 2.
Тема занятия: Рождаемость и репродуктивное поведение
Цель занятия:закрепить теоретические знания, полученные в ходе изучения данной темы.
Содержание занятия:
1. Демографическое понятие рождаемости. Рождаемость и плодовитость.
2. Общие и частные коэффициенты.
3. Возрастные коэффициенты. Брачная и внебрачная рождаемость.
4. Тенденции уровня рождаемости в Российской Федерации, отдельных регионах, социальных и этнических группах населения.
5. Демографический переход и демографическая революция.
Практические навыки:научить студентов строить графики возрастных коэффициентов рождаемость и проводить их анализ, рассчитывать суммарные коэффициенты рождаемости, делать выводы о вкладе возрастных групп в суммарную рождаемость.
Продолжительность занятия:2 часа.
Практическое задание: