Практическое занятие 2.

Задание 3.

Задание 2.

Задание 1.

Практическое занятие 1.

Тематика практических занятий.

Тематика практических занятий.

Тематика практических занятий должна соответствовать рабочей программе дисциплины.

Тема занятия: Воспроизводство населения.

Цель занятия:закрепить теоретические знания, полученные в ходе изучения данной темы.

Содержание занятия:

1. Понятие воспроизводства населения.

2. Относительные показатели, с помощью которых оцениваются рождаемость, смертность и естественный прирост населения.

3. Определение воспроизводства населения в будущем: брутто коэффициент, нетто коэффициент.

4. Расширенное воспроизводство населения, суженое воспроизводство или депопуляция.

Практические навыки:научить студентов выявлять связь между демографическими показателями на основе коэффициента парной корреляции, давать оценку уровней рождаемости и смертности с использованием шкалы общих коэффициентов.

Продолжительность занятия:2 часа.

Практическое задание:

На основании данных таблицы 1 выявить между уровнем рождаемости и удельным весом сельского населения по республикам Российской Федерации.

Таблица 1

Общий коэффициент рождаемости и удельный вес сельского населения по территориям Российской Федерации.

 

Территория Общий коэф. рождаемости % /х/ Доля сельского населения % /у/  
1. Карелия 8,3 26,2          
2. Коми 9,2 25,4          
3. Марий-Эл 9,1 37,9          
4. Мордовия 8,3 41,5          
5. Чувашия 10,0 39,6          
6. Калмыкия 12,4 61,5          
7. Татарстан 10,1 26,6          
8. Дагестан 20,5 58,6          
9. Адыгея 10,3 46,5          
10. Кабардино-Балкария 13,0 42,4          
11. Северная Осетия 12,1 30,9          
12. Карачаево-Черкесия 12,1 54,1          
13. Ингушетия 19,7 58,7          
14. Башкортостан 11,0 35,3          
15. Удмуртия 9,1 30,3          
16. Алтай 13,4 76,1          
17. Бурятия 11,6 40,2          

 

Взаимосвязь двух показателей, устанавливается на основе коэффициента парной корреляции. Прежде чем приступать, к расчетам, необходимо выполнить график, по одной из осей которого откладываются показатели рождаемости, по другой – доля сельского населения. Полученные на графике точки образуют поле корреляции, по виду которого можно судить о силе, взаимосвязи между явлениями. Если точки дают большой разброс, то это свидетельствует об отсутствии связи между явлениями. Если же поле корреляции вытягивается в виде полосы , значит связь существует. Чем уже полоса, тем сильнее связь. После этого рассчитывают коэффициент корреляции, величина которого изменяется от +1 до –1. Положительные значения говорят о прямой связи, отрицательные – об обратной. При коэффициенте корреляции z близком к 1 – высокая связь, при z от 0,5 – 0,4 – связь слабая, при z менее 0,3 – очень слабая.

Коэффициент корреляции определяется по формуле

где r – коэффициент корреляции между х и у.

m – количество республик

х и у – среднее арифметическое значение величин х и у;

Сигма Gx и Gy – средние квадратические отклонения х и у от х и у

Порядок расчета коэффициента корреляции состоит из следующих этапов:

1. Расчет средних арифметических значений. Для этого нужно сложить все значения и разделить на 16

2. Для каждой республики найти отклонение показателей от средней арифметической величины.

3. Полученные величины могут быть положительными и отрицательными. С целью освобождения от знака «–» возведем разности в квадрат.

4. Вычисляем суммы по колонке

5. Находим по формулам средние квадратические отклонения.

6. Заполняем последнюю колонку.

7. Рассчитываем Z.

Дайте оценку уровней рождаемости и смертности по экономическим районам Российской Федерации

Таблица 2

Рождаемость по экономическим районам РФ.

Экономические районы
Северо - Западный 28,1 25,2 20,6 13,5 14,3 12,4 7,3
Центральный 28,3 22,1 18,5 12,4 12,7 12,1 7,5
Волго-Вятский 33,7 27,2 24,6 14,3 14,1 14,3 8,6
Центрально – Черноземный 28,3 21,7 21,8 12,6 12,6 12,9 8,2
Поволжский 34,7 26,0 25,6 15,1 15,1 15,0 9,1
Северо-Кавказский 33,1 22,1 24,0 16,3 16,2 16,9 12,9
Уральский 39,6 31,9 25,1 15,3 16,1 15,5 9,5
Западно-Сибирский 37,0 32,9 26,7 15,2 16,7 15,3 9,1
Восточно-Сибирский 38,7 36,0 27,7 17,5 18,4 17,5 12,5
Дальневосточный 48,4 42,5 24,9 17,8 18,3 16,4 9,94
Российская Федерация 33,0 26,9 23,2 14,6 15,1 14,6 8,9

 

Таблица 3

Смертность по экономическим районам РФ.

Экономические районы
Северо - Западный 22,1 10,1 7,5 9,0 9,4 12,0 14,4
Центральный 18,9 8,9 7,8 9,5 10,1 12,4 16,6
Волго-Вятский 25,4 10,8 8,0 9,5 9,9 11,3 14,04
Центрально – Черноземный 17,2 8,3 7,7 9,5 10,6 13,2 15,9
Северо-Кавказский 21,7 9,8 7,6 8,2 8,7 10,6 13,2
Уральский 16,0 7,7 7,2 8,3 8,7 10,7 11,6
Западно-Сибирский 26,2 11,8 7,3 8,5 9,0 10,2 13,8
Восточно-Сибирский 18,6 12,2 6,8 7,7 8,0 8,9 12,0
Дальневосточный 20,7 14,0 6,2 7,2 7,4 7,8 11,7
Российская Федерация 20,6 10,1 7,4 8,7 9,2 10,7 14,2

 

Таблица 4

Шкала оценки общих коэффициентов рождаемости и смертности по районам.

Общий коэффициент рождаемости Характеристика коэффициента рождаемости Общий коэффициент смертности Характеристика коэффициента смертности
до 10 Чрезвычайно низкий уровень до 7 Очень низкий уровень
11 – 15 Очень низкий 7 – 8 Низкий уровень
16 – 20 Низкий уровень 9 – 10 Ниже среднего
21 – 25 Средний уровень 11 – 12 Средний уровень
26 – 30 Выше среднего 13 – 15 Выше среднего
31 – 40 Высокий уровень 16 – 20 Высокий уровень
41 – 50 Очень высокий уровень Более 20 Очень высокий уровень
50 и более Предельно высокий    

Выполните график динамики рождаемости, смертности и естественного прироста населения по районам Западной и Восточной экономической зоны. Что общего и в чем различия между этими графиками. Для выполнения задания используйте данные табл. 2, 3 и 4 из задания 2.

Тема занятия: Рождаемость и репродуктивное поведение

Цель занятия:закрепить теоретические знания, полученные в ходе изучения данной темы.

Содержание занятия:

1. Демографическое понятие рождаемости. Рождаемость и плодовитость.

2. Общие и частные коэффициенты.

3. Возрастные коэффициенты. Брачная и внебрачная рождаемость.

4. Тенденции уровня рождаемости в Российской Федерации, отдельных регионах, социальных и этнических группах населения.

5. Демографический переход и демографическая революция.

Практические навыки:научить студентов строить графики возрастных коэффициентов рождаемость и проводить их анализ, рассчитывать суммарные коэффициенты рождаемости, делать выводы о вкладе возрастных групп в суммарную рождаемость.

Продолжительность занятия:2 часа.

Практическое задание: