Мотивы и сюжеты, используемые в рельефах.

В классическую эпоху (5 в. до н.э.) греческие скульпторы создавали рельефы и статуи богов и героев для украшения храмов; к этому добавлялись светские образы — изваяния победителей Олимпийских игр и государственных деятелей. Греческие мастера открыли в скульптуре движение, первыми научились с помощью жестов, позы передавать момент активного действия. В 5 в. до н.э. великие скульпторы Мирон, Фидий и Поликтет, каждый по-своему, обновили искусство скульптуры и приблизили его к реальности. Их идеалом был совершенный образ человека, лицо которого не может быть тронуто никакой эмоцией.

Лавр в Древней Греции был посвящен богу Аполлону и служил символом очищения от грехов, так как священной лавровой ветвью обмахивали подлежащего очищению. Венками из лавра награждали победителей в музыкальных и гимнастических состязаниях в Дельфах — главном центре культа Аполлона. Лавр служил символом славы.

Мотив спирали был распространен еще в эпоху неолита (в подтверждение можно привести фриз с рельефом в форме спирали, найденный на острове Мальта; межевой камень со спиральным рельефным орнаментом, найденный в Ирландии). Этот мотив получил впоследствии широкое применение в критской, минойской и микенской цивилизациях и стал излюбленным мотивом в древнем искусстве Египта, Ассирии, Греции. Он является символическим изображением истории развития мира.

Наиболее распространенный узор - круг, вписанный в квадрат. Использовались также орнаментальные мотивы с изображениями осьминогов и рыб.

Меандр (греч.) — известный ещё со времён неолита и распространённый тип ортогонального орнамента. Имеет вид линии, ломанной под прямым углом. Широко применялся в искусстве Древней Греции: получил название от извилистой реки Меандр (ныне Большой Мендерес) в Малой Азии. Меандром украшался подол одежды, в архитектуре он использовался в рельефах и фризах. Меандр можно найти, например, на фресках Виллы Мистерий в Помпеях, представленный разновидностью этого орнамента — так называемым «двойным меандром». В Древней Греции меандр символизировал вечность, достигаемую воспроизводством: стареющее существо, сменяемое молодым, становится тем самым бессмертным; старая сущность сжимается, а новая разворачивается.

Меру построенности и естественности греческие художники постигали, изучая человеческое тело. В его конструкции, в его движениях греки открывали и ритм, и закономерность пропорций, и равновесие, возникающее в бесчисленных вариациях, свободно, без насилия над природой. Для греков человек был олицетворением всего сущего, прообразом всего созданного и создаваемого. Человеческий облик, возведенный к прекрасной норме, был не только преобладающей, но почти единственной темой искусства. Сравнительно мало интересовала среда, обстановка – она передавалась скупыми намеками.

Преклонение греков перед красотой и мудрым устройством телесного облика человека было настолько велико, что они эстетически мыслили его не иначе, как в статуарной законченности, позволяющей оценить величавость осанки, гармонию телодвижений. Растворить человека в бесформенной слитной толпе, показать его в случайном аспекте, удалить вглубь, смешать с пейзажем, погрузить в тень – противоречило бы эстетическому символу веры эллинских мастеров, и они этого никогда не делали, хотя основы перспективы им были понятны. Скульпторы изображали человека с предельной пластической отчетливостью, «крупным планом» - одну фигуру или группу двух- трех фигур, стремясь располагать действие на переднем плане, параллельном плоскости, как бы на узких подмостках. Язык тела был и языком души.

О развитии собственно монументальной храмовой пластики в переходную эпоху от VII к VI столетию дают нам представление четыре богато раскрашенных древнейших фронтонных изваяния афинского Акрополя, выставленные в Афинском музее. Самое раннее из них, относимое к VII столетию, исполнено из местного известняка, содержащего в себе много раковин, оно малоискусной работы и исполнено инструментами, служащими для резьбы из дерева, - пилой, резцом, круглым долотом и терпугом. Греческие скульпторы работали с мрамором, потому что он долговечен и легко поддается резьбе для изображения различных деталей. Каменные блоки добывали в карьерах и там же грубо обтесывали, только затем их переправляли к месту строительства. Большинство статуй, которыми мы любуемся сегодня, выгорели до белизны, но вначале они были ярко раскрашены. Просто краска давным-давно облезла. Иногда вместо глаз вставляли цветные стекла или камни, а такие детали, как драгоценности и оружие, делали из бронзы.