Население и международное право
СГ
Моля
мозаичность системность
Спенсерапрограммизм эволюция
анархизм - нет нацизм - нет
охлократия-нет
национальная олигократия - нет
коммунизм - да
военный технократизм (диктатура)-нет
Соловьева халиазм(че- Охлократия - нет
ловекобожие) коммунизм - да
эсхатология религиозный
(богочеловек) фундаментализм -
демократический либерализм - да социал-демократия - да
прагматизм (и да, и нет) социал-демократия - да
социал-демократия - да
демократический либерализм - да
Глобальный прагматизм - да
религиозный демократизм - да
Примечание: да - поддержка глобализма; нет - отрицание глобализма.
личных общественных систем. Здесь же приведены политические доктрины, выражающие адекватно социокультурные свойства обществ.
Следует сделать следующие выводы-гипотезы из предложенной модели.
1. Если глобализация будет сопровождаться унификацией культур, экспансией западной цивилизации, она будет разрушать традиционалистские культуры и этим охлотизировать общества. Реакцией на это будет рост анархизма, нацизма, национальных олигократи-ческих или военных диктатур и религиозного фундаментализма. Эти политические системы в принципе отвергают, не приемлют идеи глобализма. Эти режимы могут существовать только в условиях закрытого общества.
2. Глобализм не может быть доктриной европейства (как цивилизации). Если он станет таковым, то его идеология все более будет приобретать или черты колониализма, или коммунизма как абсолютно верного и единственного учения. В этом случае конфронтация в мире усилится.
3. Глобализация - это процесс, который поддержат высокосо-
261циализированные правовые общества с развитыми традициями демократизма. Моделью такого развития глобализации являются модели мирового партнерства, взаимодействия. Глобализация как мировое явление будет ускоряться по мере освоения в мире ценностей правового и гражданского общества. Запад имеет шанс ускорить этот процесс через помощь слаборазвитым странам мира (особенно странам восточных цивилизации) в экономическом развитии, в образовании. Насильственное ускорение глобализма вызовет протест и усиление антиглобализма, усиление изолированности стран. Теория выталкивания таких стран (теория эксклюзии) опасна. Страны эксклюзии могут быть центрами мирового беспорядка, терроризма, преступности.
Глава 5
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И СТАНОВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
5.1. Информационный мир: новая глобальная культура
С точки зрения развития информационного общества глобализация - это процесс расширения границ общения во всех сферах человеческой деятельности, процесс возникновения глобального информационного пространства, появление которого вызывает множество социальных последствий и, прежде всего, рост взаимозависимости и необходимость выработки согласованных решений. В основе мобильности информации лежат современные информационные и коммуникационные технологии (ИКТ).
Распространение ИКТ является одновременно и причиной и следствием глобализации, так как оно делает возможным глобальный информационный обмен и оно же порождается развитием международных процессов и операций. ИКТ способствуют развитию гармоничной глобализации за счет увеличения разнообразия и возможности выбора во всех сферах деятельности, расширения границ сотрудничества, взаимопомощи и взаимоинформирования в бизнесе, науке, культуре и образовании, за счет появления новых средств познания и коммуникации, увеличения доступности информационных ресурсов. Именно прогресс в области микроэлектроники и информационных технологий, прежде всего в области компьютерных и телекоммуникационных технологий, и их конвергенция сделали возможными международные взаимодействия, увеличили возможности контроля и управления ими, устранив барьеры времени и расстояния.
ИКТ сыграли центральную роль в уменьшении стоимости и увеличении скорости коммуникации; обеспечении функционирования мировых финансовых рынков в реальном масштабе времени; координации удаленных подразделений производства; увеличении торговли услугами; расширении распространения информации с помощью глобальных телекоммуникационных сетей и распространения идей с помощью глобальных средств массовой информации; в усилении конкуренции за счет более интенсивного обмена информацией. Эти технологии, содействуя распространению более конкурентоспо-
263собных моделей труда и организации производства, привели к интернационализации рынков труда, усилению их взаимозависимости, к большей доступности высококвалифицированного труда и его космополитизации, к индустриализации сферы услуг, индивидуализации и плюрализации стилей жизни.
Однако эти новые возможности несут с собой и большие риски. Глобализация торговых, финансовых и информационных потоков усиливает конкуренцию, сильно увеличивает возможность отставания. Широко обсуждаемый вызов глобализации - увеличение разрыва между массой и элитой. В глобальном мире увеличивается интеллектуальный разрыв между имеющими и не имеющими доступ к современным информационным и коммуникационным технологиям. Необходимо сознательное усиление социальной компоненты технического развития для того, чтобы нивелировать эту разницу. Этой цели служит, например, разработка аналога западно-европейских программ типа "Информационное общество для нас всех".
Одна из главных опасностей глобализации - ослабление социальной защищенности. Возникает новый вид социальной незащищенности - информационный, который проявляется в двух формах: пере- и недоинформировании. Избыток информации оборачивается психоэмоциональной перегрузкой индивида в условиях возрастания информационных потоков. Разработка механизмов, позволяющих фильтровать эти потоки, - важная социальная задача. Недостаток информации - другая опасность, сопутствующая процессу глобализации и информатизации. Он проявляется в двух основных формах. Первая - недостаток информации, вызываемый отсутствием доступа к современным ИКТ. Это порождает новую форму бедности, - "информационную бедность", увеличивая социальную дифференциацию по этому признаку. Отсутствие доступа к ИКТ не только делает невозможным участие отдельных групп населения в процессах глобализации, но и выносит их на обочину цивилизации, обрекая на интеллектуальную изоляцию. Организация сети общественных электронных центров и демонстрационно-просветительских компаний, пропагандирующих необходимость непрерывного образования и освоения новейших информационных и телекоммуникационных технологий - это один из способов решения данной проблемы.
Вторая форма недоинформированности - недостаток в обществе информации о качестве продуктов, кредитоспособности заемщика, исполнительности подрядчика и т.д. В отчете Мирового банка за 1998 г. неравномерное распространение такой информации рассматривается как проблема развития. В развитых странах существуют специальные институты, которые занимаются сертификацией качества, разработкой стандартов, производством разоблачений; они собирают и распространяют информацию, необходимую для совершения сделок. Развивающиеся страны также должны обеспечить ин-264
формацию, которая поможет проверить качество произведенных товаров и услуг, поможет вести мониторинг за качеством производства, разработать систему штрафов за подделки, обеспечить двусторонние информационные потоки.
В странах с переходной экономикой не оказалось институтов, способных решать информационные проблемы. В процессе замены неэффективной системы центрального планирования рыночной системой были сломаны старые институты распространения информации, но не созданы новые, соответствующие рыночной экономике, что в значительной степени, по признанию мировых экспертов, послужило причиной падения выпуска продукции.
Осознание информационных проблем показывает, что для их решения только рынка недостаточно. Обществу нужны институты, которые способствуют получению, адаптации и распространению знаний, а также смягчению информационных срывов и ошибок. Передовыми в XXI в. будут те страны, где смогут наладить процесс получения знаний, сумеют повысить коллективную способность осваивать и использовать новые знания.
Еще один вызов глобализации и информатизации - проблема качества рабочей силы, ее способности жить в глобальном информационном обществе. В последних западных разработках будущее государства всеобщего благосостояния связывается с "workfare state", в котором благосостояние все больше зависит от качества рабочего места каждого. Оно же, в свою очередь, зависит от уровня личной подготовки и переподготовки.
Тот факт, что рабочая сила может быть лучше или хуже образована, стоить больше или меньше, быть более или менее производительной, зависеть от множества правил и законов (или не зависеть от них), становится определяющим фактором при размещении труда в условиях глобального рынка. Политика того или иного государства в области рынка труда все больше зависит от аналогичной политики других стран.
Качество труда становится одним из определяющих преимуществ в экономическом развитии. Фирма может участвовать в международном разделении труда, не прилагая специальных усилий по привлечению иностранных инвестиций, если она обладает относительно дешевой незанятой или недозанятой квалифицированной рабочей силой. "Дешевые мозги" становятся серьезным сравнительным преимуществом, так как прогресс ИКТ содействует взаимосвязи удаленных друг от друга фирм.
Сам факт размещения трудоемких производств в странах с дешевым трудом ведет к улучшению качества рабочей силы во многих развивающихся странах при относительно низкой его стоимости. Пример американских вложений в Мексику показывает, что если сначала при низкой стоимоститруда и производительность труда была низкой, то второй поток американских вложений (при остав-
265шейся низкой стоимости труда) уже дает качество и производительность мирового класса. В России идет медленное улучшение качества труда пока не столько за счет глобализации (хотя и под ее влиянием тоже, так как у людей появилась возможность учиться за рубежом), сколько благодаря конкуренции, возникновению коммерческого сектора экономики, появлению иностранных фирм, в которых требования к качеству труда высоки.
Для участия в глобальной экономике нужны современные высококвалифицированные специалисты. Проблемы непрерывного обучения, возможности выйти за пределы базового образования, соответствия международным стандартам качества становятся все более актуальными. Индивидуальное качество труда в большей, чем раньше, степени становится "стратегическим преимуществом".
В современных условиях жизнь все больше зависит от личностных характеристик, от увеличения требований к себе, расширения своего кругозора, повышения собственной активности человека. Развитие глобализации выдвигает на первый план такие качества личности, как интеллект и профессионализм, умение работать с информацией с использованием ИКТ. Возможная проблема здесь -разрыв между притязаниями и реальными потенциями. Однако эта проблема напрямую не связана с процессом глобализации, она лишь делает этот процесс более драматическим, усиливая нагрузку на психоэмоциональную сферу человека за счет большего информирования о новых возможностях. Целенаправленное внедрение в обществе идеологии сокращения материальных притязаний и приоритета духовных ценностей с использованием современных возможностей информационного воздействия, в рамках стратегии "направляемого развития", может служить уменьшению этого разрыва.
Во всем мире расширение доступа к знаниям, вызываемое информационной революцией, трансформирует отношения между экспертами и непрофессионалами, между правительством и гражданами, между донорами и получателями помощи. С точки зрения рыночной экономики важной социальной силой является конкуренция, однако и кооперация также является таковой. Распространение ИКТ имеет потенциал развития духа сотрудничества, взаимопомощи и взаимоинформирования. Для его высвобождения необходимы специальные усилия духовно продвинутой и информационно подготовленной части общества по пропаганде новых возможностей сотрудничества и кооперации.
Реванш социального начала над экономическим - тот моральный императив, который может помочь выйти из мирового кризиса. Возможная форма реванша - возникновение новой идеологии, призывающей к уходу от потребительства, к примату нравственных ценностей над материальными, общественного блага над личным.
Новая парадигма развития основана на пробуждении самосознания, духовном обновлении и уходе от потребительства, на смещении
акцента с "уровня жизни" на "качество жизни". Возможность использования силы знаний для ликвидации бедности и улучшения качества жизни - вызов, который бросает человеку развитие глобального информационного общества. Информатизация, акцент на использовании информации и организации информационных потоков приводит к более полному обеспечению населения общественными благами (включая лучшее качество воды и воздуха, большие возможности образования, расширение доступа к инфраструктуре и пр.) и к эффективному функционированию рынков, которые смогут лучше координировать свои ресурсы и распространять новые возможности в рамках всего общества. Вызов XXI в. - найти новый баланс между рынком и обществом, который поможет высвобождать творческую энергию предпринимательства без эрозии социальной базы кооперации.
Влияние глобализации и информатизации на социальные процессы сложное, не всегда разлагаемое простым образом на "плюсы" и "минусы". Это процесс стирания.всяких граней, взаимопроникновения и интеграции духовных ценностей между культурами, между естественными и общественными науками, между Западом и Востоком, Севером и Югом. На пересечении этих процессов можно ожидать как ослабления национальных традиций, так и рождения качественно нового знания, развития коллективной воли и пр.
В процессе глобализации работают компенсаторные силы. Процесс ослабления социальной защищенности и развала прежних социальных общностей идет параллельно с процессом возникновения новых социальных общностей, дополнения традиционных связей виртуальными, следствием чего в одних случаях будет отмирание живых связей, а в других - их возникновение.
Под влиянием глобализации и распространения ИКТ идет смена моделей поведения. Основные признаки смены парадигмы:
а) осознание необходимости "направляемого" (по В.И. Вернадскому) развития и оценки глобальных последствий предпринимаемых действий;
б) другое отношение к "завтра", осознание угрозы саморазрушения;
в) зафиксированный феномен смены модели передачи культуры, когда старшие перестают быть авторитетом для младших;
г) изменение требований к квалификации и образованию, необходимость непрерывного обучения;
д) появление новых сообществ, развитие процесса электронного сетеобразования в глобальных масштабах.
Двумя главными препятствиями на пути гармоничной глобализации являются 1) неосведомленность большинства населения о происходящих процессах; 2) отсутствие свободного доступа к новейшим информационным и телекоммуникационным технологиям.
Для решения проблемы обеспечения равных возможностей доступа к современным ИКТ и проблемы социально-информационной защиты в контексте развития глобального общества необходимы специальные страновые и сравнительные исследования. Создание глобального гражданского общества и гуманного мироустройства требует сознательных усилий, направленных на разработку и распространение идеологии сотрудничества.
5.2. Национальные модели построения глобального информационного общества
Сегодня государственная политика в области построения информационного общества (ИО) определяется преимущественно не на страновом, а на трансевропейском и глобальном уровнях. Политика стран Европы в области информатики имеет общие принципы:
• содействие динамичной конкуренции в области развития телекоммуникаций;
• поощрение частных капиталовложений в развитие информационной инфраструктуры;
• участие в разработке гибкого, способного к адаптации законодательства в сфере информатизации;
• обеспечение открытого доступа к глобальным информационным сетям;
• содействие предоставлению гражданам эффективных и доступных информационных услуг;
• участие в международных обсуждениях проблем построения глобального ИО.
В реализации этих принципов имеются, однако, значительные страновые различия. Предпосылкой успеха, по мнению европейских экспертов, является концентрация на отраслях, в которых страна имеет наибольшие преимущества. План включения страны в глобальное ИО будет успешным настолько, насколько отправная точка лежит в сферах, в которых возможности этой страны наибольшие.
Анализ национальных планов информатизации позволяет выделить ключевые факторы, определяющие страновые различия, и основные дискутируемые проблемы:
1) макроэкономическая политика государства в контексте формирования ИО;
2) особенности идеологии построения ИО;
3) специфика законодательства, обеспечивающего (или тормозящего) движение к ИО;
4) характеристики национальной культуры и ментальное™, определяющие развитие ИО.
Ниже представлена типология существующих в мире моделей построения глобального информационного общества, основанная на учете вышеперечисленных факторов. 268
5.2.1. Западная модель построения ИО
Обычно рассматривают две модели построения глобального ИО: западную и азиатскую. Западной моделью называют путь, по которому идут индустриально развитые страны. Однако, используя четыре вышеперечисленных фактора, можно выделить тот путь, по которому идет континентальная Европа и американо-английский путь.
Европейский путь. Основное в макроэкономической политике ЕС - поиск некоего баланса между полным контролем со стороны государства и беспределом рынка, динамическое сочетание правительственных и рыночных сил, роль каждой из которых может меняться во времени. Подход этот тем более оправдан, что ключевым элементом программы европейской интеграции является понятие "социальная Европа" (такова самоидентификация и самоопределение этого региона). И именно в этой плоскости лежат основные различия американской и европейской моделей информатизации - в европейской модели изначально присутствует некий баланс между рыночной ориентацией и социальным обслуживанием. Такой подход присутствует и в докладе правительства Дании "Информационное общество 2000", в котором подчеркивается, что рынку нельзя позволить взять контроль над стратегией разработки инфомагистра-лей, однако эта стратегия должна учитывать возможности рыночных сил. В шведском правительственном отчете 1994 г. "ИТ - крылья человеческим возможностям", написанном при консервативном правительстве, предлагается введение переходного периода, во время которого правительство берет руководство на себя и является гарантом интересов не только рынка, но и индивидуума. Роль "локомотива" поручается правительству и во французском отчете, в котором предлагается вернуть в настоящее прошлый опыт Минитель, но уже для всех граждан. Отдел телекоммуникаций испанского правительства также занимает аналогичный подход, считая, что роль правительства заключается в обеспечении перехода от услуг для элиты к услугам для всех, и прежде всего это относится к услугам телеобразования и телемедицины.
В то же время ЕС делает все больший упор на необходимость либерализации и приватизации производства ИКТ, особенно в области телекоммуникаций. Неолиберальный подход получает все большее число сторонников в связи с падением социализма в Восточной Европе. Этот подход базируется на том, что роль государства заключается в защите сил конкуренции и в гарантии политического одобрения ИО, финансирование ИО - задача частного сектора и рыночных сил. Кто именно и почему будет заботиться об образовании и науке, следить за тем, чтобы большая часть населения не выпала из информационного общества, остается неясным. Такой подход отражает преимущественно интересы крупного бизнеса.
269Основные дискуссии при обсуждении идеологии построения И О в Европе в середине 1990-х велись по следующим основным вопросам:
• политика в области приватизации и либерализации телекоммуникаций;
• развитие услуг, доступных для всех (universal service);
• приоритеты в развитии: сети или услуги, техническое или социально-информационное обеспечение.
Политика в области приватизации и либерализации телекоммуникаций. Для большинства европейских стран проблема приватизации уже решена, споры идут о политике либерализации телекоммуникаций. Проблема либерализации - центральный вопрос в области телекоммуникаций, дискутируемый на международном уровне в контексте построения ИО. Это стало очевидным во время встречи "большой семерки" в Брюсселе в 1995 г., когда США пытались оказать давление на европейских партнеров с целью скорейшей либерализации европейского рынка.
Во Франции проблема либерализации старательно игнорируется, она не согласуется с французским планом централизованного развития инфраструктуры ИО. Нидерланды стремятся стать самой либерализованной страной в Европе вместе с Великобританией. Швецией и Финляндией с тем, чтобы занять прочное место в европейском и мировом разделении труда. В Дании либерализация идет с большой скоростью, однако эта проблема не относится к числу основных инициатив в области ИО. В шведском плане развития ИО проблема либерализации даже не затрагивается, так как страна уже давно считает себя либерализованной.
Развитие услуг, доступных для всех. Сегодня в большинстве развитых стран понятие универсального обслуживания уже существует в области телефонии. Этот принцип распространяется на новые сети и их услуги. Четкое определение понятия "универсальное обслуживание" часто отсутствует, однако задача эта ставиться всеми, так как существует озабоченность возрастания проблемы неравенства в ИО, возможность оставить большинство населения за бортом ИО.
Что развивать сначала - сети или услуги! Будут ли построены необходимые сети после того, как развиты услуги и на них есть спрос? Или необходимо построить сети для того, чтобы развивались услуги? Разные страны по-разному отвечают на этот вопрос. В Европе превалирует точка зрения, согласно которой движущимся фактором является развитие услуг. Этот сложный вопрос переводится и в другую плоскость, приобретая сразу же политическую окраску: это монополии против конкуренции, так как строительство новых сетей все еще является прерогативой небольшого числа операторов в большинстве стран.
В шведском плане построения информационного общества проблема "сети или услуги" даже не поднималась, разговор шел только 270
об услугах. В датском и голландском планах эта проблема не играет большой роли. Однако в английском и французском планах эта проблема центральная, в этих документах утверждается, что строительство сетей - путь к развитию услуг. В случае Франции это урок ее исторического опыта, и прежде всего опыта Минитель.
Особенности законодательства - один из факторов, по которому четко дифференцируется европейская и американская модель развития ИО. Адекватная законодательная база, учитывающая как национальные, так и международные требования развития ИО, считается сегодня ключевым фактором извлечения максимальной выгоды из потенциала ИКТ. По мнению экспертов, существующее в Европе законодательство во многом тормозит развитие ИО. Континентальная Европа имеет более жесткое законодательство в области регулирования рынка труда и рынка продуктов и услуг, чем США и Великобритания. Целью при разработке европейского законодательства была защита рабочих мест и блокирование создания новых рабочих мест, что не способствует развитию новых отраслей. В континентальной Европе, в отличие от США, личная инициатива регламентируется.
Законодательство в области оплаты труда в передовых областях также имеет большое значение. В большинстве стран континентальной Европы дифференциация в оплате труда осталась прежней, а в Германии она даже уменьшилась. Высокая минимальная оплата труда, сильные профсоюзы, централизованное обсуждение проблем оплаты труда и большие социальные выплаты задали высокие стандарты в Европе. Однако уровень безработицы там выше, чем в США и Великобритании - стран с высокой отраслевой дифференциацией доходов.
Говоря о модели информатизации, нельзя не упомянуть о таком важном факторе, определяющем страновые различия, как национальные культурные особенности. Как показывает практика, спрос на отдельные технологии во многом определяют именно культурные факторы национального, регионального и локального характера. В то же время исследования в области "культура, ИКТ и социально-экономическое развитие" только начинаются, так как символом момента была интеграция.
Границы этой проблематики очень широки - это культура организации и культура управления, культура труда, принятые нормы восприятия и использования информации и многое другое. Каждая страна характеризуется своими особенностями использования широко- и узковещания, степенью использования электронной почты, факсов и пр., своими аудиториями для разных видов технологий, своими моделями адаптации новых ИКТ. Известно, например, что в Германии долгое время была слабо распространена электронная почта. Известно также, что европейские теле- и радиопрограммы, а также рынок видеофильмов находятся под большим американским
271влиянием. Число производимых в Европе фильмов и сериалов падает, их место занимает американская продукция. Роль средств массовой информации в поддержании национальной идентичности все больше становится темой для обсуждения.
В целом европейский подход к информатизации ориентирован на функциональное и практическое информирование жителей, а не на развлечения, как в США. Однако сама инициатива информатизации домохозяиств не имеет в Европе такого большого размаха, как в США.
Американо-английский путь развития глобального ИО. Этот путь определяется общей моделью социально-экономического развития - вмешательство государства минимизировано, инициатива частных лиц поощряется максимально (в то время как в континентальной Европе всегда было сильно влияние государства).
Хотя в целом США всегда доминировали в сфере развития ИО. сильный толчок в этой области был дан предвыборной инициативой J 993 г. Клинтона-Гора, основанной на идее строительства информационных супермагистралей и создания национальной и глобальной информационной инфраструктуры с целью усиления экономического развития страны. Эта идея легла в основу всех существующих концепций развития ИО в мире.
В поеттэтчеровской Великобритании превалирует мнение о том, что государство должно как можно меньше вмешиваться в процесс развития информационного общества и роль государства ограничивается созданием условий, в которых будут расцветать силы рынка. Путь Великобритании предельно близок к американскому, поэтому правомерно говорить об англо-американской модели развития ИО. Девиз - оставить все в руках частного сектора и сил рынка, полная либерализация рынка ИКТ с упором на техническое обеспечение: создание сетей и информационных супермагистралей. Здесь в центре либерализации - сектор телекоммуникаций. Проблеме защиты новичков на этом рынке придается первостепенное значение.
Роль государственного управления в сфере телекоммуникаций очень мала. Именно теперь, когда электронные коммуникации все больше способствуют установлению социальных, политических и культурных связей, сама необходимость общественного контроля ставится под вопрос. В то же время американская администрация старается не упускать из виду социальную ориентацию в развитии информационных супермагистралей. Вопрос о том, что развивать сначала - сети или услуги, - столь актуальный в континентальной Европе, не стоит для США и Великобритании. Там господствует мнение о том, что необходимо сначала построить сети для того, чтобы развивались услуги.
Проблема развития услуг, доступных для всех (проблема универсального обслуживания), имеет особое значение для США. Универ-
1
сальное обслуживание служит противовесом возможным негативным элементам политики либерализации: ведь цель этой политики -улучшить качество услуг и снизить их цены для деловых потребителей, а не для населения. Вводя понятие "универсального обслуживания", администрация США делает попытку сгладить несправедливость этой ситуации.
Влияние существующего законодательства на развитие ИО имеет ярко выраженные экономические последствия. В США и Великобритании, имеющих гибкий рынок труда, товаров и услуг, легче совершить поворот от увядающих отраслей к прогрессивным, чем в континентальной Европе. Дифференциация в оплате труда в США и Великобритании увеличилась благодаря распространению ИКТ. Разница в доходах между образованными и квалифицированными работниками и остальными здесь очень велика. Если Европа с большим трудом создает новые рабочие места, и число безработных там возрастает, то в Америке процент безработных мужчин трудоспособного возраста относительно стабилен.
По фактору культурного влияния на процесс информатизации США и Великобритания расходятся. Северо-американский подход, в котором основной упор делается на развитие домашних развлечений, соответствует аудиовизуальной культуре США. Целью является удовлетворение культурных потребностей с акцентом на предоставлении видео по запросам. Великобритания же тяготеет к континентальной Европе, спрос на видеопродукцию не столь велик и име-■ ет тенденцию к уменьшению.
5.2.2. Азиатская модель развития глобального информационного общества
Так называемое азиатское чудо - это модель, само название которой символизирует альтернативный способ социально-экономического развития и конфронтацию с Западом.
Идеологически модель успеха азиатских стран базируется на отрицании западных норм, на утверждении собственных ценностных ориентации и стремлении разработать новый подход к индустриализации и социальному развитию. Основа - сотрудничество государства и рынка, попытка установить связь между культурными ценностями, свойственными конфуцианству (рабочая дисциплина, упор на образование, бережливость, семейные ценности преданности, доверия и взаимопомощи на базе признания авторитета), и социальными трансформациями. Философские принципы сосуществования и со-процветания, разделенной радости роста и способность правительства содействовать институционализации этих принципов на уровне отдельной организации - вот, по мнению азиатских ученых, основа
успеха.
273В рамках азиатской модели выделяются Япония, "азиатские тигры" и Индия. В 1960-1970 гг. эпицентром индустриального развития была Япония. По всеобщему признанию, в основе "японского чуда" лежал особый, японский стиль управления, основанный на корпоративной культуре, на многослойной системе субконтрактов, организованной по принципу иерархической пирамиды. В основе этого стиля управления лежат три традиционные японские ценности: on (благодарность), giri (ответственность) и wa (гармония). Благодарность и ответственность выражают взаимозаинтересованность верхнего и нижнего уровней управления: начальник обеспечивает безопасность подчиненному в ответ на его обязательство подчиняться. Гармония же выражает качество этого союза, когда каждый знает свой статус по отношению к другим и ведет себя в соответствии с целями своей группы. Таким образом, сам западный критерий оценки социального прогресса ставится под сомнение.
Сегодня успехи Японии на пути информатизации конкурируют с успехами США. Япония преодолела послевоенный хаос и стала второй экономической державой мира. Одним из важнейших факторов успеха всегда были и до сих пор являются большие расходы на научные исследования и разработки и высокий приоритет техники и технологии в обеспечении социально-экономического развития страны. Технический прогресс и расширение рынка компьютеров, полупроводников и телекоммуникаций послужило базой развития информационно-ориентированного общества в Японии. Инновации, вызванные развитием информационных технологий, привели к удешевлению и повышению эффективности компьютерной техники.
Стратегическими целями Японии в 1990-е годы были:
• построение тысяч взаимоувязанных и совместимых телекоммуникационных сетей;
• разработка информационных устройств, совмещающих возможности компьютера, телевизора и факса;
• развитие программного обеспечения и информационных услуг;
• подготовка квалифицированных кадров, способных работать с этими системами.
Эта инициатива послужила огромным стимулом развития информационно-ориентированной деятельности в стране. Еще в 1949 г. Япония официально объявила развитие техники и технологии средством улучшения качества жизни населения. Задача техники и технологии - повысить уровень потребления. В свою очередь повышение уровня жизни стимулирует технический прогресс. Однако после 50 лет стабильного роста в Японии наступили трудные времена: население стареет, ресурсы и энергия ограничены, обостряются проблемы экологии и защиты от катастроф. Быстро развивается общество глобальной конкуренции. Конкуренция обостряется, японцы уже не могут быть уверены, что завтра они будут жить лучше, чем вчера.
Научно-технический прогресс по-прежнему рассматривается как важнейший фактор экономического роста. До последних лет целью Японии было следовать примеру развитых стран Западной Европы и США, и она проявила чудеса в адаптации импортных технологий. Контроль качества был приоритетом, а не поощрение творческой интеллектуальной деятельности.
Для Японии наступил новый этап развития. Догнав развитые страны, она лишилась моделей для подражания. Теперь взята установка на поиск собственного пути. Главным приоритетом становится производство нового знания, новых технологий, новых продуктов. Важны не только революционные открытия на этом пути, важен и поиск новых применений известным знаниям и технологиям. Главным становятся новые идеи, точки зрения и не поощрявшаяся прежде оригинальность, поиск институционального способа поощрения такого рода деятельности. Поощрение людей, обладающих предпринимательским духом, становится целью Японии. Для культивации оригинальности в обществе ценятся разнообразие и отличие от других, а не однобокость и конформизм, как прежде. Пол и возраст не имеет значения в этом процессе. Роль бизнеса в развитии новых технологий и производств также очень велика, при этом задача государства - создавать благоприятные условия для творчества в этой сфере, уменьшая риск предпринимателей, действующих в приоритетных сферах. Японское правительство осознало, что для стимуляции творческой деятельности интеллектуальный капитал нации должен быть достоянием всех, так как это общественное благо, которым нельзя владеть в общепринятом смысле. Для решения этой задачи увеличиваются вложения в фундаментальные исследования государственного сектора в области разработки новых путей передачи данных и интеллектуальных систем гибкой обработки информации. В развитом информационном обществе необходима поддержка интеллектуальной деятельности. Акцент перемещается с общества массового производства и потребления на обеспечение более качественного многостороннего неспешного образа жизни, т.е. акцент перемещается с производства на "человека и общество". Цель увеличения благосостояния японцы видят в повышении эффективности всех процессов и уровня комфортности дома, на работе и в обществе. Большая роль придается технике: легкости ее использования, разработке интерфейса между техникой и людьми, адаптацией техники к потребностям людей, а не людей к технике. Основной упор делается на повседневные нужды людей, на разработку и внедрение ИКТ, способствующих повышению качества жизни населения. Для достижения этих целей усиливаются расходы на научные исследования и разработки, в первую очередь в области высоких технологий, интенсифицируется деятельность в сфере информационной науки и техники, которые выделяются в число приоритетов
развития.
275Во второй половине 1990-х годов эпицентром индустриального и информационного развития становится регион восточной и юго-восточной Азии. Эти страны часто называют "четырьмя тиграми"; Южная Корея, Тайвань, Сингапур и Гонконг. Экономическому успеху этих стран в большой мере способствовали японские капиталовложения. Японская модель лежит в основе развития этого региона. В соответствии с неоклассической теорией, развитие достигается, если политика правительства направлена на поддержание стабильного макроэкономического и политического окружения; строгое следование рыночным принципам. Такое понятие "развития" воспринимается на Востоке как структурное насилие социально уязвимых групп. Опыт "тигров" показывает, что они следовали первому правилу, но переформулировали второе: их успех базируется на сотрудничестве государства и предпринимателей, на вмешательстве государства в принятие решений в области крупных вложений частного капитала. Кроме того, государство участвует в создании материальной и социальной инфраструктуры. Таким образом фундаментальный принцип невмешательства государства нарушен. Сама природа государственного вмешательства, его методы и формы бывают разными, однако общий подход к теме государство - рынок остается социологическим и политическим, а не чисто экономическим. Эту модель называют моделью экономического сотрудничества государства и рынка.
Японская субконтрактная система и в этом регионе проявила свои преимущества. В то же время, несмотря на этноцентризм всей доктрины, культурные факторы играют скорее косвенную, а не прямую роль, занимая центральное место лишь в усилении или ограничении выбора, стоящего перед экономическим актером.
В развивающихся странах выделяются две модели реформы телекоммуникаций, а значит и две идеологии построения РГО: латиноамериканская и азиатская, которые различаются по двум основным параметрам: скорость и размах реформирования.
Реформа телекоммуникаций в развивающемся мире началась с середины 1980-х годов в Чили, Аргентине и Малайзии, которые начали пробовать разные пути введения конкуренции на свои рынки телекоммуникаций. Для развивающихся стран четко выделяются две принципиально различные стратегии: приватизация и либерализация. Приватизация - это передача государственных предприятий я видов деятельности в полное или частичное частное владение или контроль. Либерализация - это снижение барьеров для вхождения в рынок или его часть с помощью разрешения третьим сторонам конкурировать с известными, обычно монопольными, производителями товаров и услуг.
Опыт показал, что те страны, которые пытались одновременно проводить приватизацию и либерализацию, потерпели неудачи и растянули достижение этих целей во времени.
В целом азиатская модель реформы характеризуется тем, что реформа начинается с внедрения конкуренции, оставляя всякую серьезную приватизацию на потом, причем полной приватизации так и не произошло (исключение составляют Гонконг и Филиппины, всегда находившиеся под сильным неазиатским влиянием). Латиноамериканская модель начинается с приватизации, предназначенной быстро улучшить качество телекоммуникационных услуг ценой задержки введения на рынок конкуренции. Эта модель более быстрая
и смелая.
Индия не выбрала ни путь полной приватизации, ни путь мягкой либерализации. Ее путь можно назвать промежуточным. Государственные предприятия не передавались в частный сектор, а конкуренция разрешалась на рынке местных услуг. Междугородняя и международная связь оставалась в руках государства.
Индия выбирает путь, который по размаху и глубине ближе к латиноамериканской модели, а по скорости проведения - к азиатской. Своим "капиталом" на пути рыночно ориентированного экономического роста и на пути в глобальное ИО Индия считает свои человеческие ресурсы. Она имеет третий по величине (после США и России) научно-технический потенциал в мире и хорошую законодательную систему. Особенности идеологии построения ИО в Ин-[ дни - осторожность и постепенность, опора на национальные культурные корни (первые индийские CD-ROMbi появились с сюжетами из народного эпоса). Средства мультимедиа, изображающие индийских богов, пользуются в стране большой популярностью.
Индия ставит себе целью вхождение в глобальное ИО, и как первую задачу на этом пути видит совершенствование системы телекоммуникаций. Правительство намерено обеспечить универсальное обслуживание каждому индийцу по доступной цене на уровне мировых стандартов и превратить страну в крупного экспортера телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения. Потенциальные негативные последствия уменьшаются с помощью существующего в стране гибкого законодательства, хорошо регулирующего сферу телекоммуникаций.
Всего в десяти странах - демографических лидерах - чистый годовой прирост населения за указанный период составил примерно
1 ПС
47 млн человек, или 60% мирового чистого прироста населения. Человечество в целом увеличилось на 78 млн. Необходимо отметить, что чистый годовой прирост мирового населения локализован в очень небольшой группе стран, причем на две из них - Индию и Китай - приходится более трети прироста.
Все большая часть населения Земного шара живет в развивающихся странах. Если в 1950 г. на их долю приходилось около 2/3 мирового населения, то в 2000 г. в развивающихся странах проживало уже 4/5 всего человечества.
Причина различий в динамике общей численности населения заключается в том, что население развитых стран завершило демографический переход, а популяции развивающихся стран все еще находятся на начальной стадии этого перехода. Это явление достаточно изучено21. Сделаем только несколько замечаний с точки зрения влияния демографической глобализации.
Прежде всего (и это уже общепризнано) основная причина демографического перехода связана с социально-экономическим и научно-технологическим развитием общества. И это подтверждается тем фактом, что демографический переход охватил не только белую расу, но и другие таксономические группы, например японский этнос. Снижение рождаемости и стремительное движение к модели малодетной семьи характерны для Южной Кореи, Сингапура и ряда других стран.
В период до демографического перехода уровень рождаемости сохраняется максимально высоким. Это является своеобразной страховкой на случай войн, эпидемий, стихийных бедствий и других неблагоприятных внешних факторов, которые могут существенно сократить численность таксона. Научно-техническая трансформация общества стала изменять среду обитания, при том, что таксон (белая раса) все еще находился в начальной фазе демографического перехода. Именно резкое снижение уровня смертности за счет целой группы причин (санитарно-гигиеническая и медицинская революция, изменение характера войн и способов их ведения и т.д.) и создало в свое время "демографический взрыв" белой расы. Эти же причины, но исключительно благодаря глобализации, породили демографический взрыв после Второй мировой войны: страны "третьего мира", находящиеся в начальной стадии демографического перехода, получили доступ к медицине и аграрным технологиям ("зеленой революции").
Снижение уровня смертности в странах "третьего мира" при сохранении инерции биологической фазы - высокого уровня рождаемости и модели многодетной семьи - в этом и кроется причина демографического взрыва второй половины XX в.
Соей А. Общая теория населения. М„ 1997; Вишневский А.Г. Воспроизводство населения и общество. М, 1982.