В рамках этих двух глобальных процессов обсуждаются три сценария культурной глобализации (Ганнерс).
A. В культурном империализме, определяемом вестернизацией национальных культур, поглощением их культурами других стран, унификацией культур, потерей национальной самобытности и идентичности, освоением языков западных стран и забвением национальных языков. Культурный империализм очевидно ведет к снижению культурного разнообразия, к созданию примитивной вненациональной (космополитической) культуры масскульта, с одной стороны, и элитарной культуры мировой богемы, с другой.
Стороны, для стран-доноров потеря высококачественного человеческого потенциала опасна. Опасность состоит в потере шансов на успешную модернизацию своих экономик и общественных укладов в целом, в росте рисков социального авантюризма и экстремизма, в потере социальных перспектив вообще. Заметим, что потери человеческого капитала, как правило, невосполнимы. Германия так и не смогла вернуть свои лидирующие позиции в теоретической физике после отъезда из страны в 30-х годах ведущих физиков. Россия навсегда потеряла мирового уровня социологические, историософские и культурологические школы с отправкой караванов "философских пароходов". Заметим, что в 90-е годы исход пассионарной части российских ученых и специалистов принял масштабы национальной трагедии: эмигрировали по разным оценкам от 1 до 1,5 млн человек. Эта тенденция не приостановлена. Россия в этой схеме социального обмена - донор. Ресурсы ее человеческого капитала включены в мировые потоки своеобразного интеллектуального империализма.
Отметим в связи с этим ряд обстоятельств. Глобализм с его доктриной единого человечества считает позитивным свободное перемещение такого сверхценного ресурса, как человеческий капитал. Очевиден и аргумент: свободное перемещение человеческого капитала позволяет эффективно самореализоваться личности. Последствия же такого перемещения неочевидны. С одной стороны, формируется группа стран (США, Западная Европа), аккумулирующих человеческий капитал высшего качества, созданный в других странах. Это дает для стран-реципиентов мощный импульс дальнейшего пассионарного развития, усиливая их конкурентные преимущества на рынках и формируя, условия для создания новых, более эффективных каналов эволюции (по Н. Моисееву). С другой
Глобальная экономика может стать экономикой, обслуживающей потребности человечества, если это будет экономика социальной ориентации и справедливости, а не инструмент обогащения богатых и разорения бедных.
Мировой рынок - это рынок, на котором порядок определяется «семеркой» ведущих мировых лидеров. Остальным странам остается или принять этот порядок, включившись в борьбу за завоевание лучших позиций на мировых рынках, или прозябать в роли мировых Должников и поставщиков дешевого природного сырья. Эту опасность понимают и идеологи глобальной экономики. Глава Всемирного фонда этики Ханс Кюнг считает, что необходимо создать кодекс глобальной экономической этики.
Взаимосвязь этих двух истин - общность Земли и возможность ее рукотворной смерти - создала предпосылки для становления на Земле нового порядка всемирного общежития. Цена этого порядка известна: жизнь или смерть Земли и населяющих ее людей. Идея этого привлекательного порядка уже имеет название - глобальное устойчивое мировое сообщество, глобальный единый мир.
Вторая истина - это понимание возможности конца для всего человечества, обусловленного эгоизмом отдельных народов и государств, неспособностью политиков договариваться, стремлением одних государств к господству над другими. Эти обстоятельства проявляли себя и ранее. Новым же их проявлением в конце XX в. стала гигантская ресурсная обеспеченность в реализации эгоистических и амбициозных планов. Центральными компонентами этой апокалипсической возможности стали атомное оружие, способное уничтожить весь мир, и сверхпредельная техногенная нагрузка на природу, способная привести к экологической катастрофе.
Однако, как это часто бывает, новое явление, появившись в социальной практике, тут же нагружается разными смыслами. Так было всегда, когда дело касается системных явлений. Сегодня оживленно идут споры о глобализации как явлении. В острых дискуссиях сталкиваются различные точки зрения.
1. Глобализация - явление экономическое.Сегодня мировая экономика и мировые рынки товаров, капиталов и труда - это уже не метафоры, а реальность. В отчете Всемирного банка о мировом экономическом развитии за 1999-2000 гг. глобализация мировой экономики названа доминирующим мировым процессом. Этот процесс породил принципиально новую экономическую жизнь на планете. Созданы всемирные системы производства товаров, способные удовлетворить потребность населения нашей планеты, всемирные системы телекоммуникаций, транспорта, энергетики. Главным элементом экономического глобального мира является система финансового и фондового рынков. Глобальный экономический мир взламывает границы национальных государств, втягивая их в открытую систему мировой экономики. Это конкурентная экономика: выжить в ней можно, лишь найдя свою нишу. Пока в этой экономике доминирует "семерка" стран мировых экономических лидеров и процветают страны-сателлиты (Скандинавия, страны Европы и Азии, названные "азиатскими тиграми"). Будущее других стран - а это подавляющее число слаборазвитых стран -проблематично.
С экономической точки зрения глобализация, бесспорно, позитивна. Она создает единый открытый мировой рынок. На этом рынке успех сопутствует только самым эффективным производителям. Очевидно, что их доминирование на мировых рынках экономит ресурсы, выталкивая с рынков неэффективных производителей. В 2001 г. в Южной Корее прокатилась волна протеста крестьян-производителей риса, возмущенных открытием внутреннего рынка риса (по требованию ВТО). Туда хлынул рис из Индонезии, который дешевле корейского по очевидным причинам: затраты на его производство в Индонезии ниже. Экономисты считают такое положение дел правильным. Социологи же хотят получить ответ на вопрос: а что же делать с миллионами корейских крестьян, веками возделывающих рис на своих полях? Глобализм делает их лишними, выталкивая за границы цивилизации.
Старший вице-президент Всемирного банка Йозеф Штиглиц сравнил экономическую глобализацию с гигантской волной, способной вынести далеко вперед или погубить национальные экономики. Финансовый кризис 1997-1998 гг. в Азии, России, Бразилии - это крайне опасные проявления экономической глобализации.
Глобализация мировой экономики создает условия для усиления экономической дифференциации: богатые богатеют, бедные становятся еще более бедными. Журнал "Форбс" публикует ежегодный список 600 самых богатых людей Земли. Их суммарный капитал составляет более одного трлн долларов, что равно ВВП такой гигантской по численности населения страны, как Китай. 20 лет назад 600 богатейших людей Земли владели капиталом, составлявшим более 600 млрд долларов. Если в 1989 г. страны "большой семерки" производили 46% мирового объема ВВП, то в 2001 г. они производят около 70%.
Очевидно, что глобализация экономики требует создания систем над государственного регулирования мирового производства, распределения и перераспределения ресурсов (в том числе и финансовых), обмена и потребления (здесь речь идет об ограничениях потребления невоспроизводимых ресурсов). Создание подобных систем предполагает наличие межгосударственных (международных) законов, ограничивающих деятельность глобальных монополий, транснациональных компаний, мировых спекулянтов финансовых рынков.
2. Глобализация - явление маркетинговое. Уточним: под маркетингом мы понимаем любую деятельность людей, осуществляемую посредством обмена. Обмен происходит как в коммерческой товарно-денежной форме, так и в широком смысле - как обмен социальными ресурсами (по П. Блау). Речь идет о трансляции образцов поведения (культур), происходящих в межкультурных коммуникациях языковых предпочтений, о продвижении определенных произведений искусства, литературы и кино, задающих мировую моду. Обмен - это и система миграционных перемещений населения. Здесь важно отметить, что физическая миграция является единством международного перемещения человеческого капитала.
3. Глобализация - явление культурное.В этом смысле культурная глобализация проявляется в развитии двух противоречивых процессов (Ганнерс, Хамелинк).
Известный американский социолог Д. Ритцер назвал такое течение в глобализации культур макдонализацией: унификация культур на примитивном уровне.
B. В культурном антропоцентризме, определяющем цивилизацию западного мира с его культурой приоритета прав и свобод человека как образец культуры для всего незападного мира. В этом случае говорится о цивилизирующей роли Запада, о ликвидации варварства незападных стран и народов, об оправданности силовых способов вовлечения стран в западную цивилизацию и о справедливости наказания стран, сопротивляющихся западной экспансии. В рамках этой доктрины считаются справедливыми и законными военные операции с целями предотвращения "гуманитарной катастрофы" (такие к примеру, как операции стран НАТО в 1999 г. в Косово). С сентября 2001 г. эта Доктрина стала доктриной борьбы с мировым терроризмом. Стали оправданы вторжения стран НАТО в другие страны (Афганистан в 2001 г., подготовка к военным акциям против Ирака).