Каковы причины интенсивного роста гуманизма и толерантности белой расы?
Падение уровня пассионарности в той или иной группе связывают с разрушением идентификационной схемы, в соответствии с которой индивид отождествляет свои интересы с интересами своей группы, ''поднимая личные интересы до уровня общественных". Происходит нечто другое. В фазе, которая следует за стадией подъема пассионарности, начинают господствовать так называемые (по Л.Н. Гумилеву) гармонические особи, т.е. люди, которые, отождествляя личные и общественные интересы, не желают поступаться первыми ради последних. Если пассионарии - это герои, идеалисты, романтики и фанатики, то гармонические особи - это уже авантюристы, искатели приключений, прагматики (но не циники), люди, способные на жертвенный и героический поступок, но не желающие только лишь жертвовать своими интересами и отдавать себя во имя общего дела. Гармонические особи напрягают свои силы до предела и жертвуют собой прежде всего во имя явных и конкретных целей: деньги, успех, слава. Лучше всего дух конца XIX в. выразили Джек Лондон и Редьярд Киплинг. Их герои бескомпромиссны в моральном плане, они принципиальны и последовательны; они свято чтут свой моральной кодекс, их влекут деньги, успех и слава; в то же время в них горит мессианский дух и "религия империализма" ("единый флаг, единый флот, единая империя, единая корона'7 лорда Теннисона и "бремя белого человека" Киплинга).
Что послужило причиной подобного "демографического взрыва"?
Таким образом, к середине XIX в. процесс "механической" глобализации населения, связанный главным образом с территориальной экспансией, был уже завершен.
С феноменологической точки зрения глобализация населения началась с экспансии европейской расы за пределы того ареала, который она занимала предыдущие 3 тыс. лет. Столкновение белой расы с автохтонным населением Америки привело, прежде всего, к колоссальному по своим масштабам геноциду на территории, в 4 раза превышающей по своему размеру Европейский континент5.
3 Используемый в литературе по антропологии и этнографии термин "европеидная раса" слишком размыт и не точен. Поэтому мы будем использовать термин "европейская раса" для того, чтобы обозначить им тот антропологический тип людей, который идентичен коренным народам современного Европейского субконтинента Евразийского материка, говорящих на языках следующих групп: германской, романской, финно-угорской и славянской. Следуя заложенной Л.Н. Гумилевым традиции, мы будем называть народы Европы, принявшие в свое время Римско-католическую версию христианства, западно-европейским суперэтносом.
4 Так, "черная смерть", как называли страшную чуму, которая свирепствовала в Европе с 1348 г. по 1351 г., уничтожила больше половины тогдашнего населения Западной Европы. После того как некий Балавигнус, после пыток "сознался", что он и несколько других евреев приготовили яд из смеси христианских сердец, пауков, лягушек, ящериц, человечьего мяса и освященного хлеба и потом эту смесь в виде порошка бросали в колодцы, из которых христиане брали воду, по Западной Европе покатилась первая, организованная на государственном уровне, волна антисемитизма и уничтожения евреев (полностью было уничтожено еврейское население Ауксбурга, Вюртсбурга, Мюнхена, Верхнего Рейна, Фрейбурга, Майнца, Кельна, Эрфурта, Кремса, Франкфурта, Ганновера и Брюсселя).
5 В научном сообществе до сих пор продолжаются дискуссии о том, каким образом такая огромная территория как нынешняя Латинская Америка могла быть завоевана такими незначительными силами европейцев? Мы разделяем точку зрения Л.Н. Гумилева, что завоевание европейцами Америки есть один из самых ярких примеров, подтверждающих теорию пассионарности и старения этноса. В своих работах Гумилев использовал категорию "пассионарность" для характеристики различных моделей этнического поведения. В связи с тем, что эта категория чрезвычайно многопланова, мы намеренно сузим ее таким образом, чтобы она могла выступать в качестве адекватного инструмента для анализа процессов глобализации населения. Мы будем называть пассионарностью систему следующих качеств, характеризующих любую человеческую популяцию (не только этнос!): энергетический потенциал популяции, показывающий, насколько она способна к совершению тех или иных действий по преобразованию самой себя, окружающего природного и социального мира; центростремительность популяции, т.е. в какой мере индивиды, эту популяцию образующие, в первую очередь отождествляют себя именно с этой самой популяцией как единым целым; "жертвенность" индивидов популяции, т.е. в какой мере они готовы отказаться от каких бы то ни было своих интересов ради интересов популяции (см. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1994).
Ацтеки, так же как майя и инки, были к концу XV в. старым, полностью утратившим свою пассионарность этносом, который не выдержал столкновения с молодым, высокопассионарным западно-европейским суперэтносом. Находясь в самой нижней точке упадка пассионарности, ацтеки и другие американские автохтоны не имели никакой коллективной воли к сопротивлению, а индивиды не желали жертвовать своим здоровьем, и тем более жизнью, во имя спасения своего народа и своей страны.
В итоге были уничтожены сотни субэтнических образований, полностью разрушены такие цивилизации, как цивилизация ацтеков, майя и империя инков. При этом огромная часть населения была истреблена чисто физически, а другая, возможно еще большая, погибла в течение сотни лет в результате экспорта из Старого Света нетрадиционных для Америки болезней и продуктов питания. Автохтонные американцы оказались, в силу чисто физиологических особенностей, абсолютно невосприимчивыми к алкоголю в любых его формах, а также и к ряду специфических болезней, характерных для людей белой расы, в первую очередь оспы. Например, если среди европейского населения смертность от черной и желтой оспы колебалась в интервале 10%, то коренные жители Нового Света теряли от этой же болезни от 80 до 95% населения.
К началу XVII в. белая раса полностью освоила обе Америки. Это имело следующие культурно-цивилизационные и этнодемографические последствия:
• на территории Северной и Южной Америки, общей площадью примерно 42,5 млн кв. км, в результате глобализации населения, выразившейся в массовой (как принудительной, так и добровольной) иммиграции из Европы, насильственной иммиграции из Африки (вывоз чернокожих рабов), геноцида местного населения (целенаправленного и спровоцированного изменениями условий жизни), возникла ранее не существовавшая популяция людей: латиноамериканский суперэтнос, американская и канадская нации, ряд мелких этнодемографических групп;
• современное население Северной и Южной Америки, отличаясь от западно-европейского суперэтноса по некоторым расово-ан-
тропологическим показателям, близко к нему в культурно-цивилизационном плане настолько, что можно говорить о существовании единого в цивилизационном плане евроамериканского мира;
• завоевание обеих Америк привело к расширению ареала белой расы (А.А. Кауфман справедливо считал, что колонизация - это способ развития человечества, распространяющий культуру по лицу земли6;
• освоение двух американских континентов белой расой означало распространение западно-европейской (христианской) цивилизации.
Нельзя не отметить один важный момент. Экспансия европейской расы в Америку одновременно означала христианизацию этих территорий. Религиозный, миссионерский аспект колонизации Америки трудно переоценить.
В течение последних двух столетий обсуждается тема жестокости европейских завоевателей по отношению к автохтонному населению. Разумеется, ни в коей мере нельзя снимать историческую ответственность с европейской расы за геноцид американских аборигенов, который не имел никаких видимых рациональных причин: покоряемые народы в абсолютном своем большинстве не оказывали никакого сопротивления. То, что уцелела значительная часть покоряемых народов - это почти исключительно заслуга христианства. Если бы не папские энциклики, в которых говорилось о признании американских индейцев людьми в полном смысле слова и о необходимости обращения их в христианство - сложно себе представить, как бы развивались события. Именно стремление иерархов католической церкви и религиозно ориентированных монархов ко все большему расширению своей паствы помешало европейской расе уничтожить американских аборигенов полностью. Думается, что папская булла Климента VII (1537) спасла жизнь миллионам людей. Идеологический момент в проблеме сохранения остатков автохтонного населения Америки не менее важен, чем, допустим, меркантильно-экономический. Если бы белая раса находилась под влиянием не христианства, а ультранационалистической (как Древняя Ассирия) или откровенно человеконенавистнической (как Третий рейх) идеологической системы, то аборигены были бы уничтожены по схеме, по которой ассирийцы уничтожали окружающие народы (а потом сами были уничтожены Мидией).
Освоение Нового Света можно считать знаменательным событием еще и в том смысле, что белая раса впервые в мировой истории перестала подчиняться эколого-биологической детерминации. Стремление белой расы к экономической выгоде (местное население, которое все еще оставалось в большинстве, должно было работать на рудниках в плантациях) и соблюдение некоторого этическо-
6 Кауфман АЛ. Переселение и колонизация. СПб., 1905.
го кодекса возобладало над стремлением уничтожить другую человеческую общность.
Почти одновременно (с исторической точки зрения) с экспансией белой расы через Атлантику начинается ее экспансия на северо-восток Евразийского континента, которая выражается во взятии Иоанном IV Грозным г. Казани и в продвижении отрядов Ермака в Сибирь. Это произошло в период с 1581 г. по 1587 г. Освоение Сибири русским этносом - тема достаточно заидеологизированная. В русской (затем советской) историографии7 она всегда имела исключительно положительную оценку; в западной, японской и китайской литературе - нейтральную, отрицательную и резко отрицательную. Следует лишь отметить, что по отношению к покоренным народам со стороны русского этноса и его политико-государственных институтов никогда не проводилась политика сознательного геноцида. Изменение демографической ситуации в Сибири, а затем на Дальнем Востоке и на Крайнем Севере было в первую очередь вызвано не агрессивностью русского этноса (за очень редким исключением, вроде истории Яицкого казачества), а теми же причинами, что и в Америке: нехарактерные болезни, алкоголь и изменение привычной среды обитания. Вторая половина XVI в. рассматривается рядом авторов как эпоха великого подъема пассионарной энергии великоросов, в результате которого никем не направляемая инициатива "вольных людей" дала России громадные приращения на Востоке8.
Рассматриваемый нами этап глобализации населения подошел к своему логическому концу 26 января 1788 г., когда английский капитан Филипп привел в Сиднейскую бухту 11 кораблей с каторжанами, тем самым положив начало колонизации Австралии, открытой до этого события в самом начале XVIII в. одними из последних героев-пассионариев европейской расы и фаустовской культуры, капитанами Абелем Тасманом (великим неудачником и автором прекрасного жизненного девиза "бороться и искать, найти и не сдаваться") и Джеймсом Куком. Именно в этот день население земного шара было глобализовано окончательно.
Что же происходило с населением за пределами территорий, которые мы уже рассмотрели? Здесь прежде всего следует отметить рождение арабского суперэтноса и исламской цивилизации. Их существование институционально было оформлено вначале в виде Арабского Халифата, а затем Османской Порты (империи). Высокая пассионарность арабского суперэтноса, а затем и турок-османов, была одной из главных причин начавшейся глобализации. Рассмотрим эти причины.
1 Кауфман АЛ. Указ. соч.; Ямзин ИЛ., Вощинин В.Н. Учение о колонизации и переселениях. М.; Л., 1926.
3 Ионцев В.А. Международная миграция населения: теория и история изучения. М., 1999.
1. Высокая пассионарность зарождавшегося арабского суперэтноса, о сопротивление которого сломались военные волны Крестовых походов и благодаря которой в арабской массе удалось растворить миграционные волны Крестовых походов, не позволила белой расе осуществить экспансию вглубь Евразии через Ближний Восток.
2. Высокая пассионарность сложившегося арабского суперэтноса и его натиск на ареал белой расы через Иберийский полуостров способствовали консолидации западно-европейского суперэтноса после битвы при Пуатье.
3. Османская Порта перекрыла западно-европейскому суперэтносу пути в Персию и Индию. Одновременно она (через дружественные исламские государства Магриба) препятствовала движению европейцев вглубь Африканского континента.
Все это, а также крах тевтонского "nach Osten" вынудили западно-европейский суперэтнос к трансатлантической экспансии.
За этот же период Восточный мир перенес сразу три цивилизационно-демографических катастрофы: это завоевания Чингисхана, Тимура и Великих Моголов. Их общим итогом стало образование широчайшего тюркского пояса от Каспия до бассейна Тихого океана. Параллельно с этим от Атлантического побережья Марокко до тихоокеанского побережья Индонезии раскинулся пояс народов, принявших ислам.
Анализ событий на Дальнем Востоке мы проводить не будем, так как они лежат за рамками нашего исследования. С точки зрения интересующей нас проблематики лишь отметим захват португальцами в 1590 г. Формозы (Тайваня) и проникновение голландцев в Японию. В целом, в общую орбиту глобализации дальневосточный регион вошел лишь после так называемой второй опиумной войны.
Подведем итог описанию феноменологической картины рассматриваемого нами этапа глобализации. Итак:
• ареал белой расы к середине XIX в. увеличился примерно с 7 млн кв. км до 75 млн кв. км, т.е. больше чем в 10 раз (площадь всей земной суши 149 млн кв. км);
• территория, на которой белая раса стала абсолютно доминирующей расово-этнической группой, составляла около 60 млн кв. км;
• к 1850 г. все население планеты составляло 1 млрд 265 млн человек, при этом больше трети (чуть меньше половины) всего населения составляли представители белой расы;
• за пределами глобализационных процессов остались лишь внутренние районы Китая, Внешняя Монголия, Корея и Япония.
Теперь несколько слов о детерминации демографической глобализации. Каждая популяция, находящаяся по Л.Н. Гумилеву9 вблизи
9 Теория пассионарности является одним из самых важных элементов духовного и научного наследия великого русского ученого Льва Николаевича Гумилева. Следует очень жестко различать методологический аппарат теории пассионарно- сти и конкретные прикладные выводы, которые делаются из применения этой теории к объяснению конкретных явлений. Категория "пассионарность" означает энергетический подъем у той или иной таксономической группы (от племени и секты до этноса и суперэтноса). Теория пассионарности - феноменологическая. Она не объясняет причины подобного подъема и не ставит себе этого в качестве цели. В данной работе пассионарность рассматривается как категория, указывающая на скачкообразный рост активности той или иной таксономической группы. Например, подобного рода феномен пережили в XV и XVI вв. Португалия и Испания, Голландия в XVTI в., Англия в XVIII и XIX вв.
своего пассионарного максимума, стремится к росту и расширению своего ареала. Накануне начала глобализационных процессов западно-европейский суперэтнос находился как раз вблизи такой фазы. Были в наличии ее важнейшие признаки. Расцвет науки и культуры (Ренессанс, время Рафаэля, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Мартина Лютера, Жака Кальвина, Ульриха Цвингли, Томаса Мора, Эразма Роттердамского, Фрэнсиса Бэкона и Вильяма Шекспира) и, в то же время, всплеск жесточайшей нетерпимости к любым формам инакомыслия (Варфоломеевская ночь, процесс Галилея и казнь Джордано Бруно, Цезарь Борджия и семейство Медичи), Реформация и Контрреформация. И главный признак - огромное число пассионариев, обладающих избыточной энергией биоактивных личностей (среди них такие великие деятели, как фанатик идеи Христофор Колумб, бесстрашные путешественники и авантюристы Марко Поло, Фердинанд Магеллан, Васко да Гамо и Америго Веспуччи). Это и титаны духа, которые за одно столетие сделали для христианской культуры больше, чем было сделано за предшествующую тысячу лет. И, наконец, самое главное. Западная Европа была наводнена огромным слоем людей, которые (кто в силу законов майората, кто в силу стечения жизненных обстоятельств) были в буквальном смысле слова не у дел, не знали куда себя пристроить и, в силу избытка воли, таланта и жизненной энергии, не могли найти себя в мирной, спокойной, полуголодной жизни. Это обедневшие дворяне, ландскнехты, пресловутые трубадуры, разномастные "рыцари печального образа" и "железные маски".
Мы хотим особо подчеркнуть, что глобализация населения, которая началась с экспансии белой расы, принципиально не может быть объяснена одними лишь экономическими причинами. В Америку не было в начале XVI в. экспансии капитала - потому как его не было еще нигде в мире, он появится не раньше, чем через 200 лет. Европейцы нашли в Америке золото и серебро, но оно было быстро обменяно на пряности с островов Зондского архипелага и Молуккского полуострова, осело в подвалах замков ("Скупой рыцарь" А.С. Пушкина) или было обращено в роскошную недвижимость. В целом экономическое благополучие главных на тот момент стран Испании и Португалии не намного улучшилось в результате экспансии. Более того, уже к началу XVII в. они пережили тяжелейший
экономический и системный кризис (крах Крестового похода короля Себастиана, гибель испанской "Великой Армады1') и превратились во второстепенные державы.
Поэтому напрашивается следующий вывод: экспансия белой расы породила глобализацию населения и положила начало тотальной глобализации. Таким образом, демографическая глобализация была первой формой глобализации вообще. Избыток пассионарной энергии белой расы, который сдерживался обладавшей тоже высоким пассионарным потенциалом арабским суперэтносом и Османской Портой, спровоцировал трансатлантическую экспансию белой расы, а также ее экспансию на северо-восток Евразийского континента. Уже индуцированные этой экспансией события в Америке вынудили белую расу, в поисках рабочей силы, к экспансии в Африку.
Таким образом, чисто экономические мотивы глобализации населения в тот период ее развития были вторичными. Хотя они, что называется, имели место быть. Причиной глобализации населения, и глобализации вообще, стало "избыточное население". Не будь его в достаточном наличии у белой расы в то время, история человечества развивалась бы совсем по другому сценарию.
Процесс глобализации населения со второй половины XIX в. и до окончания Второй мировой войны
Итак, к середине XIX в. наша планета уже представляла собой единое демографическое пространство. В этот же период белой расой была колонизирована Африка.
Закончив территориальную экспансию и максимизировав свой популяционный ареал, белая раса вступила в период роста населения. За время, прошедшее с начала XVIII в. и до 1925 г., численность европейцев возросла со 150 до 800 млн человек (в 1900 г. все население Земного шара составляло 1636 млн человек и почти половина из них были европейцами).
Объяснить это можно двумя группами причин: первая группа - причины эндогенного, вторая - экзогенного характера:
• начиная с конца XVII в. наблюдался (хотя и неравномерный и неоднородный) рост материального благосостояния большинства этносов белой расы;
• сохранялась многолетняя модель семьи (рождаемость практически не регулировалась);
• в то же время начала стремительными темпами развиваться медицина, которая, наряду с ростом санитарно-гигиенической культуры населения, способствовала резкому снижению смертности вообще и особенно детской;
• в результате стала реальностью возможность предотвращать возникновение эпидемий и пандемий, которые в раннем Средневековье уничтожали в городах до 90% населения;
• научно-технический прогресс изменил условия и характер труда: уменьшилась физическая нагрузка, травматизм и сопутствующие им явления;
• научно-технический прогресс изменил характер войн, которые теперь велись не столько пехотой, сколько артиллерией и кавалерией. Ввиду этого, за XVIII в. количество живой силы, приходящееся на единицу площади, сократилось в 7 раз. Соответственно, потери живой силы в войнах (в удельном, а не в абсолютном выражении!) уменьшились.
С начала XVII в. эстафета в экспансии белой расы перешла к английскому, голландскому, французскому этносам. Освоение ими захваченных территорий шло по принципиально другой схеме, чем испано-португальская. Захваченные природные богатства и ресурсы превращались не в сокровища, а в капитал, что вызвало процесс быстрого становления капитализма и стремительный научно-технический прогресс.
В дальнейшем (особенно со второй половины XIX в.) формирование единого экономического планетарного пространства, рост экономики, который стал возможным вследствие глобализации, стимулировал научно-технический прогресс, который, в свою очередь, через медицину и общий рост социально-экономического благосостояния способствовал дальнейшему демографическому росту.
В период с начала XVIII в. и по первую четверть XX в. белая раса увеличивала свою численность, во-первых, потому, что она располагала для этого достаточным территориальным потенциалом, который мог совершенно свободно принимать избыток населения, сформировавшийся в условиях ее традиционного ареала; во-вторых, белая раса смогла использовать оказавшийся в ее власти территориально-природный ресурс для своего экономического роста, который, в условиях низкой производительности труда, не мог обойтись без постоянного прилива рабочей силы; в-третьих, демографический рост белой расы создавал новых потребителей произведенного объема экономической продукции, что, в свою очередь, через научно-технический прогресс, рост уровня благосостояния, улучшение качества жизни и медицинского обслуживания опять-таки способствовало росту численности населения.
Таким образом, мы имеем дело не с простой каузальной цепью причина-следствие, а со сложнейшей обоюдостимулирующейся сис-
темой, где демографический рост индуцировал рост экономики, а он, в свою очередь, дальнейший рост населения.
Без глобализации населения, когда все новые и новые массы людей совершенно различными путями вовлекались на рынки труда, на рынки потребительских товаров, когда без миграционных потоков было бы невозможно осваивать новые земли и осваивать природный ресурс, когда, наконец, все новое население (автохтонное, в первую очередь) получало необходимые трудовые навыки и вовлекалось в ставшее планетарным общественное разделение труда - без всего этого не возник бы капитализм как принципиально открытая система. Благодаря глобализации, белая раса, получив в свое распоряжение в качестве ресурсной базы до 80% территории планеты, сумела резко повысить свой демографический вес по сравнению с другими расово-этническими группами: к 1925 г. численность населения белой расы составила чуть больше 1/3 всего населения Земного шара. Кроме того, в этот период белая раса и западно-европейская цивилизация достигли пика своего политического и экономического могущества, установив абсолютную монополию на решение политических и экономических вопросов на уровне всей планеты.
Все же начиная с 90-х годов XIX в. белая раса вступила, как представляется, в фазу перенапряжения и начала спада уровня пассионарности. В первую очередь это касается западно-европейского суперэтноса.
Эпоха гармонических особей отличается прежде всего тем, что в популяции значительно вырастает уровень толерантности по отношению к представителям любых других групп10.
Итак, на рубеже XIX и XX вв. в коллективном самосознании фаустовского человека начинает происходить кардинальный сдвиг в пользу толерантного отношения к другим расово-этническим, религиозным и культурно-цивилизационным группам.
Причина первая - геополитическая (точнее ее следовало бы назвать административно-военно-политической). Мир уже целый век жил в эпохе так называемых массовых армий. Собственных людских ресурсов для того, чтобы удерживать гигантские колониальные империи и параллельно воевать друг с другом за их передел, у европейских держав уже не было. Причина была не в низкой рождаемости, а в низкой производительности труда, которая не позволяла высвободить трудовые ресурсы из сферы производства в военную сферу. Дефицит восполнялся за счет колониального населения. Общепринятой накануне Первой мировой войны была такая схема: офицерский состав - исключительно из представителей метрополии, унтер-офицерский состав - большинство из представителей метрополии, остальная часть - представители доминионов и белого населения колоний, есть представители цветного населения; сержантский и рядовой состав - абсолютное большинство из представителей цветного населения. (Разумеется, данная схема приблизительна, были "чисто белые части", но общую картину она отражает.) Если в начале XX в. "белым" оставался Британский флот, то к концу Второй мировой войны доля представителей белой расы составляла на нем уже не более 30%. Еще выше доля цветного населения была в территориальных колониальных войсках, зачастую полком из 2000 человек командовали 20 представителей метрополии, все остальные были коренными жителями. Подобная практика была вызвана как нехваткой людских ресурсов, так и соображениями чисто
10 На исходе XIX в. произошло событие, которое нельзя не считать знаменательным и которое было бы немыслимо еще полвеком раньше. Вся европейская интеллектуальная общественность выступила с резким осуждением геноцида коренного населения в бассейне реки Конго, на территории под контролем так называемой Международной ассоциации под предводительством короля Леопольда, а фактически под прямым бельгийским управлением, которая привела к уничтожению более чем миллиона местных жителей. Вот как выразился по этому поводу Артур Конан Дойль: "'Бельгия не управляла своей колонией. Она просто выжимала из нее соки, заставляя силой местное население отправлять пароходами все сколько-нибудь ценное в Антверпен". Великий писатель так и озаглавил свою книгу: "Преступление в Конго". С активным осуждением неоправданной жестокости к местному населению выступили также Джозеф Конрад, Марк Твен и Редьярд Киплинг. Сами по себе протесты интеллектуалов уже стали своеобразной вехой в истории самосознания западно-европейского суперэтноса.
военного характера: представители местного населения лучше знали особенности местной территории, обычаев и т.д. Таким образом европейские страны-метрополии, исходя из чисто военных соображений, были заинтересованы в людских ресурсах своих колоний, и следовательно, в росте численности их населения.
К 1900 г. численность этнических представителей Великобритании в Индии не превышала 150 тыс. человек. Понятно, что столь немногочисленная группа (а среди них были и купцы, и врачи, и учителя, и мессионеры), не могла управлять такой огромной страной, как Индия с ее 565-ю княжествами, индусскими и мусульманскими управляемыми махараджами (набабами) и низамами соответственно. Для управления гигантской территорией нужен соответствующий административный аппарат. Он был создан в конце ХТХ в. под названием "Индиан Сивил Сервис", уже к 1914 г. абсолютное его большинство состояло из коренных жителей. Вообще, желание метрополии эффективного централизованного управления совпадало с консолидирующими тенденциями в индийском обществе, которые нельзя не считать нациеобразующими. В 1876 г. по инициативе премьер-министра Дизраэли королева Виктория провозглашена императрицей Индии. В этом акте была выражена не только воля и интересы британского истеблишмента, но воля и интересы индийской элиты. Королева Виктория стала правопреемником империи Великих Моголов, а "Бритиш Радж" (британская власть), которая все более и более наполнялась местным населением, стала прообразом и ядром будущего независимого национального индийского государства.
Схожая модель действовала и в других колониях. Конечно, везде были свои нюансы. Ряд территорий (Канада, Австралия, Новая Зеландия) из колоний быстро превратились в доминионы и стали государствами белой расы. Быстро европеизировались такие страны, как Алжир, Кения, Родезия и ряд других. Поэтому система административного управления очень сильно варьировалась: от "чисто европейской" до ''глубоко смешанной, с абсолютным преобладанием местного населения". Но в то же время общая тенденция непрерывного роста удельного веса представителей местного населения в административном аппарате неуклонно сохранялась вплоть до конца колониальной эпохи.
Таким образом можно сделать вывод, что метрополии не располагали достаточной базой для комплектации административного аппарата своих колоний представителями исключительно населения собственно метрополии. Вследствие этого, исходя из логики функционирования административных систем, метрополии были заинтересованы как в абсолютном количественном росте населения своих колоний, так и в улучшении его качественных параметров: здоровья и образования, так как только здоровое и образованное население (не все, а, разумеется, его часть) могло быть использовано как людской ресурс для функционирования административного аппарата.
И, наконец, еще одно очень важное геополитическое обстоятельство. Понимая неизбежность грядущих войн за передел мира и сфер влияния, элиты стран-метрополий европейской расы нуждались в населении колоний как в источнике живой силы для вооруженных сил, в людском ресурсе для административного аппарата и людском ресурсе как источнике рабочей силы для мобилизационных экономик. Очевидно, что подобный людской ресурс мог быть представлен только лояльным (насколько это возможно) населением. Управлять таким населением, опираясь лишь на репрессивные механизмы, невозможно. Для реализации всего вышеизложенного, исходя из соображений геополитических интересов, страны-метрополии европейской расы были вынуждены проводить масштабные мероприятия санитарно-медицинского и культурно-просветительского характера с тем, чтобы, создав лояльные себе элиты в подконтрольных странах, уже через них использовать население этих стран, должным образом подготовленное, в своих геополитических играх.
Вторая причина носит чисто экономический характер. Интенсивно развиваясь и остро нуждаясь в квалифицированной рабочей силе и рынках сбыта собственной продукции, сам мировой капитализм был заинтересован как в абсолютном росте численности населения колоний, так и в качественном изменении его параметров. Без постоянного роста населения в Индии и улучшения его материального положения был бы невозможен, например, тот колоссальный экспорт туда английского текстиля, который так подробно исследовал Карл Маркс в своем "Капитале". Следовательно, мировой капитализм не мог бы столь стремительно развиваться, не имея под собой колониального людского ресурса.
Итак, 1925 г. стал переломным для демографической истории белой расы. Именно с того момента начался (продолжающийся вплоть до настоящего времени) ее откат от занятых позиций в численности населения планеты. С другой стороны, синергетический эффект причин, которые мы обсудили выше, вызвал интенсивный рост населения среди представителей небелой расы. Поэтому мы можем сформулировать главный вывод: глобализация населения, которая резко усилила демографические позиции белой расы вообще и западно-европейского суперэтноса, в частности, породила процессы, которые привели в настоящее время к стремительному росту небелого населения. Демографический взрыв в странах "третьего мира" был подготовлен в течение второй половины XIX в. и первой половины XX в. Не имей место феномен глобализации населения, наша планета не переживала бы после Второй мировой войны демографический взрыв.
Глобализация населения с 1945 г. и до наших дней
Прошедшие две мировые войны, если рассматривать их, так сказать, со стороны западно-европейского суперэтноса, были войнами, уничтожившими колониальные системы и слой гармонических особей. Есть такой общеизвестный в продессиональной военно-исторической литературе факт. Экипажи самоубийц с кораблями, начиненными порохом, появились почти за четыре столетия до всемирно известных японских камикадзе. Именно такими экипажами из презревших смерть англичан была потоплена половина уцелевших после бури кораблей испанской великой армады. В последующем героизм уступил место профессионализму.
Эрих Хартман, заслуженно получивший звание "воздушного асса всех времен и народов" (352 сбитых самолета), в своих воспоминаниях писал: "Восемьдесят процентов летчиков, которых я сбил, так и не успели перед смертью понять, кто и как их сбил". Мотив "остаться живым" был для Эриха Хартмана определяющим. Таким же он был для диверсантов-парашютистов Отто Скорцени и морских диверсантов Валерио Боргезе. Уничтожая аэродромы и корабли противника, эти люди не собирались жертвовать своей жизнью. Японский этнос и народы Советского Союза, находясь в состоянии пассионарной аффектации, напротив, совершали многочисленные примеры индивидуального и массового героизма.
После Второй мировой войны западно-европейский суперэтнос вступил в состояние ярко выраженного пассионарного упадка. Место гармонических особей заняли субпассионарии по Л.Н. Гумилеву, т.е. циничные профессионалы, относящиеся к любым идеологическим установкам чисто инструментально, за исключением лишь одной: "личные интересы превыше всего". Таким образом, профессионализм занял место героизма, прагматизм - идеализма и романтизма, рациональный расчет во всех сферах - фанатизма.
Повсеместно в мире отмечают изменения характера европейцев, совершившиеся за последние 40 лет. Этот феномен получил даже свое собственное название: "угасание воли у европейского населения",которое проявляется теперь во всех формах: в готовности обвинять себя и выслушивать уничтожающую критику извне; в нежелании работать в целом ряде профессий; в намечающейся неспособности европейцев воевать; "всеобщая размягченность, упадок энергии и упругости, род душевной расположенности"1'. Отказ от атомной промышленности в 1980-е годы имел явные упаднические обертоны, которые отличали его от того самого страха перед железными дорогами, что охватил Европу в 1840-е годы. Причем все антиядерные и экологические движения - это "лишь вторичное следствие изменения ментальности в Европе и США"12. По неиз-
11 FreundJ. La fin de la Renaissance. P., 1980. P. 7..
]2QuentinJ.P. Mutation 2000: Le Tournant de la civilisation. P., 1982. P. 19.
вестным причинам "мораль западных людей изменяется", исчезают напористость, способность к насилию и жестокости. «Новые боги Запада именуются "мир", ''уважение к жизни в любых ее формах"»1.
Европейцы, ранее численно вырвавшиеся вперед, "возвращаются в строй", и теперь все шесть главных групп человечества - Китай, Индия, страны белой расы, Латинская Америка, исламский мир, Черная Африка - возвращаются примерно к тому же взаимному соотношению, которое существовало до экспансии Запада. Снова относительно малочисленные западные европейцы ощущают себя "средиземноморским клубом, затерявшимся среди джунглей"14.
Волна резкого спада уровня пассионарности белой расы после Второй мировой войны докатилась до Советского Союза и стран Восточной Европы, Соединенных Штатов и Японии. Видимо, культурно-цивилизационные формы организации жизни способны транслировать процессы, происходящие на биопсихосоциальном уровне. Героизм и фанатизм японских солдат - не только камикадзе - поражал сознание американцев и их союзников в годы Второй мировой войны. Уже через 30 лет подобное проявление самурайского духа нельзя было представить. Конец "японского экономического чуда" в 1990-х годах сами японские масс-медиа назвали очень просто и ярко: "Самурай устал". Падение конкурентоспособности японской экономики было в первую очередь вызвано отказом молодого поколения от тех ценностей фанатичного корпоративизма и аскетизма, который был так характерен для их дедов и отцов.
Резко возросла толерантность белой расы. Белый расизм (после ликвидации режима апартеида в ЮАР) не существует нигде на официальном уровне. Любопытно, что для этого понадобилось менее полувека - в 1957 г. в США была ликвидирована расовая сегрегация. А поскольку "нет другого способа выпрямить палку, которую перегнули в одну сторону, чем перегнуть ее в другую сторону", то сейчас мы наблюдаем в странах белой расы феномен "политической корректности", который явно снисходителен, например, ко все усиливающемуся черному расизму (негритюд, культ Раст Сафари). Характерно и резкое ослабление белых расистских организаций. Так, в 1875 г. в Ку-Клукс-Клане состояло 5 млн активных членов, не считая сочувствующих15. В наши дни (данные за 1995 г.) численность Ку-Клукс-Клана не превышала 100 тыс. человек (число сочувствующих около 1 млн). Впрочем, многие американские журналы (например) считают эту цифру явно завышенной и пишут о том, что вряд ли общее число ККК превышает 25 тыс. человек. Имеет место и другой, весьма любопытный феномен. В тех же США уже действуют многочисленные мультирасовые фашистские группировки. Так, в рядах
13 Levy В.-Н. Questions de principe. P., 1983. P. 8.
14 Taccoen L.L. Occident est nu. P., 1982. P. 94, 108.
s Иванов Р., Лисневский Э. Ку-Клукс-Клан. М., 1981.
"Арийской республиканской армии" 40% членов составляют афро-американцы и люди латиноамериканского происхождения16.
Феноменология процесса толерантности заключается, прежде всего, в демографическом переходе, в известной атомизации общества и в кризисе традиционных (патриархальных) семейных отношений. Индивиды при выборе стратегии жизненного поведения начинают, прежде всего, руководствоваться собственными представлениями о своем индивидуальном успехе, комфорте, счастье и благополучии, а не заботой о своем таксоне. Поэтому вряд ли можно всерьез рассчитывать на то, что какая-либо группа белой расы вдруг, осознав демографическую опасность, кардинальным образом изменит свое демографическое поведение. Если колебания уровня толерантности еще можно ожидать с достаточным на то основанием, то надежды на восстановление в массовом порядке у людей белой расы модели многодетной семьи, по крайней мере, на сегодняшний день, абсолютно беспочвенны. Следовательно, надеяться на то, что тот или иной таксон, путем пропаганды некоего демографического императива большой семьи, можно заставить изменить демографическое поведение, не стоит. Подтверждением этого тезиса может служить опыт Франции, которой не удалось кардинально изменить демографическую ситуацию путем государственного регулирования.
Изменения в области иммиграционной17 и ассимиляционной политики развитых стран
Симптомы радикальных сдвигов в политике развитых стран в этой области начали происходить лет за 20 до конца Второй мировой войны.
Дело в том, что еще в начале XX в. правительства стран белой расы старались всячески ограничивать иммиграционные потоки, которые могли бы существенным образом нарушить традиционный для этих стран расово-этнический баланс. Заметим, что в это время произошло даже известное ужесточение иммиграционных фильтров по отношению к представителям населения, возможность и нужность ассимиляции которых вызывала известные сомнения у правящих элит. Один из основателей Соединенных Штатов, Уильям Томас Джефферсон, отмечал, что главной задачей американского общества является борьба за то, чтобы вновь пребывающие массы людей относительно легко и быстро адаптировались как к условиям политической системы Соединенных Штатов (т.е. либеральной демократии), так и принимали в качестве базовых ценностей своей жизни ту систему норм, ценностей, установок, моделей поведения,
16 Ware A. Development in American Politics / Ed. J. Pule, Ch. Bailay, B. Cain and G. Peters, L, 1998. P. 10.
17 Более подробно см. гл. 6 "Миграция и глобализация".
образа и стиля жизни, что характерны для англосаксонского ядра американской нации. На протяжении всего XIX в. американский истеблишмент активно поощрял иммиграцию из Великобритании и Ирландии, других государств германской языковой группы; он не препятствовал (но и не поощрял) иммиграцию из славянских стран, Испании, Португалии, Италии и Латинской Америки. Но правящая элита США всячески тормозила иммиграцию из всех остальных регионов18. Поток африканского населения в США поддерживался экономическим строем плантаторского рабовладения. Отметим также, что среди мотивов Гражданской войны 1861 г. Севера и Юга важную роль играло стремление не допустить дальнейшего увеличения роста афро-американского населения19. В самом конце XIX в. Конгресс США принял целый ряд очень жестких законов, которые резко ограничили поток иммигрантов из стран Азии, Африки и Латинской Америки. По некоторым данным, количество иммигрантов из этих регионов уменьшилось чуть ли не в 10 раз.
Однако ситуация начала меняться после Первой мировой войны. Тут знаковым событием стала политика Франции, которая санкционировала иммиграцию на свою территорию трех миллионов жителей из своих колоний в Магрибе и Индокитае. Иммигранты расселялись, главным образом, на бывших немецких территориях, отошедших к Франции по Версальскому договору (в частности, в Рейнской области). Демографическая политика Франции 20-х годов "перерожать Германию" успеха не имела и, поощряя иммиграцию, французское государство пыталось компенсировать в свою пользу демографический дисбаланс с Германией. Этой же причиной объясняется и готовность разместить у себя около миллиона бежавших от Гражданской войны и большевистского режима русских казаков и других
18 В этой связи нельзя не упомянуть и об афро-американской проблеме. Еще в самом конце XVIII в. среди правящих американских кругов появились опасения относительно наличия в их стране значительной массы афро-американцев. Именно тогда, т.е. почти сразу же после образования Северо-Американских Соединенных Штатов, возникло движение за выкуп и освобождение рабов и за их добровольно-принудительную депортацию на Африканский континент. Движение это приобрело значительные масштабы. Так, освобожденные рабы, эмигрировавшие в Западную Африку, основали там в декабре 1821 г. поселение, которое в августе 1847 г. было преобразовано в государство Либерия. В честь американского президента Дж. Монро его столица в 1824 г. получила название Монровия. Отметим, что ли-берийцыамериканского происхождения, так называемые американо-либерийцы, составляли костяк политической, экономической, культурной элиты этой страны. Слой американо-либерийцев был оттеснен от власти только в 1989 г., когда рухнул режим сержанта Сэмюэля Доу. Кроме того, афро-американцы в большом количестве селились и в Сьерра-Леоне, столица которой, в память об этом, называется Фритаун, т.е. "город свободы".
19 Иммиграционно-ассимиляционная модель Джефферсона получила поэтическое название "тигли плавильного котла". Ее основной функцией былпроцесс образования нации через этническую гомогенизацию. Напомним, что ассимиляционная практика поддерживалась в то время абсолютным большинством европейских государств.
эмигрантов из бывшей Российской империи20. То есть, на первый план в иммиграционной политике государств белой расы выходили соображения политические.
Во время Второй мировой войны произошел ряд событий, которые показали полезность разнообразия этнической мозаики и тем самым вызвали отход правящих элит западных государств от модели "плавильного котла". Самый яркий пример этого - участие американцев итальянского и немецкого происхождения в войне против нацистской Германии и фашистской Италии.
Как известно, после 1925 г. режим Бенито Муссолини объявил жесточайшую войну мафиозным сицилийским и южно-итальянским кланам. Авторитарное государство не желало терпеть конкурентов, располагавших реальной властью на местном уровне. Полицейские репрессии вынудили уцелевшую верхушку мафиозных структур к бегству в другие страны, почти исключительно в США. Там как раз вступил в действие "сухой закон" и переселившиеся туда мафиозные лидеры, быстро рекрутировав рядовой состав из среды итальянских иммигрантов, легко сумели на контрабандной торговле алкоголем стать главной "этнической мафией". Но в Южной Италии и на Сицилии оставались их соратники по мафиозной деятельности, под давлением режима принявшие вид законопослушных граждан. В 1943 г., когда американские войска должны были осуществить десантирование в Сицилии с целью дальнейшего движения на Север, этому событию предшествовала серьезная работа спецслужб. Американский истеблишмент был готов проявить известную мягкость к деятельности итальянских мафиозных организаций на территории США в обмен на помощь с их стороны в Италии. И такая помощь американскому правительству была оказана: лидеры итало-американской мафии уговорили своих коллег на Аппенинах помочь войскам союзников. Именно мафиозные кланы перебили и разоружили местные гарнизоны на Сицилии, так что никакого реального сопротивления там оказано не было. Примерно то же произошло и в Южной Италии, где передвижение верных режиму Муссолини войск было полностью дезорганизовано, а военная инфраструктура разрушена.
Приведем еще один пример тонкого и умелого использования полиэтничности своего населения военным командованием США против Японии во Второй мировой войне, который приводит Л.Н. Гумилев. Как известно, проблема сохранения: военной тайны - это залог победы. Особенно остро эта проблема стояла во время боевых действий на таких гигантских водных просторах, как Тихий океан. От способности шифровать и дешифровать информацию тут
20 Такая политика французских властей была, между прочим,использована пропагандистской машиной Третьего рейха в качестве обвинения Франции в том, что "она сознательно и целенаправленно портит белую расу". Один из главных идеологов нацистского режима Альфред Розенберг предрекал Франции "проклятие со стороны всех будущих поколений за то, что онаделает с Европой".
зависела судьба флотов и армий. Германия в 1941 г. уже располагала мощнейшей системой шифрации и дешифрации. Немецкое руководство поделилось ее технологическими секретами со своими японскими союзниками. В результате американские сообщения, донесения и приказы быстро расшифровывались. Каким образом командованию США удалось выйти из столь затруднительного положения? В войска и группы связи были срочно призваны представители малочисленных индейских племен. Индеец племени А посылал через океан сообщение индейцу племени В на своем родном языке, а обратное сообщение он принимал уже на его родном языке. Японцы без особого труда расшифровывали собственно текст сообщения, но прочитать его они не могли, так как переводчиков, знающих индейские языки, на которых говорили тысячи или всего лишь сотни людей, в Японии не было.
Приведенные примеры показывают, что государство при желании и умении может использовать полиэтничность как фактор силы, а не слабости.
После Второй мировой войны практически все развитые страны перешли к ассимиляционно-иммиграционной модели, которая получила название "миска салата". Это почти полный и повсеместный отказ от политики ассимиляции (по крайней мере от ее явных форм).
Начало 50-х годов - время массовой иммиграции в Западную Европу из стран бывших колоний. Здесь следует выделить два потока: ноток европейцев-колонистов, так называемая репатриация белого человека, и поток собственно жителей колоний. В условиях послевоенного экономического кризиса и резкого обострения социально-экономической обстановки западно-европейские государства всячески поощряли иммиграционные потоки, так как нуждались в дешевой рабочей силе. Иммигранты из колоний были более неприхотливыми и сговорчивыми, чем собственные работники. Помимо этого именно в начале-середине 50-х годов образовались экономические ниши, которые были целиком заняты представителями некоренного населения. Население западно-европейских государств не желало, за очень редким исключением, работать на ряде опасных, вредных или крайне не престижных производств (в основном это производства, связанные с отраслями химической промышленности и с сектором коммунального хозяйства).
Таким образом, можно сделать следующий вывод. Демографическая глобализация в первые три послевоенных десятилетия обеспечила Западную Европу необходимым контингентом дешевой рабочей силы. Это позволило ликвидировать дефицит рабочей силы в Западной Европе, вызванный последствиями Второй мировой войны и структурной перестройкой всей западно-европейской экономики в период до 1975 г. Использование дешевой рабочей силы (заработная плата выходца из бывших колоний была в 3 раза меньше,
чем у представителя метрополии; реальные издержки, учитывая отсутствие выплат в различного рода социальные фонды, были еще меньше) позволило, за счет резкого уменьшения издержек на оплату труда, западно-европейским товарам достичь необходимого уровня конкурентоспобности. Этот фактор, конечно, наряду с другими, обеспечил быстрый экономический рост Западной Европы в послевоенный период.
Аналогичные процессы происходили и в других развитых странах. В Соединенных Штатах, Канаде, Австралии и Новой Зеландии были существенным образом смягчены иммиграционные законодательства. С конца 1950-х годов ассимиляционная политика, по крайней мере на официальном уровне, перестала существовать. Роль иммигрантов как более дешевой рабочей силы в американской экономике в послевоенный период также весьма значительна, но имеет несколько иную структуру по сравнению с Западной Европой: здесь иммиграционные потоки направлялись в основном в сельское хозяйство, а с конца 1960-х годов также и в сферу услуг.
Роль мексиканских поденщиков-батраков для успешного функционирования аграрного сектора американской экономики вообще трудно переоценить. Этот феномен изучен очень основательно, он стал материалом для многочисленных, в том числе математических, моделей сезонной миграции. По оценкам, успешное функционирование аграрного сектора американской экономики обеспечивается тремя-четырьмя миллионами мексиканских работников. Вообще, период с начала 1960-х годов называют "мирной испанской реконкистой" Юго-Западной части Соединенных Штатов, имея в виду неуклонный рост доли испаноязычного населения.
Вторая сторона иммиграционной ситуации в США - это феномен "утечки мозгов", т.е. "импорт" элитных специалистов, обеспечивших сегмент рабочей силы на рынке труда. В 1960-е годы иммигранты - инженеры и научные работники - позволили американской экономике решить проблему дефицита научных кадров среднего звена и высококвалифицированных инженеров. Масштаб "утечки мозгов" в Соединенные Штаты, как и в Западную Европу, переоценить трудно. К сожалению, точных оценок этого явления не существует (по приблизительным - счет идет на миллионы специалистов). Умелая иммиграционная политика позволяла решать многочисленные стратегические задачи. Например, "Манхеттенекий проект" был осуществлен международной группой физиков-ядерщиков, где доля американцев не превышала и половины. Ведущие вертолетные фирмы США начинали свой путь с модели, которая была разработана русским ученым Игорем Сикорским, а другой бывший советский ученый В. Уфимцев, высланный в 1981 г. из СССР, разработал технологию "stelth". В 1978 г., в результате политики советских властей, из СССР была выдавлена огромная (до 200 тыс. человек) группа специалистов, работавшая в области программного
обеспечения. Большая часть этой группы эмигрировала в США, что позволило американской экономике выйти в области производства компьютерных программ на передовые, местами - монопольные позиции, которые она сохраняет и по сей день.
Начиная со второй половины 70-х годов в иммиграционной сфере произошли значительные изменения. Высокоэффективная система социального обеспечения, в первую очередь пособия, стали давать иммигрантам возможность жить в развитых странах, не будучи занятыми ни на какой наемной работе. Разумеется, само по себе социальное пособие невелико и обеспечить средний уровень жизни себе и своим близким на него невозможно. Но все дело в том, что иммигранты приезжают из стран с таким низким уровнем жизни, что им выгоднее жить на мизерное социальное пособие всей семьей в развитой стране, чем оставаться у себя на родине. Так, в десятках стран годовой доход на душу населения не превышает 500 долл. США, т.е. размера минимального социального пособия. Таким образом, происходит люмпенизация и пауперизация значительной части иммиграционных потоков, идущих в развитые страны. Это вызывает определенное недовольство населения развитых стран и отражается в не очень удачных попытках законодательным путем перекрыть иммиграционные потоки.
Не без изящества процесс гетерогенизации общества выразил покойный президент Франции Франсуа Миттеран: "Быть французом сегодня - это значит быть немножко арабом, немножко итальянцем, немножко сенегальцем, немножко индо-китайцем и, даже, немножко испанцем".