Мегасити мира, 2002 г., тыс. чел.
№ | Агломерация | Население | Страна |
Токио | 31 036 | Япония | |
Нью-Йорк—Филадельфия | 29 936 | США | |
Мехико | 20 965 | Мексика | |
Сеул | 19 845 | Южная Корея | |
Сан-Паулу | 18 505 | Бразилия | |
Осака—Кобе—Киото | 17 592 | Япония | |
Джакарта | 17 369 | Индонезия | |
Дели | 16 713 | Индия | |
Мумбаи (Бомбей) | 16 688 | Индия | |
Лос-Анджелес | 16 616 | США | |
Каир | 15 546 | Египет | |
Колката (Калькутта) | 13 822 | Индия | |
Манила | 13 503 | Филиппины | |
Буэнос-Айрес | 12 917 | Аргентина | |
Москва | 12 100 | Россия | |
Шанхай | 11 900 | Китай | |
Рейнско-Рурская | 11 298 | Германия | |
Париж | 11 293 | Франция | |
Рио-де-Жанейро | 11 247 | Бразилия | |
Лондон | 11 231 | Великобритания | |
Тегеран | 10 979 | Иран | |
Чикаго—Милуоки | 10 914 | США | |
Карачи | 10 273 | Пакистан | |
Дакка | 10 169 | Бангладеш |
Как было сказано выше, характерной особенностью урбанизации ХХ в. является появление мегалополисов, которые образовываются благодаря встречному развитию и постепенному слиянию соседних относительно близко расположенных городских агломераций, обычно вдоль мощных транспортных магистралей. В настоящее время крупнейшими мегалополисами мира являются:
· в США — Чипитс (Чикаго – Пистсбург, всего 35 агломераций, население – 35—40 млн чел.); Босваш (Бостон — Вашингтон, всего 40 агломераций, численность населения — 50 млн чел.); Сан-Сан (Сан-Франциско — Сан-Диего, численность населения около 20 млн чел.);
· в Канаде — урбанизированная ось от Квебека до Виндзора (сосредоточено 55 % населения страны);
· в Японии — Токайдо (самый большой в мире по численности населения – около 70 млн чел., 60 % населения страны и 2/3 ее промышленного производства);
· в Европе — Лондон — Берлин — Ливерпуль — Манчестер; Рейнский;
· в Китае — СЭЗ Шэньчжэнь;
· в Бразилии — Сан-Паулу – Рио-де-Жанейро — Белу-Оризонте;
· в Египте — Каир — Александрия;
· в Индии — Калькутта — Асансол — долина реки Дамодат;
· межгосударственный мегалополис: Юго-Восточная Англия, Рандстадт, Рейн — Рур, Антверпен — Брюссель — Лилль, Парижский район (около 85 млн чел. при средней плотности населения 350 чел. на кв. км) [29, 30, 44].
Современная урбанизация, как было сказано в годовом отчете Фонда ООН по народонаселению за 2001 г. «Этапы и вехи: население и экологические изменения» все чаще напоминает о себе негативными последствиями, которые можно выразить в следующем [23]:
· города во многих развивающихся странах растут вдвое быстрее, чем все население этих стран. Около 160 тыс. чел. в среднем ежедневно переезжают в город из сельской местности. Этот взрывной рост зачастую происходит как в результате краха среды обитания в сельской местности, бедности, безземелья и отсутствия возможности найти работу, так и из-за наличия более хорошей работы и социальных услуг в городе. Быстрее всего растет население в небольших городах, в которых часто отсутствует инфраструктура, а также в лачужных городках и сквотерских поселениях вокруг многих крупных городов. В Африке в таких «неофициальных» поселениях живут 37 % городских жителей, в Азии 18 %, а в Латинской Америке и в странах Карибского бассейна 9 %. Во многих городах этот показатель составляет от 25 до 30 %. Все вышеперечисленные особенности урбанизации в развивающихся странах получил название «ложной урбанизации»;
· быстрый промышленный рост и концентрация населения в городах вызывают усиленное загрязнение воды и воздуха. В местные водоемы вместе с канализационными нечистотами часто выбрасываются без обработки промышленные отходы;
· по мере роста городского населения все большее число людей используют воду независимо от ее качества. Такие урбанистические центры, как Нью-Дели, Сантьяго и Мехико, качают воду из все более отдаленных источников. Города в северных районах Индии и Китая существенно снизили уровень грунтовых вод в окружающей их местности;
· рост численности населения в городах означает рост загрязнения воздуха. В Индии уровень взвешенных частиц в воздухе в 10 крупнейших городах в три-пять раз превышает нормы ВОЗ. В Маниле гораздо выше уровень взвешенных частиц крошечных твердых частиц пестицидов, асбеста и тысяч других продуктов, чем в воздухе Нью-Йорка, Лондона или Токио;
· большинство городов в мире производят больше отходов, чем они способны переработать. Только 11 % населения Большой Манилы подключено к канализационной сети. В неподключенных районах нечистоты спускаются в придорожные кюветы, открытые сточные канавы и каналы, собираются в перегруженных коллекторах и выкачиваются неочищенными в Манильский залив;
· во многих городах не собирается от 30 до 50 % мусора. Даже более развитые регионы все труднее справляются с постоянно растущими отходами, которые сопровождают рост потребления.
· урбанизация отнимает пригодные к обработке земли по мере строительства городов и сокращает численность фермерских хозяйств, поскольку все большее число фермеров переезжает в города. В Соединенных Штатах Америки рост городов отнимает ежегодно около 400 000 гектаров пахотной земли. В то же время люди все больше и больше выращивают продукты питания в городской местности;
· в большинстве развивающихся стран быстрый рост городов за счет миграции и естественного роста населения опережает возможности обеспечения здравоохранения. По прогнозам ООН, к 2020 г. будет больше городских, нежели сельских женщин в возрасте от 15 до 30 лет.
___________________________ТЕМА 10_________________________
ГЕОГРАФИЯ НАРОДОВ МИРА
С ОСНОВАМИ ЭТНОГРАФИИ
Ключевые понятия:ЭТНОС, ЭТНОГЕНЕЗ, ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ, ЭТНИЧЕСКОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ, ЭТНИЧЕСКАЯ ТЕРРИТОРИЯ, ЭТНИЧЕСКАЯ КОНСОЛИДАЦИЯ, АССИМИЛЯЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ, ЭТНОГЕНЕТИЧЕСКАЯ МИКСАЦИЯ, ЭТНИЧЕСКАЯ СЕПАРАЦИЯ И ПАРЦИАЦИЯ, ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ НАРОДОВ.
Раздел этнической географии является самостоятельным в географии населения, который в последнее время приобретает повышенную значимость. По мнению А. Е. Слуки, этногеографическое изучение любой территории должно включать изучение следующих основных вопросов:
1) определение и анализ национального состава населения и типов народов (этносов); соотношение численности основных народов и национальных меньшинств;
2) анализ особенностей размещения народов, степени их компактности, дисперсности и т. д.;
3) характеристика состояния национального вопроса, правового и общественного положения народов, их взаимоотношений;
4) анализ динамики численности отдельных народов и населения в целом;
5) оценка перспектив развития этносов, национальных отношений, решения национального вопроса [36].
Для определения специфики национального состава населения страны или региона используется несколько количественных показателей [36]:
1. Процентное соотношение групп населения различных национальностей.
2. Индекс мозаичности:
,
где — удельный вес i-той национальности во всем населении, %;
В= 100 % / М, причем М — общее число национальностей.
3. Индекс территориальной общности народов:
,
где — удельный вес этноса во всем населении данной территории, а — доля народа, живущего на данной территории, в общей численности исследуемого народа.
При этногеографических исследованиях необходимо владеть специальным понятийным аппаратом, который будет рассмотрен ниже. Главным из них является этнос. Этнос (по Ю. В. Бромлею, от греч. – общество, народ, племя, группа – исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей – род, племя, народность, нация, обладающих общими относительно стабильными особенностями культуры (в том числе языка) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других таких же образований.
Формирование этносов – это объективный, длительный процесс, проходящий ряд стадий, на каждой из которых складывается определенный тип этнической общности. В настоящее время определились четыре типа этнических общностей – род, племя, народность, нация. Первоосновой этноса являлась первобытная семья. Критерий объединения людей в первобытной семье – кровнородственные связи. При этом, браки были как экзогамные, так и эндогамные. Объединения первобытных семей привело к формированию следующей формы этноса – рода. Критерий объединения людей в роды — общие признаки хозяйственной деятельности, родовая власть, определенная территория, формирующиеся традиции, но основой остаются родственные связи. Объединения родов обусловило появление племени. Это первая ступень этнической общности, возникающая в доклассовых формациях. Племена имеют определенную территорию обитания, самосознание, общий язык и ряд общих элементов материальной и духовной культуры. Объединение племен приводит к формированию народностей. Появление первых народностей относится к рабовладельческому строю. Этот тип этнической общности имеет два значения: 1) тип этноса, занимающий промежуточное положение между племенем и нацией; отличается общностью языково-культурной связи, экономических связей, однако слабой их развитостью; 2) это современные этносы (особенно в странах Африки, Юго-Восточной Азии, Океании), утратившие черты племен, но не ставшие нациями. Для народностей характерны единая территория, культура, зачатки общности экономической жизни и государственности. Формирование народностей началось в рабовладельческих государствах и закончилось в недрах феодальной системы [10].
На базе народностей формируются нации, появление которых связано с развитием капитализма. Критерии объединения: общность экономической жизни — основа нации, развитый литературный язык, общность этнической территории, общность государственных границ, национальное самосознание, общность духовной культуры и психического склада, наличие этнического самосознания, наличие государственности.
Нация —это высокоразвитая, самая зрелая форма этноса.
Любая этническая общность характеризуется совокупностью признаков. К их числу относят: этническое самосознание и самоназвание, язык, территорию, особенности культуры, определенную форму социально-территориальной организации.
Каждый этнос в ходе своего развития проходит стадии этногенеза. Этногенез — это процесс формирования и развития народа. Этногенез действует постоянно и протекает в двух формах:
1) эволюция этноса, т. е. медленное, постоянное изменение качественных и количественных характеристик этноса (численность, воз-растной состав, структура по полу, границы проживания);
2) трансформация этноса — это резкое изменение качественных и количественных признаков этноса вплоть до его преобразования или исчезновения.
В процессе этногенеза происходит этническое объединение и этническое разделение. Преобладают в современном мире процессы этнического объединения. Различают следующие разновидности этнического объединения [4, 28]: 1) консолидация: межэтническая и внутриэтническая; 2) этническая ассимиляция; 3) меж)этническая интеграция; 4) этногенетическая миксация.
Консолидация (по В. А. Тишкову) — это слияние близких по языку и культуре групп в более крупную этническую общность или включение в этническую общность близкой ему группы.
Межэтническая консолидация — это слияние ранее самостоятельных, но родственных по языку и культуре народов в единый новый, более крупный этнос. В ходе этого процесса этническое самосознание изменяется. Внутриэтническая консолидация — это внутреннее сплочение более или менее крупного народа в ходе сглаживания различий между имеющимися внутри него группами без изменения этнического самосознания.
Этническая ассимиляция (по В. А. Тишкову) — частичная или полная утрата культуры в пользу другой, обычно доминирующей культуры, включая и смену этнической идентичности; это процесс «растворения» ранее самостоятельного этноса или какой-то его части в среде другого, обычно более крупного этноса. Рычагом ассимиляции являются смешанные браки. Формы ассимиляции: языковая; кровнородственная.
Межэтническая интеграция (по В. А. Тишкову) — форма тесных взаимодействий контактирующих этнических общностей на основе совместного или раздельного использования ресурсов, экономической и политической кооперации и культурного диалога; взаимодействие внутри государства или какого-нибудь крупного региона нескольких существенно различающихся по языку и культуре этносов, которое не приводит к появлению новых этносов.
Этногенетическая миксация (по В. А. Тишкову) — вид объединительных этнических процессов, смешение нескольких неродственных этносов; это продолжение процессов межэтнической интеграции, которое приводит к появлению нового этноса. Миксация близка к ассимиляции.
Этническое разделение протекает в двух формах: парциация и сепарация.
Парциация — это деление единого прежде этноса на несколько более или менее равных частей, при чем не один из новых этносов не отождествляет себя со старым (например, арабы Египта, арабы Израиля).
Сепарация — это отделение какой-то части народа от основной его части и ее превращение со временем в самостоятельный этнос. Если при парциации первоначальный этнос прекращает свое существование, то при сепарации он сохраняется (например, образование всех полинезийских народов; отделение валлонов от французов) [4, 28].
Этническое самосознание — это одна из форм социальной идентичности, чувство принадлежности к этнической группе, проявляющееся на индивидуальном и групповом уровнях. Этническое самосознание проявляется в следующих формах:
1) интернационализм — равноправное дружественное взаимоотношение между нациями;
2) национализм — выделение нации в качестве высшей формы этнической общности, обладающей исключительным правом на государственность [10]. В зависимости от форм проявления национализм может носить культурный, экономический и политический характер. Последний становится причиной наиболее затяжных и разрушительных этнических конфликтов (Северная Ирландия, Эритрея, Карабах, Приднестровье, Абхазия, Чеченская Республика и др.);
3) шовинизм — крайне агрессивная форма национализма;
4) в отдельную форму этнического самосознания выделяется геноцид — физическое истребление целых групп населения, в том числе по этническому признаку.
Этническая территория — это территория преимущественного размещения данного этноса, обычно включающий ареал формирования и компактного расселения, а также районы смешения с другими национальностями [10].
Этническое самоопределение — это объективная возможность этноса самостоятельно осуществлять языковую, культурную, хозяйственную и политические виды деятельности.
Этническое самоопределение представлено в формах:
1) языковое самоопределение — возможность этноса осуществлять общение на родном языке в другой стране;
2) культурное самоопределение — возможность этноса осуществлять культурную деятельность в другой стране (посредством наличия школ, культурных учреждений; возможность отмечать свои национальные праздники);
3) экономическое самоопределение — возможность этноса осуществлять экономическую деятельность в пределах другой страны (напр., этносы Поволжья на территории России имеют экономическое самоопределение);
4) политическое самоопределение — наличие собственной государственности.