Цифры и факты
Полоролевое неравенство. Сексизм
Биологические различия между мужчинами и женщинами, конечно, достаточно очевидны, чтобы общество не использовало их для закрепления социальных ролей. Мы привыкли думать, что находиться дома, воспитывать детей, быть покорной мужу написано у женщины на роду. Точно так же, как быть добытчиком, вершителем судеб домашних пристало мужчине от природы. На самом деле никакой природной закрепленности социальных ролей не существует, а полоролевое неравенство есть результат исторического развития и культурных норм.
Проблема гендерного неравенства затрагивает большинство стан, религий, национальностей, культур и доходных групп населения. Гендерный разрыв оценивается по четырем критическим областям неравенства между мужчинами и женщинами:
Ø участие и возможности в экономической деятельности – уровень заработной платы, уровень участия и доступа к высококвалифицированной занятости
Ø Образовательные возможности – степень доступности базового и высшего образования
Ø участие в политическом процессе – представительство в руководящих органах страны
Ø здоровье и продолжительность жизни.
Причиной и проявлением гендерного разрыва является сексизм. Сексизм – это теория и практика открытой или завуалированной дискриминации женщин или мужчин на основании их пола, или гендера.
Дискриминация по половому признаку – это практика, посредством которой одному полу отдается предпочтение по сравнению с другим. В большинстве современных обществ сексизм проявляется как дискриминация женщин со стороны мужчин. Во многих обществах женщины подвергаются дискриминации в таких областях, как образование, занятость, политическая и религиозная карьера, обеспечение жильём, социальная политика. Назовем лишь некоторые проявления такой дискриминации.
Во-первых, женщины сконцентрированы в специальных отраслях промышленности, услугах и профессиях, связанных с услугами. Так, в России в женщины составляют до 85% рабочей силы в сфере обслуживания, образовании, здравоохранении, культуре, легкой промышленности и т.д.
Во-вторых, женщины трудятся в худших условиях труда, с более низким уровнем оплаты труда. Традиционно женские сферы занятости, названные выше, относятся к числу низкооплачиваемых, а уровень заработной платы в этих отраслях гораздо ниже, чем, например, в промышленности.
Зарплата женщин составляет около 60% от зарплаты мужчин. Регулярная статистика заработной платы с учетом гендерного фактора до недавнего времени отсутствовала. Данные Госкомстата РФ только в последний период позволили оценить гендерные различия в заработной плате. Так, за последнее десятилетие она колебалась от 70 до 63% от средней заработной платы мужчин. Но это только по крупным и средним предприятиям. Включение в статистику малых предприятий, скорее всего, усилило бы этот разрыв. Так как малые предприятия часто имеют более низкий уровень заработной платы, многие риски в них переложены на работников, а женщины в большей степени сосредоточены в сфере обслуживания, для которой характерны предприятия с небольшой численностью занятых. В целом общий уровень гендерных различий в заработной плате сопоставим с уровнем, наблюдаемым во многих развитых странах. Но тревожной является тенденция увеличения гендерного разрыва.
Разница в заработках мужчин и женщин, как правило, объясняется неравенством в распределении мужчин и женщин по отдельным профессиям и отраслям (горизонтальной сегрегацией), неравенством в заработной плате в рамках профессий и видов деятельности (вертикальной сегрегацией), и низкой оценкой той работы, которой занимаются женщины. Если бы основной причиной неравного вознаграждения были различия в качественных характеристиках рабочей силы мужчин и женщин, то можно было бы ожидать, что одинаковые показатели уровня экономической активности и уровня образования приведут и к одинаковому уровню заработной платы. Но этого не происходит.
В-третьих, они чаще используются на низкооплачиваемых, надомных работах и работе с частичной занятостью.
В-четвертых, женщины очень слабо представлены в структурах управления. В России не существует законодательных ограничений для участия женщин в публичной политике. Тем не менее, доля женщин в органах государственной власти очень мала. В созыве 2003 – 2007 годов они составили 9,8% всех депутатов, в созыве 2007 – 2011 годов – 10,9%. В результате, по данным Межпарламентского союза, Россия в 2008 году по показателю "доля женщин в национальном парламенте" имела 84 ранг (из 125 существовавших на этот момент) и, таким образом, занимала место непосредственно за Парагваем и Зимбабве, но перед Суданом и Венесуэлой. В таблице 3.4 приведены данные о представительстве женщин в органах государственного управления Российской Федерации.
Таблица 3.4
Гендерное распределение элиты государственного управления РФ
Наименование блока | Всего | В процентах | ||
женщин | мужчин | женщин | мужчин | |
Генеральная прокуратура | 20,0 | 80,0 | ||
Государственная Дума РФ | 10,9 | 89,1 | ||
Губернаторы | 10,7 | 89,3 | ||
Правительство | 9,8 | 90,2 | ||
Общественная палата | 9,6 | 90,4 | ||
Президент | 4,9 | 95,1 | ||
Совет Федерации | 12,7 | 87,3 | ||
Судебная власть | 8,5 | 91,5 | ||
Счетная палата | 26,7 | 73,3 | ||
ЦИК | 6,7 | 93,3 | ||
Всего по элитам госуправления | 10,7 | 89,3 |
Существует практически обратно пропорциональная зависимость между престижностью государственного управленческого блока и представительством в них женщин. Вообще женщины на ключевых постах здесь скорее исключение. Меньше всего женщин в ЦИК РФ (6,7%), наибольший процент женщин в Счетной палате (26.7%). Схожие проблемы с представительством женщин имеют место и в других структурах власти, особенно в исполнительной власти. Недостаточным является также членство женщин в большинстве влиятельных политических партий.
В-пятых, среди женщин выше безработица.
В-шестых, женщины вынуждены делать практически всю домашнюю работу, а также они подвергаются семейному насилию со стороны мужа и детей.