Структура пола человека. Понятие биологического пола. Социальный пол. Гендерная идентичность и гендерные идеалы

Лекция 3. Пол и половая структура населения

Цель занятия – сформировать понятие половой структуры населения как важнейшего фактора, определяющего динамику процесса воспроизводства населения.

Задачи:

- дать определение пола как социологической и демографической категории и охарактеризовать биологические и социальные компоненты явления пола

- на основе данных переписей населения и текущего учета демографических событий провести анализ половой структуры населения Земли, отдельных регионов и стран, а также выявить причины диспропорции полов в населении Российской Федерации

- выявить сущность феномена полоролевого неравенства и описать его проявления во всех сферах жизни современного общества.

 

ПЛАН

1. Структура пола человека. Понятие биологического пола. Социальный пол. Гендерная идентичность и гендерные идеалы

2. Половая структура населения

3. Полоролевое неравенство. Сексизм

 

В общем плане пол – это совокупность, генетических, морфологических, физиологических особенностей организма, обеспечивающих половое размножение. Применительно к человеку пол рассматривается как комплекс телесных (генетических, морфологических и физиологических), репродуктивных, поведенческих, социальных, социально-психологических и психологических признаков, детерминирующих личностный биологический и социальный статус человека как мужчины или женщины.[1]В таблице 3.1. приводятся различные аспекты феномена пола человека, раскрывающих его сложность как комплексного явления.

Таблица 3.1

Типология пола человека

Наименование Характеристические признаки
1.Генетический пол, или генотип Наличие в клетках ХХ (женский пол) или ХY (мужской пол) хромосом
2.Гонадный, или истинный пол Строение половых желез (яички или яичники)
3.Гаметный пол Способность половых желез продуцировать сперматозоиды или яйцеклетки
4.Гормональный пол Функция половых желез вырабатывать мужские (андрогены) или женские (эстрогены) половые гормоны
5.Морфологический внутренний и внешний пол Строение внутренних репродуктивных органов и наружных гениталий (генитальная внешность)
6.Приписанный (паспортный пол) Генитальная внешность ребенка при рождении
7.Пол воспитания Пол, в котором воспитывается ребенок в соответствие с его паспортным полом
8.Пубертатный пол Особенности полового созревания, включающие в себя соотношение вырабатываемых андрогенов и эстрогенов (пубертатный гормональный пол), вторичные половые признаки, формирующиеся под влиянием гормонов (пубертатная морфология), и эротические переживания (пубертатный эротизм)
9.Психический пол, или половое самосознание Самоидентификация индивида как мужчины или женщины

 

В последние несколько десятилетий возникла тенденция различать т.н. биологический и социальный пол. При этом последний часто называют словом «гендер» (от англ. Gender), подразумевая под ним совокупность социальных ролей, которые мужчины или женщины играют в обществе. В противоположность этому биологический пол называют просто полом. Как следует их табл. 3.1, признаки 1 – 6 относятся к явлению биологического пола, в то время как признаки 7 – 9 имеют отношение к явлению социального пола (гендера), т.е. к тем различиям, которые формируются культурой и используются обществом для построения системы социального неравенства. Компонентами полового самосознания являются гендерная идентичность, гендерные идеалы и социальные роли мужчин и женщин.

Гендерная идентичность или осознание своего пола – это осознание человеком своего полового статуса. Речь идет о том, ощущает ли человек себя в действительности мужчиной или женщиной. Осознание человеком своего пола не всегда соответствует биологическому полу.

Гендерные идеалы представляют собой социальные ожидания мужского и женского поведения. С самого раннего детства родители и окружающие люди стремятся добиться от детей такого поведения, которое соответствует их биологическому полу. Детей, которые не соответствуют этим идеалам, называют сорванцами (девочек) или маменькиными сынками (мальчиков). Дети понимают, что их поведение не одобряют и начинают вести себя в соответствии со своим полом. По мнению некоторых исследователей, развитие гендерной идентичности включает процессы:

Ø моделирование, сущность которого состоит в имитировании поведения человека, который больше всего о них заботится. На ранних этапах социализации и мальчики и девочки отождествляют себя со своими мамами. На более поздних этапах девочки сохраняют свою привязанность к матери, мальчики начинают сближаться с отцом или с другими сильными личностями мужского пола. Мужское самосознание мальчика формируется под влиянием сильного отца. Властные матери часто препятствуют формированию у своих сыновей мужского типа поведения.

Ø подкрепление, или поощрение поведения, соответствующего полу ребенка, а также неодобрение неуместного поведения. Другими словами, речь идет о награждении и наказании. Вероятно, мальчиков чаще хвалят и ругают. Родители более обеспокоены, если их сыновья ведут себя как маменькины сыночки, нежели когда их дочери ведут себя как сорванцы.

Ø самосоциализация, или воспроизведение образцов поведения людей, взывающих наибольшее одобрение со стороны других. Подобно актерам, пытающимся найти различные интерпретации роли, дети воспроизводят поведение грубых, хитрых, щедрых и т.д. людей. Критерием для них являются ответные реакции сверстников. Постепенно, попадая в тысячи жизненных ситуаций, дети начинаю осознавать, что воплощение определенных образцов поведения вызывает уважение или осуждение других.

Гендерная идентичность и гендерные идеалы у подавляющего числа людей формируются одновременно, но иногда они могут не совпадать. Примером такого несовпадения являются гомосексуалисты, которым свойственна гендерная идентичность, но которые не следуют в своем поведении – и прежде всего сексуальном и репродуктивном, линии поведения, соответствующей их биологическому полу.