Территориальная организация легкой и пищевой промышленности.

Легкая промышленность. Предприятия легкой промышленно­сти расположены повсеместно. Отрасль в значительной мере яв­ляется трудозамещающей: в центрах тяжелой промышленности она дает работу вторым членам семьи. Для легкой промышлен­ности характерна низкая мобильность рабочей силы из-за кон­центрации отрасли в отдельных регионах. Многие регионы Рос­сии почти полностью зависимы от ввоза продукции легкой про­мышленности из других регионов, не используют внутренние) возможности. Причем ввоз соответствующей продукции зачастую не покрывает потребностей, что ведет к накапливанию отложен­ного спроса. Отсюда одна из важнейших задач — развитие мест­ной промышленности, производящей товары народного потреб­ления, в том числе легкой.

В легкой промышленности России наблюдалось постоянное увеличение концентрации производства, выразившееся в преобладании крупных предприятий, «вымывании» мелких. Концен­трация тесно связана с комбинированием производства, наиболее характерным для предприятий текстильной, обувной и кожевенной промышленности. Концентрация до определенных пределов позволяет увеличить масштабы производства, повысить производительность труда, снизить себестоимость единицы продукции усовершенствовать орудия труда. Однако специфика легкой про­мышленности такова, что менее крупные предприятия могут бо­лее гибко реагировать на изменение спроса на продукцию, учиты­вать рыночную конъюнктуру. Не случайно в наиболее развитых странах в этой отрасли преобладают мелкие предприятия.

Для легкой промышленности характерна менее выраженная по сравнению с другими отраслями территориальная специализация, так как практически в каждом регионе имеются те или иные ее предприятия. Однако в России можно выделить специализи­рованные узлы и районы, особенно в текстильной промышленности, выпускающие определенный ассортимент продукции. Например, Ивановская и Тверская области специализируются на выпуске хлопчатобумажных изделий. Центральный федеральный округ специализируется на производстве продукции всех отрас­лей текстильной промышленности. Но чаще всего подотрасли легкой промышленности являются дополняющими хозяйствен­ный комплекс регионов, обеспечивающими только внутренние потребности регионов.

В 1990-е годы возросла роль Московского региона в легкой промышленности страны. Это объясняется более эффективной работой предприятий, а также более высоким платежеспособным спросом на продукцию отрасли в столице. Но эти предприятия широко используют вахтовый метод работы, привлекая производ­ственно-технический персонал из других областей (например, Ивановской, Владимирской и др.), что связано с низким уров­нем оплаты труда. Ведущим в размещении является фактор тру­довых ресурсов, предусматривающий их значительные размеры и квалификацию, так как все отрасли легкой промышленности трудоемки. Исторически сложилось так, что в отраслях легкой промышленности используется преимущественно женский труд, поэтому необходимо учитывать возможность использования в регионах и женского, и мужского труда (т.е. развивать легкую промышленность в районах сосредоточения тяжелой индустрии, создавать соответствующие производства в регионах концентра­ции легкой промышленности).

Наиболее высокий уровень территориальной концентрации сложился в текстильной промышленности. Подавляющую часть хлопчатобумажных тканей выпускает Центральный феде­ральный округ (свыше 90% российского производства). Особен­но выделяются Ивановская, Московская, Владимирская области и Москва. Территориальная организация населения в регионах развитой текстильной промышленности характеризуется высокой

долей малых и средних городов, где текстильные комбинаты вы­полняют градообразующую функцию. Другая особенность — раз­мещение предприятий в крупных многофункциональных цент­рах.

Швейная промышленность размещена более равномерно по территории страны, чем текстильная. Ее предприятия имеются практически в каждом регионе и обеспечивают преимуществен­но внутренние потребности. Основной фактор размещения — потребительский, так как экономически выгоднее перевозить ткани, чем готовые изделия. Предприятия по производству гото­вой одежды обычно сосредоточены в крупных промышленных центрах. В последние годы отечественная швейная промышлен­ность довольно успешно сотрудничает с зарубежными странами, используя форму международной кооперации, т.е. размещение заказов на российских предприятиях на производство одежды по моделям и из материалов зарубежных стран. Иностранных про­изводителей привлекают в России высокий уровень профессио­нальной подготовки рабочих при низкой стоимости труда, высо­кий уровень технологии, территориальная близость к западному рынку.

В кожевенно-обувной промышленности лидируют Цент­ральный и Северо-Западный федеральные округа, где находятся наиболее крупные предприятия по производству обуви и изделий из кожи. Основные центры — Москва и Санкт-Петербург. Обув­ное производство — массовое, многономенклатурное, с быстрой сменой ассортимента, ориентированное на массового потреби­теля, характеризуется относительно высоким уровнем концен­трации и специализации. Другая отличительная особенность — повышенная трудоемкость и материалоемкость.

В целом перед легкой промышленностью России стоит задача не столько увеличения объема производства, сколько сохране­ния промышленного потенциала и квалифицированных кадров, внедрения достижений научно-технического прогресса, новых технологий. Развитие легкой промышленности (в первую очередь трикотажной, обувной, швейной) предполагается, прежде всего, в восточных районах, при этом удельный вес Центрального и Северо-Западного округов в объеме производства несколько сни­зится. В Сибири и на Дальнем Востоке далеко не полно исполь­зуются внутренние резервы развития соответствующих произ­водств, необходимых для обеспечения комплексности хозяйства этих регионов. Важная проблема — отсутствие развитой торговой инфраструктуры, недостаток информации по рынкам сбыта.

Основным методом получения сырья и материалов для подав­ляющего большинства предприятий легкой промышленности являются прямые связи, некоторые предприятия применяют бартер.

Переход к рыночной экономике требует отказа от сложившей­ся подотраслевой структуры легкой промышленности, в которую необходимо включить сеть оптовых торгово-снабженческих пред­приятий, коммерческих центров, оптовых фирм, торговых до­мов, товарных и фондовых бирж, отраслевой коммерческий банк. Велика роль рекламы. В настоящее время из-за отсутствия или слабости маркетинговых служб и дилерских сетей, практически полного отсутствия рекламы многие предприятия не могут обес­печить реализацию даже тех изделий, которые по своим каче­ствам способны конкурировать с зарубежными товарами. Созда­ние отраслевых ассоциаций и синдикатов — добровольных пае­вых объединений для сбыта продукции и снабжения сырьем позволит предварительно (за год) заказывать хлопок, кожу, шерсть и пр. Например, концерн «Ростекстиль», объединяющий 400 пред­приятий, и Московская палата хлопка создают сквозные техно­логические цепочки и вкладывают средства в развитие производ­ства шерстяного волокна, пряжи и хлопка в Астраханской облас­ти, Калмыкии, Дагестане, Краснодарском и Ставропольском краях.

Пищевая промышленность. Пищевая промышленность — одна из важнейших отраслей агропромышленного комплекса, в ее со­став входит свыше 20 отраслей. Пищевая промышленность отно­сится к числу отраслей, обслуживающих население, от уровня ее развития зависит удовлетворение потребительского спроса. Наиболее характерная черта размещения этой отрасли — повсе­местность, что объясняется ее ориентацией, как на потребителя, так и на самое разнообразное сырье. Всегда ориентированы на источники сырья сахарная, спиртовая, маслодельная, молочно-консервная и другие отрасли с высоким удельным расходом сырья; в районах потребления размещены хлебопекарная, пиво­варенная, кондитерская, макаронная, молочная и др. Есть от­расли, где стадии технологического процесса территориально расчленены (табачная, чайная, винодельческая). Первичная об­работка сельскохозяйственного сырья размещается ближе к его источникам, а производство готовой продукции — ближе к по­требителю.

В 1990-е годы пищевая промышленность России оказалась одной из наиболее благополучных отраслей. Доля отрасли в общероссийском промышленном производстве неуклонно росла и в 2002 г. составила 15,8%. В 1990-х годах в структуре пищевой промышленности существенно увеличилась доля малых предпри­ятий, она стала носить еще более повсеместный характер. Тем не менее, можно выделить регионы, специализирующиеся на пище­вой продукции. Например, в Краснодарском крае к отраслям специализации относится производство сахара, мяса, раститель­ного масла, плодоовощных консервов и др. В целом на пище­вой промышленности специализируются Южный, Центральный и Приволжский федеральные округа. В Северо-Западном и Дальневосточном федеральных округах важная отрасль — рыб­ная промышленность. Подавляющая часть мощностей рыбной промышленности приходится на Приморский край, Сахалинскую, Камчатскую, Мурманскую, Архангельскую и Калининградскую области.

Значение пищевой промышленности для ТОН особенно вели­ко в районах сельскохозяйственного производства. Крупные мя­сокомбинаты, сахарные заводы и другие предприятия зачастую выполняют градообразующую роль. В районах промышленной концентрации предприятия пищевой промышленности дают ра­боту вторым членам семьи.

 

 

Лекция № 5 Тема: ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ РАЙОНАХ

 

1. Сельское хозяйство и территориальная организация населения.

2. Формы территориальной организации сельскохозяйственного производства.

3. Управление организацией населения в сельскохозяйственных регионах.

4. Совершенствование организации сельскохозяйственного производства.