Управление занятостью и социальное партнерство.

Особенности государственной политики занятости в РФ

Глава 2. Регулирование занятости населения на современном этапе социально-экономического развития

Осуществляемый в России в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них - проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью.

Политика занятости осуществляется государством на основе ежегодно принимаемой (соответственно развиваемой, дополняемой и корректируемой) «Федеральной программы содействия занятости населения в Российской Федерации». В центре программы - защита от безработицы. Она охватывает как работающих, но находящихся под угрозой увольнения, так и безработных, зарегистрированных в органах федеральной государственной службы занятости. Обеспечение занятости происходит посредством реализации комплекса мер, которые в совокупности составляют политику занятости. Содержание политики занятости определяется особенностями конкретного исторического периода и зависит от состояния экономики, проводимой социальной политики, уровня безработицы и иных факторов.

Защита от безработицы происходит по двум направлениям:

- предотвращение безработицы (в том числе создание и сохранение рабочих мест; опережающее трудоустройство);

- преодоление ее последствий (трудоустройство и переобучение потерявших или не имеющих работы; вовлечение в общественные работы).

Меры по защите от безработицы, предусмотренные в Законе о занятости, направлены, прежде всего, на незанятое экономически-активное население. Категория незанятых, ищущих работу, включает, в том числе безработных, которые получили этот статус в результате регистрации в органах службы занятости.

Пособие по безработице, как и стипендия, получаемая при обучении по направлению службы занятости, из-за их небольшого размера не выполняют функции замены утраченного заработка, но являются формой материальной поддержки в трудной жизненной ситуации, возникшей из-за отсутствия работы.

Непосредственной целью политики обеспечения занятости и правового регулирования в этой сфере является создание организационных, экономических и правовых условий, обеспечивающих достойное существование и возможность всестороннего развития личности человека.

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий[39].

Итак, необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений. Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических преобразований. В рамках «Федеральной программы содействия занятости населения в Российской Федерации» должна оказываться поддержка безработных и содействие их занятости.

 

Формирование, распределение, перераспределение и использование человеческих ресурсов подчиняются общим закономерностям развития общества; в любом обществе существуют объективная взаимосвязь и взаимозависимость наличного трудоспособного населения и характера, степени его участия в общественном производстве. Совокупность социально-экономических отношений, связанных с обеспечением рабочими местами и участием в производственной и непроизводственной сферах хозяйства, можно рассматривать как занятость.

На этапе перехода к рынку сбалансированность рабочих мест с трудовыми ресурсами представляет собой решение проблемы урегулирования спроса и предложения в сфере труда. Человек является носителем рабочей силы, которая выступает товаром, поэтому необходимо опираться на прогнозирование всех проблем, связанных с функционированием рабочей силы. Кроме того, необходимо также заниматься планированием и учетом рабочих мест, поскольку в современных условиях развития экономики рабочие места являются более устойчивой категорией, меньше подвержены стихийным процессам рынка и лучше учитываются в статистике[40].

В целях совершенствования планирования и управления человеческими ресурсами необходимо определить и проанализировать параметры кадрового потенциала страны, региона, отрасли. К ним относятся аспекты анализа кадрового потенциала: демографический (половозрастная структура и показатели, которые будут получены в результате ее анализа), экономический (структура занятости в отраслях и сферах производства, уровень специализации, концентрации и кооперирования, оплата и стимулирование труда и др.) и социальный (показатели уровня жизни, здоровья, профессиональных и квалификационных качеств, сферы обслуживания и т. д.). Анализ приведенных показателей позволяет детально изучить имеющийся кадровый потенциал и наметить пути его совершенствования.

Основная задача планирования и управления кадровым потенциалом (т. е. человеческими ресурсами) - установить оптимальные трудовые пропорции, одной из которых является сбалансированность рабочей силы и рабочих мест. Наиболее тяжелыми последствиями этого дисбаланса являются неукомплектованность действующих рабочих мест, наличие большого количества устаревших рабочих мест, низкий коэффициент сменности оборудования, безработица.

Сбалансированность рабочих мест и трудовых ресурсов должна быть обеспечена как по количественным, так и по качественным параметрам, а также на всех этапах этого процесса. и др.

Социальное партнерство — это система взаимоотношений между работниками, работодателями, органами государственной власти и местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений[41].

Целью социального партнерства является развитие экономики, улучшение условий труда и повышение жизненного уровня трудящихся. Именно система социального партнерства позволяет придать рыночной экономике социальный характер, направить ее развитие на благо общества, согласовать частные и общественные интересы. Социальное партнерство осуществляется на общегосударственном (федеральном), региональном, территориальном, отраслевом и локальном уровнях. Принципами социального партнерства признаются: равноправие, уважение и учет интересов сторон; соблюдение ими законов и других нормативно-правовых актов; свобода выбора и добровольность принятия решений; обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений, ответственность за их невыполнение.

Основными формами социального партнерства в законодательстве закрепляются:

- коллективные переговоры по подготовке коллективных договоров, соглашений и их заключению;

- проведение консультаций в ходе разработки законопроектов и принятия государственных решений в социально-экономической сфере;

- взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;

-участие работников и их представителей в управлении организациями;

- создание постоянно действующих трехсторонних органов[42].

Особую роль в системе социального партнерства в сфере труда играет Государственная служба занятости, призванная координировать усилия различных субъектов социально-трудовых отношений: органов государственной власти и управления, местного самоуправления, трудоспособного населения, работодателей и учреждений профессионального образования.

Деятельность службы занятости охватывает самые различные направления социально-экономической политики, а ее главные задачи заключаются в оказании содействия гражданам в подборе подходящей работы и трудоустройстве, предупреждении массовой безработицы, смягчении ее социально-экономических последствий, предоставлении гражданам гарантированной законом социальной поддержки на период вынужденной безработицы.

Таким образам, управление занятостью осуществляется с целью реализация государственной политики занятости населения с учетом экономических и социальных особенностей территории, а целью социального партнерства является развитие экономики, улучшение условий труда и повышение жизненного уровня трудящихся