А по «Культуре» - другое дело

Индекс омертвения на душу населения

Структура причин смерти

Частота смертности от заболевания

Число умерших от данного заболевания за год х 1000

Среднегодовая численность населения

 

Рассчитываются также показатели частоты смертности в зависи­мости от пола, возраста, места жительства и т. д.

Число умерших от данного заболевания за год х 100 Общее число умерших за год

Структура причин смерти населения в целом или отдельных его групп ( половых, возрастных, профессиональных и др. ) позволяет установить наиболее тяжело протекающие заболевания, которые при­вели к смертельному исходу.

 

В театре Чехова репетируют пьесу, уникальную в своем роде. Результат мозгового штурма сразу трех классиков – несгораемые «Мертвые души». Идея – А.Пушкин, диалоги – Н.Гоголь, скрипт – М.Булгаков.

Ставит пьесу московский режиссер Игорь Меркулов. Первое интервью – «Городской неделе».

 

- Сначала предполагалось, что вы будете ставить «Кабалу святош», потом стали говорить о «Дон Кихоте» - и неожиданно остановились на «Мертвых душах». Почему?

- Мы прикидывали, искали варианты. Сложно найти пьесу, которая была бы интересна зрителю и при этом легла на труппу, и чтобы еще технически все срослось. Всего предусмотреть нельзя. И конечный результат предугадать трудно.

Помните такого исполнителя - Вахтанга Кикабидзе? Когда-то, задолго до того как он сказал определенные вещи по поводу грузино-южноосетинского конфликта, по советскому телевидению показывали его выступление. Кикабидзе объявил: «Мой любимый композитор Мовсесян написал песню, которая, как я думаю, будет очень популярна». Он эту песню спел, и больше ее я никогда не слышал. Не стала она популярной, хотя Кикабидзе был уверен, что она будет иметь успех. И Мовсесян, наверное, тоже был уверен.

Ты никогда не знаешь наверняка, будет ли спектакль хорошим. Но можно подстраховаться, чтобы он хотя бы не был плохим. Поэтому при отборе произведения я смотрю на объективные возможности труппы. Если в ней, условно говоря, нет Жанны д’Арк – то даже если разжечь настоящий костер на сцене, спектакля все равно не будет.

Помню, лет пятнадцать назад, когда я исполнял обязанности главного режиссера павлодарского театра, я судорожно искал пьесу, которая легла бы на нашу труппу. Несколько месяцев ее выискивал, у меня весь стол был завален драматическими произведениями. Тогда состояние труппы было очень тяжелым: играли несколько ветеранов, а молодежи практически не было. И вот приходит ко мне однажды завлит и, хитро подмигивая, говорит: «Я вам принесла пьесу, которая очень хорошо расходится на нашу труппу». Я открываю пьесу, говорю: «Ну да, она расходится. Дальше что?» - «Можем ставить». – «А зачем? Кто ее будет смотреть?» Мало, чтобы материал подходил актерам – нужно, чтобы он был актуален для зрителя.

- Почему из всех возможных вариантов сейчас выбрали именно «Мертвые души?» Ведь сценическая адаптация может убить живописность и музыкальность гоголевской прозы. Зрители получат за это какую-то компенсацию?

- Надеюсь, что получат. Но в данном случае я не особо переживал за потери, потому что инсценировку писал Булгаков, а это очень серьезный самостоятельный автор. Гоголь и Булгаков - очень близкие авторы по своей сути. И я думаю, что Булгаков даже больше приблизился к некоему пониманию системы существования мира. Кроме того, «Мертвые души», как мне кажется, сегодня очень актуальны.

- Не знаю, многие ли с вами согласятся. Два века назад публика приняла «Мертвые души» в штыки – слишком многие узнали себя в персонажах. А зрители как дети: не любят, когда их умывают. Но умыть нынешнюю публику Гоголем нереально – она малочувствительна. Никого не напугаешь «Вием» после «Техасской резни бензопилой».

- У Гоголя помимо бытового сюжета всегда присутствует очень мощный космический и религиозный пласт. Наверное, именно это и интересно в нем прежде всего. В этом контексте сюжет сразу становится вневременным.

А если исходить из принципа наращивания средств воздействия - это путь в никуда. Страшилки или пугалки – все это очень быстро закончится. Хотя сейчас действительно наблюдается засилье негативной информации. Я открываю страничку Rambler и читаю: «Облако накрывает Европу», «Пойман гаишник, который избил…», «Вскрыты тайные счета…». Шесть из семи топ-новостей - именно такие. Депрессняк разрушающий.

- На эти новости есть спрос.

- Вот! В результате завязывается какой-то патологический узел. Я уже не могу смотреть некоторые телеканалы, в том числе и НТВ, который когда-то был очень профессиональным. Сегодня там – либо убийства, либо «Суд идет», либо неадекватный ведущий со своими сенсациями, интригами, расследованиями. Человек на это смотрит – и что делается с его психикой?

- Можно переключить кнопку.

- Но когда по одному каналу – криминал, по другому - сериал «Школа», по третьему – «Дом-2», который кто-то сравнил с хорьками за стеклом, - телевизор вообще невозможно смотреть. Остался разве что канал «Культура». Кстати, про него есть очень хороший анекдот: «Вчера по каналу «Культура» порнуху показали. Это же совсем другое дело!»