МРЭК. ВИДЫ. ЗАДАЧИ. СОСТАВ.

МРЭК осуществляет экспертизу нарушений жизнедеятельности граждан, составляет индивидуальные программы реабилитации. МРЭК находится в подчинении управлений здравоохранения исполкомов. Работа организуется по территориальному принципу, т.е. существуют областные, городские, районные, межрайонные комиссии. МРЭК делятся также на общие и специализированные. Финансирование этих организаций осуществляется из бюджета области, выделенного на охрану здоровья.

Состав областных МРЭК:

I. Основной состав: реабилитологи-эксперты (терапевт, хирург, невропатолог), старшая медицинская сестра, медрегистратор (оператор ЭВМ).

II. Дополнительный штат (в зависимости от объема работы): реабилитологи-эксперты (узкие специалисты: педиатр, окулист, психиатр и др.), врач-статистик.

III. Другой персонал: юристконсульт, главный бухгалтер, бухгалтер-кассир, инспектор по кадрам, водитель, уборщица, гардеробщица.

Состав районных, межрайонных и городских МРЭК: реабилитологи-эксперты (терапевт, хирург, невропатолог), методист-реабилитолог, старшая медсестра, медрегистратор (оператор ЭВМ).

Состав специализированных МРЭК: два врача-реабилитолога по профилю комиссии, терапевт или невропатолог, методист-реабилитолог, старшая медсестра, медрегистратор (оператор ЭВМ).

Обязанности и права областной МРЭК:

1. Организационно-методическое руководство и контроль за деятельностью нижестоящих МРЭК.

2. Анализ состояния медико-социальной экспертизы и реабили-тации.

3. Установление причин инвалидности.

4. Разработка мероприятий по профилактике инвалидности.

5. Повторная экспертиза по направлению нижестоящих МРЭК.

6. Выдача направлений в Республиканский научно-практический центр экспертизы и реабилитации инвалидов в сложных случаях.

7. Определение потребности в выделении специальных транспортных средств.

8. Внедрение научно-обоснованных методов работы.

9. Работа по повышению квалификации экспертов.

 

Руководит работой областных МРЭК главный эксперт области по медико-социальной экспертизе и реабилитации. Он же является председателем одного из составов областной МРЭК.

Председателем комиссии назначается один из врачей.

Обязанности и права городских, районных, межрайонных и специализированных МРЭК:

1. Установление степени ограничения жизнедеятельности больных, причину и время наступления инвалидности.

2. Установление процентной доли утраты профессиональной трудоспособности для лиц, которые получили увечье в связи с исполнением производственных обязанностей.

3. Составление индивидуальных программ реабилитации для инвалидов.

4. Анализ результатов работы.

5. Участие в проведении конференций, совещаний, семинаров.

6. Решение вопросов трудоустройства инвалидов.

7. Оказание консультативной помощи ЛПО в вопросах МСЭ.

8. Осуществление контроля за проведением экспертизы временной нетрудоспособности в ЛПО.

9. Выдача удостоверений инвалидам.

 

МРЭК имеют право требовать сведения об условиях работы инвалидов, а также направлять их на дообследование или на восстановительное лечение.

При проведении независимой медицинской экспертизы гражданам предоставляется право выбора экспертного учреждения и экспертов. При несогласии граждан с заключением окончательное решение по результатам медицинской экспертизы выносится судом.

Положение о независимой медицинской экспертизе утверждается Советом Министров Республики Беларусь.

 

ПОРЯДОК НАПРАВЛЕНИЯ НА МЕДИКО-СОЦИАЛЬНУЮ ЭКСПЕРТИЗУ

Гражданин направляется на медико-социальную экспертизу врачебно-консультационной комиссией организации здравоохранения, оказывающей ему медицинскую помощь (ВКК).

 

На медико-социальную экспертизу могут быть направлены также лица:

· без гражданства, иностранный гражданин, если иное не установлено международными договорами;

· без определенного места жительства;

· содержащиеся в учреждениях уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Беларусь (учреждение) в случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь.

ВКК имеет право оформить направление на медико-социальную экспертизу военнослужащему, лицу рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, финансовых расследований, органов (подразделений) по чрезвычайным ситуациям в случае признания его военно-врачебной комиссией (ВВК), военно-летной комиссией (ВЛК) негодным к военной службе.

 

ВКК направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленных заболеванием, последствием травмы или дефектом, и приведших к ограничениям жизнедеятельности.

При этом в направлении («Направление на МРЭК» (ф. № 088/у) на медико-социальную экспертизу, форма которого утверждается Министерством здравоохранения, указываются анамнез, данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, степень выраженности ограничений жизнедеятельности, а также результаты проведенных диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий.

При необходимости к направлению на медико-социальную экспертизу могут быть приложены медицинские и иные документы, необходимые и достаточные для принятия обоснованного заключения МРЭК.

В исключительных случаях, связанных со сложными вопросами медицинской экспертизы, ВКК может направить гражданина в комиссию на консультацию.

Консультативное заключение комиссии заносится в первичную медицинскую документацию гражданина.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ГРАЖДАНИНА

Дата регистрации в комиссии направления на медико-социальную экспертизу является датой начала проведения медико-социальной экспертизы.

 

Освидетельствование гражданина проводится по месту расположения комиссии не позднее 30 дней с даты регистрации в ней направления на медико-социальную экспертизу.

Гражданин, направленный в комиссию в период длительной временной нетрудоспособности, освидетельствуется вне очереди.

Если гражданин не может явиться в комиссию по состоянию здоровья, соответствующая запись вносится в направление на медико-социальную экспертизу. Освидетельствование гражданина в указанном случае может проводиться на выездном заседании комиссии:

§ по месту его жительства;

§ в организации здравоохранения, оказывающей медицинскую помощь;

§ в стационарных учреждениях социального обслуживания.

При невозможности организовать выездное заседание комиссии заключение комиссии в исключительных случаях при согласии гражданина может быть вынесено заочно.

 

Медико-социальная экспертиза проводится врачами-экспертами комиссии путем экспертного обследования гражданина, изучения направления на медико-социальную экспертизу, представленных медицинских и иных документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и иных данных. В проведении медико-социальной экспертизы имеют право принимать участие по приглашению председателя комиссии с правом совещательного голоса врачи-специалисты (консультанты) соответствующего профиля, представители органов по труду, занятости и социальной защите, страховых и иных организаций.

Заключение МРЭК о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается большинством голосов врачей-экспертов комиссии, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения ее результатов. Голос председателя комиссии при равенстве голосов является решающим.

 

Заключение МРЭК объявляется гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу (его законному представителю), председателем комиссии устно в присутствии всех врачей-экспертов, проводивших освидетельствование, которые в случае необходимости дают ему разъяснения по вопросам, связанным с установлением инвалидности. !Дата, когда комиссией вынесено заключение МРЭК, считается датой окончания медико-социальной экспертизы.

 

В случае признания гражданина инвалидом датой установления инвалидности считается дата регистрации в комиссии направления на медико-социальную экспертизу при условии освидетельствования гражданина в срок не позднее 60 дней с указанной даты.

В случае невозможности вынесения заключения МРЭК на основании представленных в нее медицинских экспертных документов в целях уточнения степени выраженности ограничений жизнедеятельности, реабилитационного потенциала, а также получения иных дополнительных сведений комиссия составляет программу дополнительного обследования, которая утверждается председателем комиссии и направляется ВКК направляющей организации здравоохранения.

Программа дополнительного обследования может предусматривать проведение необходимого дополнительного обследования в организациях здравоохранения, получение заключения кабинета медико-профессиональной реабилитации, запрос необходимых сведений в иных организациях и другие мероприятия.

Выполнение программы дополнительного обследования должно быть завершено исполнителями, предусмотренными в ней, с представлением в комиссию необходимых сведений и медицинских документов в 14-дневный срок с даты ее составления (при освидетельствовании гражданина в случае длительной временной нетрудоспособности – в 3-дневный срок). После получения необходимых данных, предусмотренных программой дополнительного обследования, комиссия выносит заключение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом. В случае отказа гражданина (его законного представителя) от дополнительного обследования и представления необходимых для принятия заключения комиссии документов заключение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается на основании имеющихся данных, о чем в акт освидетельствования вносится соответствующая запись.

 

Комиссия при проведении медико-социальной экспертизы гражданина ведет протокол.

По результатам медико-социальной экспертизы гражданина составляются:

 

§ акт освидетельствования в МРЭК (акт освидетельствования), который подписывается председателем комиссии, врачами-экспертами, проводившими медико-социальную экспертизу, а затем заверяется печатью;

§ ИПР инвалида.

Форма индивидуальной программы реабилитации инвалида утверждается в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

В акт освидетельствования заносятся или приобщаются к нему заключения консультантов, привлекаемых к проведению медико-социальной экспертизы, перечень документов и основные сведения, послужившие основанием для принятия заключения МРЭК.

В протокол заседания комиссии, в отрывной талоннаправления на медико-социальную экспертизу заносятся:

1.заключение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом;

2.заключение для организации здравоохранения по месту жительства инвалида о формировании индивидуальной программы медицинской реабилитации инвалида.

Протокол подписывается председателем, врачами-экспертами комиссии, а затем заверяется печатью.

Отрывной талон направления на медико-социальную экспертизу подписывается председателем комиссии, заверяется печатью и направляется в организацию здравоохранения по месту жительства гражданина.

 

В сложных экспертных случаях специализированная, межрайонная (районная, городская) комиссия имеет право в 3-дневный срок со дня проведения ею медико-социальной экспертизы направить в центральную комиссию акт освидетельствования гражданина с приложением всех имеющихся документов. Центральная комиссия проводит повторную медико-социальную экспертизу гражданина в 20-дневный срок со дня регистрации в ней вышеуказанных документов.

 

Гражданину, признанному инвалидом (его законному представителю), комиссия выдает удостоверение инвалида, подтверждающее факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, причины инвалидности и сведений о сроке переосвидетельствования. Детям в удостоверении инвалида указывается категория «ребенок-инвалид» и степень утраты здоровья.

ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ, МЕЖРАЙОННОЙ (РАЙОННОЙ, ГОРОДСКОЙ), ЦЕНТРАЛЬНОЙ КОМИССИИ

Гражданин (его законный представитель) может обжаловать заключение специализированной, межрайонной (районной, городской) комиссии в 30-дневный срок на основании письменного заявления, подаваемого в комиссию, проводившую медико-социальную экспертизу, либо в центральную комиссию.

Комиссия, проводившая медико-социальную экспертизу гражданина, в 3-дневный срок со дня регистрации его письменного заявления направляет его заявление, акт освидетельствования с приложением всех имеющихся документов в центральную комиссию.

Центральная комиссия не позднее 30 дней со дня регистрации письменного заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу (освидетельствование по обжалованию) и на основании полученных результатов выносит заключение МРЭК.

В случае обжалования гражданином заключения центральной комиссии главный врач МРЭК соответствующей области (г. Минска) поручает проведение медико-социальной экспертизы другому составу врачей-экспертов центральной комиссии МРЭК.

При несогласии гражданина (его законного представителя) с заключением МРЭК, вынесенным при освидетельствовании по обжалованию, в 30-дневный срок его медицинские экспертные документы могут быть рассмотрены при проведении независимой медицинской экспертизы в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь.

Заключения центральной комиссии могут быть обжалованы гражданином в судебном порядке в сроки, установленные законодательством Республики Беларусь.