АВАРИЙНЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ КУЗОВОВ

Лабораторная работа

Правка металлических деталей кузова легкового автомобиля

Цель работы:Изучить технологию ремонта кузова.

Приборы и оборудование:Кузов, инструменты, устройство БС-71.000 или

стапель.

Краткая теория

В процессе эксплуатации элементы и узлы (сборочные еди­ницы) кузова испытывают динамические нагрузки напряжением от изгиба в вертикальной плоскости и скручивания, нагрузки от собственной массы, массы груза и пассажиров. На кузов и его узлы воздействуют значительные напряжения, обра­зующиеся в результате колебаний его при движении по неров­ностям, ударах при наезде, а также вследствие по­грешностей в балансировке вращающихся узлов, смещения центра тяжести в продольном и поперечном направлениях. Эти напряжения вызывают накопление усталости и приводят к раз­рушениям элементов кузова.

В кузовах автомобилей, поступающих в ремонт, встречаются:

повреждения, появившиеся в результате нарастания измене­ний в состоянии кузова; к ним относится естественный износ, возникающий в процессе нормальной технической эксплуатации автомобиля, вследствие постоянного воздействия на кузов та­ких факторов, как коррозия, трение, упругая и пластическая деформация, и другие повреждения, появление которых связано с действиями че­ловека, конструктивными недоработками, нарушением норм об­служивания кузова и правил технической эксплуатации, а также вызвано транспортными происшествиями (авариями).

АВАРИЙНЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ КУЗОВОВ

Ниже приведены примеры аварийных повреждений кузовов при различных видах столкновений автомобилей. Наиболее силь­ные повреждения наносятся при фронтальных столкновениях передней частью кузова под углом 40—45° или сбоку между дву­мя транспортными средствами, движущимися навстречу. При та­ких столкновениях автомобиля особенно сильно разрушается передняя часть кузова, при этом действующие большие нагруз­ки в продольном, поперечном и вертикальном направлениях пе­редаются всем смежным деталям каркаса и особенно его сило­вым элементам.

При фронтальном столкновении автомобиля (рис. 1.1) перед­ней частью кузова в районе левого переднего крыла, лонжерона и левой фары деформируются панель передка, крылья, капот, брызговики, передние лонжероны, рама ветрового окна и крыша. На рисунке это видно по линиям, указанным пунктиром. Вместе с тем невидимая деформация передается на передние, центральные и задние стойки с обеих сторон, переднюю и зад­нюю левые двери, левое заднее крыло и даже на заднюю панель багажника. Направления распределения нагрузок и возможные

Рис. 1.1. Фронтальное столкновение Рис. 1.2. Столкновение передней

левой частью кузова частью кузова под углом 40—45°

изменения геометрии силовых элементов каркаса кузова и его панелей указаны стрелками. При ударе, нанесенном автомобилю в переднюю часть ку­зова под углом 40 — 45° (рис. 1.2), повреждаются передние кры­лья, капот, панель передка, брызговик, передние лонжероны.

При ударе сбоку передней частью кузова (рис. 1.3) в районе сопряжения передней панели с передней частью лонжерона и левого крыла деформируются оба передних крыла, панель передка, брызговики лонжерона, капот. Кроме того, под дейст­вием растягивающих усилий нарушается проем левой передней двери, а под воздействием сжимающих усилий деформируются проем правой двери и боковина левой передней двери. При этом на передние и центральные стойки передаются значительные силовые перегрузки, вызывающие их отклонения от первоначаль­ного положения.

При ударе сбоку (рис. 1.4) передней стойкой кузова с левой стороны значительно деформируются левая передняя стойка, рама ветрового окна, крыша, пол и лонжероны переднего пола, панель передка, капот, крылья, брызговики, передние лонжероны

При этом передняя часть кузова уводится влево; порог и верхняя часть правой боковины воспринимают растягивающие, а центральные и задние стойки — сжимающие нагрузки.

Наличие невидимых деформаций в силовых элементах кузо­ва можно установить проведением замеров: по наличию перекосов в лицевых деталях выступов одной детали относительно другой,

Рис. 1.3. Столкновение сбоку передней частью в Рис. 1.4. Столкновение сбоку в районе соединений с ланжероном и левым крылом. в районе передней стойки.

недопустимых зазоров в сопряжениях проемов с дверя­ми, капотом, крышкой багажника. Из приведенных примеров видно, что в результате аварий деформация распространяется по сопряженным элементам ку­зова, вызывая нарушение геометрии его проемов и базовых то­чек пола. Устранить такие повреждения, требующие замены большей части деталей и сложного ремонта, можно только с помощью специального оборудования, используя в ремонтных операциях методы гидравлической и ручной правки с последу­ющим контролем геометрии кузова.