Основные мероприятия по предупреждению техногенных чрезвычайных ситуаций
Мероприятия по предупреждению или уменьшению последствий природных чрезвычайных ситуаций
Оповещение населения о возможном стихийном бедствии позволяет людям принять меры защиты.
Вместе с тем, современная наука и технические возможности позволяют если не исключить, то хотя бы уменьшить силу и масштабы стихийных бедствий. Вот некоторые примеры.
Для недопущения градав облака вводится твердая углекислота или другие химические вещества с самолетов или путем обстрела из орудий.
Для ослабления ураганов, смерчей, шквалов и бурь в кучево-дождевые облака вводят йодистое серебро или другие химические вещества. Для засева урагана йодистым серебром используют реактивные самолеты. Пройдя, на высоте 10–12 км к центру урагана, самолет врезается в стену облаков и сбрасывает «бомбы» с йодистым серебром, которые взрываются и разбрасывают его. Вес каждой бомбы до 300 кг, таких бомб на самолете несколько. В результате центральная часть урагана искусственно расширяется и сила урагана уменьшается.
Для ослабления наводненийликвидируют заторы и зажоры на реках весной с помощью взрывов, задерживают влагу на полях, применяя различные способы (полосное земледелие, контурная пахота, глубокая вспашка, кротование, устройство дренажей и т.п.), строят дамбы и плотины, спрямляют русла рек, углубляют отдельные участки рек. Все это снижает масштабы возможных наводнений.
Во время засухи можно вызвать над полями искусственный дождь при наличии облаков, вводя в облака некоторые химические вещества, проводить искусственное орошение полей и др.
Для предупреждения лесных пожаров делают просеки, строят лесные дороги, оборудуют минерализованные полосы, заполняют их водой. Также строят наблюдательные мачты, производят патрулирование самолетами и вертолетами, выявленные возгорания немедленно ликвидируются.
Для ослабления заморозков в летнее время разжигают на отдельных участках костры, создают дымовые завесы.
Для предотвращения падения на Землю небесных тел можно использовать подрыв ядерных боеприпасов в космосе на пути движения космических тел, разрушать космические тела солнечной энергией, сфокусированной с помощью зеркал и др.
Для предупреждения ЧС техногенного характера проводится комплекс мероприятий организационного, технического, правового характера, направленных на недопущение аварий и катастроф, прежде всего на потенциально опасных объектах и на транспорте. В 1993 году Международной организацией труда принята Конвенция по предотвращению промышленных катастроф.
Назовем основные мероприятия по предупреждению аварий и катастроф на потенциально опасных объектах хозяйствования:
- размещение потенциально опасных объектов на безопасном удалении от жилой застройки и других объектов;
- разработка, производство и применение надежных потенциально опасных промышленных установок;
- внедрение автоматических и автоматизированных систем контроля безопасности производства;
- повышение надежности самих систем контроля;
- своевременная замена устаревшего оборудования;
- своевременная профилактика и техническое обслуживание техники и оборудования;
- соблюдение обслуживающим персоналом правил эксплуатации оборудования;
- совершенствование противопожарной защиты и контроль системы пожарной безопасности;
- снижение опасных веществ на объектах до необходимого количества;
- соблюдение правил безопасности при транспортировке опасных веществ;
- использование результатов прогнозирования чрезвычайных ситуаций для совершенствования систем безопасности.
Для предупреждения пожаров проводят профилактические организационные, технические, режимные и эксплуатационные мероприятия.
К организационным мероприятиям относятся: правильная эксплуатация машин и транспорта, правильное содержание зданий, территорий, своевременный инструктаж людей по пожарной безопасности, организация добровольных пожарных дружин, издание приказов по обеспечению пожарной безопасности.
К техническим мероприятиям относятся: соблюдение норм и правил при проектировании зданий, сооружений, устройстве электропроводки, отопления, вентиляции, освещения, правильное размещение оборудования;
К режимным мероприятиям относятся: запрет курения в не установленных местах, запрет производства огневых и сварочных работ в пожароопасных местах.
К эксплуатационным мероприятиям относятся: своевременная подготовка ремонта и испытания оборудования, профилактические осмотры.
Для предупреждения аварий и катастроф на транспорте проводят комплекс мероприятий организационного, технического и социального характера. Основными мероприятиями являются:
- контроль технического состояния транспортных средств, их своевременный профилактический ремонт и техническое обслуживание;
- выбор времени наиболее безопасного использования транспорта;
- выбор наиболее безопасных маршрутов движения транспорта;
- соблюдение водителями правил дорожного движения;
- выбор транспортных средств для перевозки наиболее опасных грузов;
- контроль состояния здоровья водителей и лиц, ответственных за безопасность дорожного движения;
- поддержание удовлетворительного состояния автомобильных и железных дорог;
- учет водителями автотранспорта состояния дорог в различные времена года и состояние погоды;
- соблюдение правил безопасности пассажирами различных видов транспорта.
Пассажиры различных видов транспорта часто являются также причиной аварий и катастроф. Для предупреждения железнодорожных аварий и катастроф и предупреждения гибели самих пассажиров, последние должны соблюдать следующие правила: не открывать при движении поезда наружные двери, не стоять во время движения на подножках и не высовываться из окон; не срывать при крайней необходимости стоп-кран; необходимо помнить, что даже при пожаре останавливать поезд нельзя на мосту и в других местах, где осложнится эвакуация; не возить с собой горючие и взрывоопасные вещества; при запахе горелой резины или появления дыма необходимо поставить в известность проводника; курить только в установленных местах.
Для предупреждения автомобильных аварий и катастроф, обеспечения своей безопасности и выживания в случае катастрофы пассажиры должны предпринять следующие меры предосторожности:
- по возможности сесть на заднее сидение;
- по возможности сесть на середину заднего сидения;
- сидя на переднем сиденье обязательно пристегнуть ремень безопасности;
- не отвлекать водителя во время движения;
- во время движения постоянно следить за дорожной обстановкой, чтобы катастрофа не оказалась для вас внезапной;
- если вы сели в автомобиль в головном уборе, то не снимайте его, а натяните потуже, это может уменьшить при катастрофе травму головы;
- нельзя садиться боком по направлению движения так как при резком торможении можете получить травму;
- детям нельзя вставать на колени и смотреть в заднее окно, при торможении можно разбить голову;
- не садитесь в автомобиль с пьяным водителем.
Пассажир автобуса, троллейбуса, трамвая после посадки должен принять следующие меры безопасности, помня, что:
- середина салона – самое безопасное место;
- лучше сидеть спиной вперед: меньше риска в случае резкого торможения;
- если сидите на сидении лицом вперед, то держитесь руками за спинку переднего кресла;
- сидеть по правому борту безопаснее, чем по левому - подальше от встречного потока автотранспорта;
- если стоите, то размещайте точки опоры (две ноги, руку на поручне) так, чтобы их вертикальная проекция на пол образовала треугольник большей площади;
- заранее посмотрите куда вы будете падать в случае резкого торможения и кто будет падать на вас;
- держаться за поручни требуется всегда обязательно.
Пассажир самолета после посадки в самолет должен принять следующие меры безопасности: быть в верхней одежде (она может спасти вас от ожогов); оставайтесь в обуви (возможно вам придется идти по осколкам); необходимо снять галстук, шарф, очки, заколки, не держать в карманах авторучки; тщательно подогнать ремень безопасности; поинтересуйтесь, где находится кислородная маска.