Состояние нормативно-правовой базы в сфере гражданской защиты
Какой будет роль государства в области природно-техногенной безопасности XXI веке?
8. На государственном уровне будет завершена разработка и начнется активная реализация общегосударственных стратегических программ, направленных на уменьшение рисков возникновения природных и техногенных катастроф и смягчение их последствий, которые обеспечивают устойчивое гармоничное развитие общества.
9. По мере осознания опасности глобальных угроз будет усиливаться не только роль каждого государства в отдельности по их разрешению, но и всего мирового сообщества в целом.
В XXI веке государство должно научиться практически осуществлять управление рисками.Термин «управление рисками» сравнительно молодой. Под управлением рисками понимается активное целенаправленное влияние государства на основе реальной оценки возможных угроз на процессы, которые могут предотвратить различные бедствия или значительно смягчить их негативные последствия. Ещё недавно эта проблема была предметом лишь фундаментальных научных исследований в России и за рубежом. Однако жизнь настоятельно доказывает, что её необходимо рассматривать в прикладном, практическом плане.
Противодействие стихийным бедствиям, авариям, катастрофам, управление рисками - одна из важнейших опасностей государства перед своими гражданами, а мирового сообщества в целом - перед настоящим и будущим поколением землян.
Федеральные законы:
· «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» от 21.12.1994 г. № 68 – ФЗ;
· «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22.08.1995 г. № 151 – ФЗ;
· «О гражданской обороне» от 12.02.1998 г. № 28 - ФЗ;
· «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. № 69 - ФЗ;
· « О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 г. №196 - ФЗ;
· «О радиационной безопасности населения» от 9.01. 1996 г. - № 3 – ФЗ;
· «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 г. № 116 – ФЗ;
· «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997 г. № 117 – ФЗ;
· «О чрезвычайном положении». Одобрен Советом Федерации 16.05.2001 г.;
· «О страховании»;
· «О государственном материальном резерве»;
· «Об охране окружающей природной среды».
Указ Президента РФ:
· «О концепции национальной безопасности РФ» от 10.01.2000 г. № 24.
Постановления Правительства РФ:
· «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС» от 5.11.1995 г. № 1113;
· «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС» от 3.08.1996 г. № 924;
· «Об утверждении Положения о классификациях ЧС природного и техногенного характера» от 13.09.1996 г. № 1094;
· «О порядке подготовки населения в области защиты от ЧС» от 24.07.1995 г. № 738;
· «О гражданских организациях гражданской обороны» от 10.06.1999 г. № 620;
· «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области ГО» от 2.11.2000 г. № 841;
· «О порядке выделения средств из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий» от 26.10.2000 г. № 810;
· «О накоплении, хранении и использовании в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств» от 27.04.2000 г. № 379 и др.
Основными задачами, реализуемыми государством в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, являются:
· обеспечение гарантированной безопасности и условий нормальной жизнедеятельности человека, общества, государства, всех его социально-экономических и иных структур при любых угрозах и воздействиях техногенного и природного характера, поддержание допустимого уровня риска ЧС и уменьшение масштабов;
· поддержание постоянной готовности государства и всех его структур к оперативному реагированию на возникающие угрозы и ликвидации ЧС;
· организация и осуществление комплексной защиты населения и территорий при возникновении ЧС и при ликвидации их последствий;
· оказание помощи в рамках международного сотрудничества государствам, подвергшимся воздействиям стихийных бедствий, аварий, катастроф.
Государственная политика РФ в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного определяется и реализуется с учетом ряда основополагающих принципов, к числу которых относятся:
· приоритет безопасности жизни и здоровья человека и общества в целом;
· научная обоснованность при выборе направлений, методов и способов реализации государственной политики;
· разграничение полномочий федеральных органов, государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от ЧС;
· заблаговременное проведение мероприятий, направленных на предупреждение ЧС, а также на максимально возможное снижение ущерба и потерь в случае их возникновения.
«О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О гражданской обороне»:
· дополнены полномочия Президента РФ в части определения основных направлений государственной политики в области ГО и определения порядка организации и ведения ГО в воинских структурах;
· приказы начальников ГО по вопросам ведения ГО обязательны для исполнения всеми гражданами и должностными лицами организаций;
· гражданские организации ГО могут привлекаться в мирное время к работам по ликвидации ЧС;
· введены статьи «Эвакуация», «Подготовка населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий...», «Пропаганда знаний в области ГО».
Предлагается дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы, в частности, внесение изменений в Федеральный законы «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» (см. рис. 4.1.8) и «О гражданской обороне», а также определены приоритетные направления совершенствования РСЧС (по этому вопросу недавно проведена дискуссия в рамках научно-технического совета при ЦСИ ГЗ) и расширения количества государственных служб.
Сформулированы особенности государственной политики в области предупреждения ЧС, а также в начале XXI века (рис. 4.1.11и4.1.12).
Таким образом, можно утверждать, что в настоящее время в РФ сформировалась и реализуется достаточно эффективная государственная политика в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.
В последние годы эта политика приобретает все более системный и программный характер. Государство вплотную подошло к необходимости разработки и принятия государственной стратегии уменьшения рисков и смягчения последствий катастроф, имеющей прочную научную, законодательную и экономическую базу.
Приоритетные направления совершенствования РСЧС | |
дальнейшая интеграция с системой гражданской обороны страны; | |
совершенствование системы мониторинга и прогнозирование ЧС; | |
совершенствование системы управления РСЧС (в т.ч. нормативно-правовой базы); | |
совершенствование системы подготовки руководящего состава, специалистов органов государственного управления, аварийно-спасательных сил РСЧС и обучения населения действиям в ЧС; | |
создание резервов финансовых и материальных ресурсов на отраслевом, территориальном и местном уровнях; | |
повышение эффективности системы экономического регулирования, совершенствование механизма страховой защиты населения и территорий от ЧС; | |
развитие единых дежурно-диспетчерских служб; | |
усиление надзора и контроля за безопасностью деятельности опасных производств и объектов; | |
создание системы государственного контроля за состоянием и готовностью спасательных сил страны, независимо от их ведомственной принадлежности. |
Рис.4.1.10Приоритетные направления совершенствования функционирования РСЧС
Направление государственной политики в области предупреждения ЧС | |
Предотвращение и снижение возможностей возникновения источников ЧС: | Смягчение последствий воздействия поражающих факторов: |
· совершенствование и обеспечение функционирования системы мониторинга источников ЧС; · идентификация, оценка и прогноз рисков ЧС; · выбор приоритетов, задач снижения вероятностей возникновения источников ЧС. | · рациональное размещение производительных сил; · выбор комплекса специальных инженерно-технических защитных мероприятий; · выбор приоритетов развития и совершенствования системы сил и средств ликвидации ЧС; · подготовка населения и специалистов по предотвращению ЧС и уменьшению их последствий. |
Рис. 4.1.11Особенности государственной политики в области предупреждения ЧС
Особенности государственной политики в начале XXI века | |
переход на реализацию государственной политики в рамках единой государственной стратегии противодействия чрезвычайным ситуациям; | |
активная реализация общегосударственных стратегических программ, направленных на уменьшение рисков возникновения катастроф и их последствий; | |
переход к комплексному управлению в сфере природно-техногенной безопасности граждан, общественных организаций и общества в целом, придание государственной политике в этой области общенационального характера; | |
широкое распространение методологий управления рисками чрезвычайных ситуаций; | |
устранение ведомственной разобщенности, создание многопрофильных спасательных формирований, объединенных в единую государственную службу; | |
планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий и степени опасности возникновения ЧС ситуаций; | |
наличие нормативно-правовой базы для деятельности всех органов государственной власти, организаций, учреждений; | |
обеспечение достаточности сил и средств для осуществления мероприятий по защите населения и территорий от ЧС и возможности их наиболее рационального использования; | |
гласность при осуществлении деятельности, связанной с предупреждением и ликвидацией ЧС, обеспечение органов управления и населения полной, достоверной и своевременной информацией об угрозах и возможных опасностях для населения и территорий; | |
учет экономических возможностей государства при реализации мероприятий, направленных на предупреждение ЧС; | |
международное сотрудничество в области предупреждения и ликвидации ЧС. |
Рис. 4.1.12 Особенности государственной политики в начале XXI века