ВЗГЛЯДЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА НА ЗАЩИТУ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧС
Международные договоры РФ в области защиты населения и территорий от ЧС (Глава VIII,ст. 29).
Государственная экспертиза, надзор и контроль в области защиты от ЧС (Глава VII).
Порядок финансирования и материального обеспечения мероприятий по защите населения и территорий от ЧС (Глава VI).
Подготовка населения в области защиты от ЧС (Глава V).
Права и обязанности граждан РФ в области защиты населения и территорий от ЧС и социальная защита пострадавших (Глава IV).
Государственное управление в области защиты от ЧС (Глава III).
Полномочия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от ЧС.
1. Органы государственной власти РФ:
* принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативно-правовые акты в области защиты населения и территорий от ЧС;
* осуществят подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от ЧС, обучение населения способам защиты и действиям в ЧС;
* принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в ЧС и обеспечивают их проведение;
* осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от ЧС, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС;
* организуют и проводят АСНДР, а также поддерживают общественный порядок в ходе их проведения; при недостаточности собственных сил и средств обращаются к Правительству РФ за оказанием помощи;
* осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от ЧС;
* создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
* содействуют устойчивому функционированию организаций в ЧС;
* создают при организациях исполнительной власти субъектов РФ постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС.
2. Органы местного самоуправления самостоятельно:
* осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от ЧС, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;
* принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в ЧС и организуют их проведение;
* осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от ЧС, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения ЧС;
* осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от ЧС;
* создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
* организуют и проводят АСДНР, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются к органам исполнительной власти субъектов РФ;
* содействуют устойчивому функционированию организаций в ЧС;
* создают при органах местного самоуправления, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные для решения задач в области защиты населения и территорий от ЧС.
ФОИВ, специально уполномоченные для решения задач в области защиты населения и территорий от ЧС(ст. 12).
Для осуществления государственного управления и координации деятельности ФОИВ в области защиты населения и территорий от ЧС создается специально уполномоченный ФОИВ, который создает подведомственные ему территориальные органы.
Обязанности ФОИВ в области защиты населения и территорий от ЧС(ст. 13).
1. Эти органы исполнительной власти организуют работу:
в области защиты населения и территорий от ЧС в своей сфере деятельности и порученных им отраслях экономики в соответствии с настоящим ФЗ и иными нормативно-правовыми актами РФ.
2. Федеральные органы исполнительной власти:
по отношению к подведомственным организациям:
* разрабатывают и осуществляют организационные и инженерные технические мероприятия по повышению устойчивости функционирования отраслей ЧС;
* утверждают и издают в соответствии с федеральными требованиями отраслевые нормы и правила безопасности производства, технологических процессов, продукции, а также правила защиты работников, организаций от ЧС;
* обеспечивают разработку и реализацию мероприятий по укреплению радиационно-й, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной, экологической безопасности, а также соблюдение норм и правил инженерно-технических мероприятий ГО, при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов производственного и социального назначения;
* финансируют и обеспечивают мероприятия по предупреждению ЧС и проведению АСДНР в ЧС;
* организуют и обеспечивают проведение НИОКР;
по отношению к иным организациям, входящим в состав отрасли:
* осуществляют методическое руководство при решении вопросов защиты работников организации от ЧС, повышением устойчивости и безопасности функционирования организаций;
* разрабатывают и доводят до сведения организаций отраслевые требования и нормативные документы по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС, защиты от них работников организаций и населения.
а) Руководители ФОИВ несут предусмотренную законодательством РФ ответственность за ненадлежащее выполнение указанными органами возложенных на них задач и осуществление своих функций в области защиты населения и территорий от ЧС.
б) ФОИВ принимают решения об образовании в пределах выделенных им ассигнований из штатной численности подразделений для решения задач в области защиты населения и территорий от ЧС.
в) ФОИВ, имеющие специально подготовленные и аттестованные в установленном порядке силы и средства для предупреждения и ликвидации ЧС, используют их в рамках РСЧС.
Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от ЧС(ст. 14).
Организации обязаны:
* планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организации и подведомственных объектов производственно-социального назначения от ЧС;
* планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организации и обеспечению жизнедеятельности работников организации в ЧС;
* обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации ЧС, обучению работников организации способам защиты и действиям в ЧС в составе невоенизированных формирований;
* создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о ЧС;
* обеспечивать организацию и проведение АСДНР на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации ЧС;
* финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от ЧС;
* создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
* предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от ЧС, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении ЧС.
Участие общественных объединений в ликвидации ЧС(ст. 15).
Общественные объединения:
могут участвовать в мероприятиях в области защиты населения и территорий от ЧС в соответствии с законодательством РФ и со своими уставами.
Они действуют под руководством соответствующих органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС. На эти органы возлагается ответственность за решение вопросов, связанных с перевозкой членов общественных объединений к зоне ЧС и обратно, организацией размещения, питания, оплаты труда, материально-технического, медицинского и других видов обеспечения их деятельности в ЧС.
Участники ликвидации ЧС от общественных объединений должны иметь соответствующую подготовку, подтвержденную в аттестационном порядке.
Привлечение ВС РФ, других войск и воинских формирований для ликвидации ЧС(ст. 16).
Порядок привлечения этих сил и средств определяется Президентом РФ в соответствии с законодательством РФ. Эти силы и средства должны быть специально подготовлены.
Применение сил и средств органов внутренних дел РФ при ликвидации ЧС(ст. 17).
При ликвидации ЧС силы и средства органов внутренних дел РФ применяются в соответствии с задачами, возложенными на органы внутренних дел законами и иными нормативными актами РФ и субъектов РФ.
Права граждан РФ в области защиты от ЧС(ст. 18).
1. Граждане РФ имеют право:
* на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения ЧС;
* в соответствии с планами ликвидации ЧС использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество ОИВС РФ, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от ЧС;
* быть информированным о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности; обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от ЧС;
* участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС;
* на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие ЧС;
* на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах ЧС;
* на бесплатное государственное социальное страхование, получение компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации ЧС;
* на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от ЧС, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;
* на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от ЧС, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.
2. Порядок и условия:
* государственного социального страхования, виды и размеры компенсаций и льгот, предоставляемых гражданам РФ в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Обязанности граждан РФ в области защиты населения и территорий от ЧС(ст. 19).
Граждане РФ обязаны:
* соблюдать законы и иные нормативно-правовые акты РФ, законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ в области защиты населения и территорий от ЧС;
* соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению ЧС;
* изучать основные способы защиты населения и территорий от ЧС, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;
* выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении ЧС;
* при необходимости оказывать содействие в проведении АСДНР.
Порядок подготовки населения в области защиты от ЧС определяется Правительством Российской Федерации (ст. 20).
Подготовка населения к действиям в ЧС осуществляется в организациях, в том числе в образовательных учреждениях, а также по месту жительства.
Подготовка руководителей и специалистов организаций, а также сил РСЧС для защиты от ЧС осуществляется в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в специальных учебно-методических центрах и непосредственно по месту работы.
Пропаганда знаний в области защиты от ЧС (ст. 21).
Пропаганда знаний в области защиты от ЧС обеспечивается органами управления, входящими в РСЧС, совместно с общественными объединениями, осуществляющими свою деятельность в области защиты и спасения людей, ФОИВ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями.
Для пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от ЧС могут использоваться средства массовой информации.
Финансирование целевых программ(ст. 22).
Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от ЧС, по обеспечению устойчивости функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Финансирование органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС (ст. 23).
Финансирование деятельности постоянно действующих органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.
Финансирование мероприятий по ликвидации ЧС (ст. 24).
Финансирование мероприятий по ликвидации ЧС проводится за счет средств организаций, находящихся в зонах ЧС, средств ФОИВ, соответствующих бюджетов, страховых фондов и других источников.
При отсутствии или недостаточности указанных средств для ликвидации ЧС выделяются средства резервного фонда Правительства РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
Создание и использование резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС(ст. 25).
Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения ЧС. Указанные резервы создаются ФОИВ, ОИВС, а также органами местного самоуправления.
Порядок создания и использования указанных резервов и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.
Государственная экспертиза (ст. 26) предполагаемых для реализации проектов и решений по объектам производственного и социального назначения и процессам, которые могут быть источниками ЧС или могут влиять на обеспечение защиты населения и территорий от ЧС, организуется и проводится специально уполномоченными ФОИВ и ОИВС в целях проверки и выявления степени их соответствия установленным нормам, стандартам и правилам и осуществляется в соответствии с законодательством РФ.
В случае необходимости, экспертиза предполагаемых для реализации проектов и решений по объектам производственного и социального назначения и процессам, которые могут быть источниками ЧС или могут влиять на обеспечение защиты населения и территорий от ЧС, может проводиться общественными объединениями и независимыми экспертами, а также специалистами международных экспертных организаций в порядке, установленном законодательством РФ.
Надзор и контроль в области защиты от ЧС (ст. 27).
Государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от ЧС проводятся в соответствии с задачами, возложенными на РСЧС в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению ЧС и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.
Государственный надзор и контроль в указанной области осуществляется ФОИВ и ОИВС РФ в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Ответственность за нарушение законодательства РФ в области защиты населения и территорий от ЧС (ст. 28).
Виновные в невыполнении или в недобросовестном выполнении законодательства РФ в области защиты населения и территорий от ЧС, созданий условий и предпосылок к возникновению ЧС, принятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях должностные лица и граждане РФ несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, а организации – административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Если международными договорами РФ установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве РФ в области защиты населения и территорий от ЧС, то применяются правила международных договоров РФ.
Глава IX посвящена заключительным положениям, где указывается, что:
· настоящий ФЗ вступает в свою силу со дня его официального опубликования;
· все другие законы и нормативные правовые акты, издаваемые нижестоящими органами власти приводятся в соответствие с данным ФЗ в течение двух месяцев со дня его вступления в силу.
Следует иметь в виду, что уже в настоящее время этот ФЗ нуждается в коррекции ряда положений:
· уточнения понятия «чрезвычайная ситуация»;
· включение полномочий Правительства РФ в части привлечения РСЧС к выполнению мероприятий ГО, определения порядка технического обследования зданий и сооружений;
· оповещения населения;
· расширение обязанностей организаций в части технического обследования зданий и сооружений, необходимости выполнения предписаний органов ГОЧС;
· обязанность создавать резервы финансовых и материальных ресурсов со стороны владельцев объектов;
· население должно получить право на страховую защиту от промышленных аварий и др.
Основная цель государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера:
· «обеспечение гарантированного уровня безопасности личности, общества и государства в пределах научно-обоснованных критериев приемлемого риска»;
· под приемлемым риском понимается тот риск, который гражданин, общество и государство, принимая решения о своей жизнедеятельности, считает допустимым в определенный период времени.
Следует более полно раскрыть роль государства и основные направления развития в области обеспечения безопасности своих граждан от природных и техногенных угроз.
Основные направления государственной политики в области защиты:
· развитие нормативной правовой и методической базы деятельности по защите населения и территорий;
· создание и применение методологии управления риском ЧС;
· комплексная оценка обстановки на всей территории страны;
· осуществление мер по предупреждению ЧС;
· подготовка страны к ликвидации ЧС;
· осуществление государственного контроля в области гражданской защиты;
· совершенствование единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС;
· всеобщее обучение населения действиям в ЧС;
· социальная защита населения, пострадавшего в ЧС;
· международное сотрудничество по вопросам защиты населения и территорий.
Создана единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), а также специальные силы и средства этой системы:
· наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды и обстановки на ПОО;
· ликвидация ЧС (они определены в выше рассмотренном законе).
Многие страны мира пришли к выводу, что для успешной борьбы с опасными природными явлениями, техногенными ЧС нужны целенаправленная государственная политика, единая государственная координирующая организационная система. Одной из первых на этот путь встала Россия.
Роль государства в обеспечении безопасности своих граждан от различного рода угроз (техногенных, природных, биолого-социальных, космических, военных и других) состоит в следующем.
1. Прежде всего, она состоит в создании системы соответствующих организационных структур. В России на всех уровнях образованы органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. Решением Правительства РФ (постановление от 5 ноября 1995 г. № 1113) создана единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС.
2. Важная роль принадлежит государству в деле создания специальных сил и средств ликвидации ЧС. Постановлением Правительства РФ (от 3 августа 1996 г. № 924) определен перечень сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС, часть из которых предназначена для наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, другая часть - это силы ликвидации ЧС.
3. В рамках государственной политики создается законодательная, нормативная, правовая и методическая база, регламентирующая вопросы защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, функционирования РСЧС и др. (см. рис. 4.1.10).
4. Особое внимание государство в современных условиях уделяет проведению активной научно-технической политики. В настоящее время принят и выполняется ряд важных научно-технических программ. Одной из таких программ является Государственная научно-техническая программа «Безопасность населения и народнохозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф» (ГНТП «Безопасность»).
5. С каждым годом усиливается материальная и финансовая поддержка мероприятий в области природной и техногенной безопасности со стороны государства. При этом речь идет не только о государственной помощи пострадавшему населению и районам бедствия, что само по себе крайне важно, но и о средствах, направляемых на предупреждение ЧС и смягчение их последствий. Вместе с тем следует отметить, что в современных условиях для реализации всех необходимых мероприятий одних только государственных средств не хватает. В связи с этим, важное значение приобретают вопросы внедрения экономических механизмов, обеспечивающих привлечение необходимых сил и средств.
6. Усиливается роль государства по расширению международного сотрудничества в области защиты населения и территорий от катастроф природного и техногенного характера. Открытость нашего государства позволяет осуществлять целенаправленную интеграцию РСЧС в складывающейся в Европе и мире системы предупреждения и ликвидации ЧС. Сотрудничество организуется путем заключения договоров и иных международных актов, создания совместной правовой базы по вопросам взаимной или коллективной заинтересованности, участия в работе крупнейших специализированных международных организаций.
7. Ведется большая научная работа по предупреждению ЧС, проведению анализа и оценки техногенных, природных и экономических рисков.