Число крупных катастроф (ЧС) на территории РФ в 1992-2000 г.г.

Год Число чрезвычайных ситуаций Пострадало людей Погибло людей
Всего Техногенного характера Природного характера Биолого-социальные и другие
- >6,8 тыс.
>18 тыс.
>51 тыс.
>52 тыс.
ок. 21 тыс.
>83 тыс.
>112,6 тыс.
1230+6 18,2 тыс.
955+5 (63,1%) (29,4%) 67+5 (8%)(0,5%) 11624 чел.
Всего за 9 лет 1000 + 5 ~375 тыс.
% 70,0 21,2 8,2 - -

 

Рис. 4.1.2Диаграмма составляющих чрезвычайных ситуаций

 

Рис. 4.1.3Доля погибших в результате ЧС, %

 

 

Рис. 4.1.4Доля пострадавших в результате ЧС, %

 

 

Рис. 4.1.5Распределение заявленного ущерба от ЧС, %

 

4.1.1. СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ФЗ «О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧС ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА»

Данный закон был принят 21.12.1994 г. (№ 68-ФЗ) и определяет общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан государства, иностранных граждан и лиц без гражданства, населения, находящихся на территории РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды (территории) от ЧС природного и техногенного характера.

Закон обязателен для всех уровней: федерального, регионального, территориального, местного самоуправления, а также всех предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области его защиты и территорий от ЧС.

Всего закон содержит 9 глав и 31 статью. Структура его приведена на рис. 4.1.6и4.1.7. Следует на некоторых из статей остановиться.

 

Глава I посвящена общим положениям, где в 7 статьях изложены:

1. Основные понятия: ЧС, предупреждение ЧС; ликвидация ЧС и зона ЧС.

2. Законодательство в РФ в области защиты населения и территорий от ЧС состоит: из настоящего ФЗ, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных и правовых актов РФ и ее субъектов.

3. Цели настоящего ФЗ: предупреждение возникновения и развития ЧС; снижение размеров ущерба и потерь от ЧС; ликвидация ЧС.

4. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) объединяет: органы управления, силы и средства ФОИВ, ОИВС РФ, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС (рис. 4.1.8и4.1.9) – можно представить для напоминания.

5. Определение границ зон ЧС осуществляется руководителями работ по ликвидации ЧС на основе классификации ЧС и по согласованию с соответствующими органами власти (и местного самоуправления), на территории которых сложились ЧС.

6. Гласность и информация в области защиты населения от ЧС.

 

Информацию в области защиты населения и территорий от ЧС составляют сведения о прогнозируемых и возникших ЧС, их последствиях, а также сведения о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на территориях.

Информация в области защиты населения и территорий от ЧС, а также о деятельности ФОИВ, ОГВС РФ, органов местного самоуправления и организаций в этой области является гласной и открытой, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Эти органы и администрация организации обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от ЧС и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших ЧС, о приемах и способах защиты населения от ЧС.

Сокрытие, несвоевременное предоставление, либо предоставление должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты на­селения и территорий от ЧС влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Порядок обеспечения населения и всех органов управления и организаций информацией в области защиты населения и территорий от ЧС устанавливается законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

 


 


 

 

 
 
Рис. 4.1.6Структура ФЗ № 68-ФЗ от 21.12.1994 г.

 


 

 

Рис. 4.1.8Система реагирования субъекта РФ на чрезвычайные ситуации


Рис. 4.1.9Федеральный уровень реагирования на ЧС


Силы и средства ЕГСПиЛ:

а) силы и средства наблюдения и контроля в составе:

· служб (учреждений) и организаций ФОИВ, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, за обстановкой на ПОО и прилегающих к ним территориях и анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения;

· формирований Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора РФ;

· ветеринарной службы Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ;

· служб (учреждений) наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) за качеством пищевого сырья и продуктов питания Комитета РФ по торговле и Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ;

· географической службы РАН, оперативных групп постоянной готовности Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и подразделений Министерства РФ по атомной энергии;

· учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля ГО;

б) силы и средства ликвидации ЧС в составе:

· военизированных и невоенизированных противопожарных, поисковых, аварийно-восстановительных, аварийно-спасательных, восстановительных и аварийно-технических формирований ФОИВ;

· формирований и учреждений Всероссийской службы медицины катастроф;

· формирований ветеринарной службы и службы защиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ;

· военизированных служб по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

· формирований ГО РФ территориального, местного и объектового уровней;

· специально подготовленных сил и средств Войск ГО РФ, других войск и воинских формирований, предназначенных для ликвидации ЧС;

· аварийно-технических центров Министерства РФ по атомной энергии;

· служб поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России;

· восстановительных и пожарных поездов МПС РФ;

· аварийно-спасательных служб и формирований ФС морского флота России (включая Государственный морской спасательно-координационный центр и спасательно-координационные центры) и речного флота России, других федеральных органов исполнительной власти.

 

7. Основные принципы защиты населения и территорий от ЧС (ст. 6):

· Мероприятия, направленные на предупреждение ЧС, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

· Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от ЧС проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения ЧС.

· Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от ЧС определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.

· Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых сложилась ЧС. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством РФ порядке привлекаются силы и средства ФОИВ.

· Непрерывное отслеживание обстановки за состоянием производства и своевременное информирование (мониторинг).

 

Глава II рассматривает полномочия различных органов власти в области защиты населения и территорий от ЧС.

Полномочия Президента РФ в области защиты населения и территорий от ЧС(ст. 8).

Президент РФ:

* определяет в соответствии со ст. 80 Конституции РФ и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от ЧС;

* вносит на рассмотрение СБ РФ и принимает с учетом его предложений решения по вопросу предупреждения и ликвидации ЧС, а также по вопросу ликвидации их последствий;

* вводит при ЧС в соответствии со статьями 56 и 88 Конституции РФ при обстоятельствах и в порядке предусмотренном федеральным и конституционным законом, на территории РФ или в отдельных ее местностях ЧП;

* принимает решение о привлечении при необходимости к ликвидации ЧС ВС РФ, других войск и воинских формирований.

Полномочия Федерального Собрания Российской Федерации в области защиты населения и территорий от ЧС(ст. 9).

Федеральное Собрание Российской Федерации:

* обеспечивает единообразие в законодательном регулировании в области защиты населения и территорий в ЧС;

* утверждает бюджетные ассигнования на финансирование деятельности мероприятий в указанной области;

* проводит парламентские слушания по вопросам защиты населения и территорий от ЧС.

 

Полномочия Правительства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от ЧС(ст. 10).

Правительство РФ:

* издает на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных актов Президента РФ постановления и распоряжения в области защиты населения и территорий от ЧС, обеспечивает их исполнение;

* организует проведение научных исследований в области защиты населения и территорий от ЧС;

* организует разработку и обеспечивает выполнение специальных федеральных программ в области защиты населения и территорий от ЧС;

* определяет задачи, функции, порядок деятельности, права и обязанности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от ЧС, осуществляет руководство единой государственной системой предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС);

* обеспечивает создание федеральных резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС, а также определяет порядок использования указанных резервов;

* устанавливает и контролирует процесс производства, режим хранения, условия перевозки и порядок использования радиоактивных и других особо опасных веществ, соблюдение при этом необходимых мер безопасности;

* устанавливает классификацию ЧС и полномочия исполнительных органов власти по их ликвидации;

* принимает решение о непосредственном руководстве ликвидацией ЧС и об оказании помощи в случае их возникновения;

* определяет порядок привлечения войск ГО РФ к ликвидации ЧС;

* определяет порядок сбора информации в области защиты населения и территорий от ЧС, порядок обмена указанной информацией между исполнительными органами государственной власти, а также органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС.