ВВЕДЕНИЕ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДЕМОГРАФИЯ

Е.Г. Пономарева, М.В. Брыкалова

Социально-экономический факультет

Литература

Заключение

Рост народонаселения в отдельно взятых государствах в значительной степени вносит элемент стихийности в их развитие, придает проблеме масштабность, глубину, необычайную остроту и настоятельность.

Ученые всех стран мира относятся к проблеме народонаселения с высокой степенью заинтересованности. Это вызвано, в первую очередь, потребностями развития экономики государства. Количество, структура населения оказывает решающее влияние на стратегию любого государства на рынке труда, инвестиционную и экономическую политику.

Становится очевидным, что не добившись стабилизации численности населения, невозможно достичь заметных результатов в решении других социально-экономических проблем государства.

Козлов В.И., Динамика численности народов, М., 2007г.

Население мира. Этно-демографический справочник, 2 изд., М., 2009

Население мира. Демографический справочник, М., 2009 г.

Бромлей Ю., Подольный P., "Человечество - это народы", М., 2009 г.

Акимов А.В., "Мировое население: взгляд в будущее", М., 2010 г.

Экономический словарь: Е.Г. Багудина – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 624

Барабанов В.В., Дюкова С.Е. География. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ.М,2010

http://www.topnews.ru/news_id_46093.html

http://ru.wikipedia.org

http://rui-tur.ru

 

Кафедра экономики и управления
в социальной сфере

(Для подготовки по специальности 100103
«Социально-культурный сервис и туризм»)

Москва – 2009

АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Социально-экономический факультет

Кафедра экономики и управления
в социальной сфере

 

Е.Г. Пономарева, М.В. Брыкалова

 

 

ДЕМОГРАФИЯ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

 

(Для подготовки по специальности 100103
«Социально-культурный сервис и туризм»)

 

Москва – 2009

Пономарева, Е.Г., Брыкалова, М.В. Демография : учебно-методический комплекс / Е.Г. Пономарева, М.В. Брыкалова. –
М. : Издательский дом «АТИСО», 2009 – 81 с.

 

 

В учебно-методическом комплексе приводятся рекомендации по изучению дисциплины «Демография». Данный курс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Министерства образования Российской Федерации и содержит учебную программу дисциплины, методические рекомендации по ее изучению, рекомендации для самостоятельной работы студентов, список рекомендуемой и дополнительной литературы, ссылки на источники в системе Интернет, темы для написания контрольных работ и вопросы к экзамену, а также задания и тесты в соответствии с учебной программой курса.

Учебно-методический комплекс предназначен для подготовки по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм».

 

 

Рецензентд-р. полит. наук, профессорЕ.К. Самраилова.

 

 

Утверждено ученым советом АТиСО 11 сентября 2009 г.

 

© Академия труда

и социальных отношений, 2009

© Пономарева Е.Г.,
Брыкалова М.В., 2009

 

 

Демография как наука изучает процессы воспроизводства народонаселения как во времени, так и территориально, с учетом географического расселения людей. При изучении демографии нужно учитывать, что демографические процессы находятся под воздействием всех общественных систем: от уровня экономики до состояния политической обстановки в стране. Существует неразрывная как прямая, так и обратная связь этих процессов. При низкой рождаемости и при уменьшении доли численности молодежи в составе всего населения становится актуальной проблема старения населения, что приводит к обострению налогового бремени у работающего «молодого» населения, необходимо решать вопросы обновления кадров и кризисной ситуации, складывающейся на рынке труда.

Знание законов развития демографических процессов дает полную картину в различных сферах и видах деятельности. Например, управление экономическими структурами требует умения прогнозировать количество, качество и характер хозяйственно-экономического рынка товаров и услуг, структуру спроса населения, а как это сделать без тех же знаний о самом населении, принимая во внимание его пол, возраст, состав и численность.

В организации работы студентов значительное место отводится обучению их правильно понимать и уметь анализировать демографическую и статистическую информацию, а так же применять ее в их будущей работе, что необходимо современному специалисту.

Программа курса «Демография» органично связана и дополняет исследовательский аппарат таких учебных дисциплин, как: экономическая теория, общая социология, статистика, социология труда, социальная политика и др.