Инжиниринг трафика различных классов

При решении задачи инжиниринга трафика мы считали, что все потоки трафика предъявляли одинаковые требования к качеству обслуживания. То есть пользо­вателей сети удовлетворяло, что все потоки обслуживаются с заданной средней скоростью (она, естественно, у каждого потока своя, отличающаяся от других).

Более реальной является ситуация, когда у каждого пользователя сети имеется несколько классов трафика, и эти классы отличаются разными требованиями к качеству обслуживания. Мы уже обсуждали эту проблему при рассмотрении во­просов резервирования ресурсов.

Методы ТЕ, учитывающие наличие в сети трафика с различными требованиями QoS, решают проблему точно так же, как и методы резервирования ресурсов от­дельных узлов. Если у нас имеется, например, два класса трафика, то мы задаем­ся двумя уровнями максимального использования ресурсов.

Для достижения такого результата с каждым ресурсом должно быть связано два счетчика свободной пропускной способности — один для приоритетного трафика, второй для эластичного трафика. При определении возможности прохождения маршрута через конкретный ресурс для приоритетного трафика средняя интен­сивность нового потока должна сравниваться со свободной пропускной способ­ностью для приоритетного трафика.

Если свободной пропускной способности достаточно и новый поток будет про­ходить через данный интерфейс, то значение средней скорости передачи данных для нового потока необходимо вычесть как из счетчика загрузки приоритетного трафика, так и из счетчика загрузки эластичного трафика, так как приоритетный трафик всегда будет обслуживаться перед эластичным и создаст дополнительную нагрузку для эластичного трафика. Если же задача ТЕ решается для эластичного трафика, то его средняя скорость передачи данных сравнивается со свободной пропускной способностью счетчика эластичного трафика и в случае положитель­ного решения значение этой скорости вычитается только из счетчика эластично­го трафика, так как для приоритетного трафика эластичный трафик прозрачен.

Модифицированные протоколы маршрутизации должны распространять по сети информацию о двух параметрах свободной пропускной способности — для каж­дого класса трафика отдельно. Если же задача обобщается для случая передачи через сеть трафика нескольких классов, то, соответственно, с каждым ресурсом должно быть связано столько счетчиков, сколько классов трафика существует в сети, а протоколы маршрутизации должны распространять вектор свободных пропускных способностей соответствующей размерности.

Выводы

Качество обслуживания в его узком смысле фокусирует внимание на характеристиках и мето­дах передачи трафика через очереди коммуникационных устройств. Методы обеспечения ка­чества обслуживания занимают сегодня одно из важнейших мест в арсенале технологий сетей с коммутацией пакетов, так как без их применения невозможна работа современных мульти­медийных приложений, таких как IP-телефония, видео- и радиовещание, интерактивное дис­танционное обучение и т. п.

Характеристики QoS отражают отрицательные последствия пребывания пакетов в очередях, которые проявляются в снижении скорости передачи, задержках пакетов и их потерях.

Приоритетные и взвешенные очереди, а также резервирование и обратная связь позволяют гарантировать качество обслуживания для чувствительного к задержкам и эластичного тра­фика.

Алгоритм скользящего окна обеспечивает не только надежную передачу пакетов, но и являет­ся эффективным средством обратной связи.

Архитектура основанной на резервировании системы поддержания качества обслуживания вклю­чает:

□ механизмы очередей;

□ протоколы резервирования, позволяющие автоматически выделять необходимые ресурсы для «сквозного» потока;

□ средства кондиционирования трафика, выполняющие классификацию, профилирование и формирование трафика.

Методы инжиниринга трафика состоят в выборе рациональных маршрутов прохождения пото­ков через сеть. Выбор маршрутов обеспечивает максимизацию загрузки ресурсов сети при одновременном соблюдении необходимых гарантий в отношении параметров качества обслу­живания трафика.