Миграция населения в России: география миграций, направления и задачи миграционной политики.

Миграция населения: понятие, классификации, причины.

Общемировые тенденции демографического развития: проблемы и перспективы XXI века.

В современном миредемографические фактороказывают существенное влияние на экономику и политику любой страны. На планете огромное количество различных проблем. Это и ядерная опасность, и экологическое загрязнение, и дефицит продовольствия, и недостаток энергоресурсов. Но демографическая проблема является в этом ряду наиболее существенной. От ее решения зависит путь развития человечества в дальнейшем.
Лавинообразный рост населения на земле по историческим меркам начался не очень давно. Всего три века назад людей насчитывалось всего около 800 тысяч, а в начале двадцатого века их было уже 2 млрд. Но вот с середины двадцатого века, когда был пройден рубеж в 3 млрд., по 2000 год их число выросло в два раза, то есть достигло 6 млрд. Если такие темпы сохранятся, то к 2025 году людей уже будет 8 млрд.
Для обеспечения всем необходимым население выпускается огромное количество продовольствия и товаров. На это работают фабрики, заводы, вырубаются леса, вычерпываются и перерабатываются миллиарды тонн полезных ископаемых. Ущерб природе, нанесенный деятельностью человечества, описанию поддается, но осмысливается с трудом. Оно, человечество, само может загнать себя в экологический тупик.
Современные демографические тенденции представляют собой глобальные проблемы. Прежде всего, потому, что стремительный рост происходит в странах Азии, Африки и Латинской Америки, которые не способны в достаточной мере обеспечить свое население не только минимальными благами цивилизации, но и продовольствием. Причем рождаемость наиболее высока там, где население в большинстве своем неграмотно, очень низок уровень экономического и социального развития. В то же время обратная тенденция наблюдается в высокоразвитых странах; там налицо сокращение рождаемости.
В условиях неуклонного прогрессирующего роста населения планеты на первый план выходят вопросы обеспечения человечества природными ресурсами и экология. Интересные данные приводят эксперты ООН. По их данным, при удовлетворении запросов на уровне, соответствующем западному обществу, энергии и сырья будет достаточно только одному миллиарду человек. Серьезнейшую проблему представляет все увеличивающееся количество голодающих на планете. Сейчас по приблизительным данным голодает не менее 650 млн. человек. И тенденция только к увеличению. Однако за все большим числом рождающихся людей умершие от голода остаются незамеченными.
Недостаток ресурсов у одних и избыток у других обуславливают все увеличивающуюся миграцию населения. Наибольшее число эмигрантов направляется в США и Западную Европу. И развитые страны, ранее с большой охотой принимавшие новую рабочую силу, в настоящее время под давлением профсоюзных движений, а где-то и националистических, стали вводить все большие ограничения на въезд эмигрантов. Тому есть несколько причин, среди которых главным является нежелание вновь прибывших внедряться в культуру принимающей страны. Да и демографическую ситуацию эмигранты решают односторонне.
Все эти тенденции показывают, что человечество находится очень далеко от решения демографических проблем на Земле. На этом пути в силу различных проблем экономического, религиозного и культурного плана у руководителей стран пока единства нет.

 

Под миграциями населения следует понимать любые его перемещения, связанные с переменой места проживания (изменение государства, области или населенного пункта, в котором живет то или иное лицо, семья или другая, более обширная общность людей). Главный признак миграций населения - перемена людьми места проживания, которая может иметь постоянный, длительный или временный характер.

Основные виды – безвозвратная (перемена постоянного места жительства) и временная (отъезд на работу по долгосрочному договору, учебу, служба в армии). Особый вид - сезонные миграции на время сельскохозяйственных работ, сезон строительных работ и т.д. Выделяют маятниковую - регулярные передвижения населения из одного населенного пункта на работу или учебу и обратно. Эпизодические– нерегулярные по времени и необязательно по одним и тем же направлениям. Это деловые, туристические и т.п.

По направлениям - внешние и внутренние. Критерием является пересечение административных или государственных границ. Перераспределение населения между странами и континентами - это внешняя миграция. Миграционный поток, идущий из страны -эмиграция, приток населения в страну - иммиграция. Перемещение населения внутри страны - внутренняя миграция. Различают внутрирайонные (в границах определенной административно-территориальной единицы) и межрайонные потоки. Внутренние миграции сопряжены с перераспределением населения по территории.

По уровню организации - организованные (при посредничестве государства и неправительственных организаций) или самодеятельные.

По характеру, причинам возникновения выделяют миграции добровольные, вынужденные, принудительные миграции.

По целям миграции подразделяют на трудовые, учебные, рекреационные, военные, в поисках убежища.

Процесс миграций состоит из трех основных фаз: а) формирования потока мигрантов (мобильности) в местах их выхода. Принятие решение о миграции, его правильность, зависит от многих факторов, среди которых информация о предполагаемых местах вселения, путях передвижения; б) собственно перемещения мигрантов и в) адаптации к новому месту жительства в районах вселения. Превращение мигранта в новосела, а новосела - в старожила.

В основе миграции лежит действие факторов, которые объединяют в три основные группы: - Неуправляемые, постоянно действующие факторы, к ним относят природно-климатические условия, транспортно-географическое положение. - Неуправляемые переменные факторы, воздействие которых во времени стационарно - демографические, этнические, уровень освоенности территории. - Регулируемые, переменные, к которым относится комплекс условий жизнедеятельности населения - политических, социально-экономических (увеличение заработной платы, льготы), экологические.

 

Основными целями Государственной миграционной политики Российской Федерации является преодоление негативных последствий миграционных процессов, регулирование миграционных потоков, создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов, обеспечение баланса прав и законных интересов коренного населения, мигрантов и лиц, ищущих убежища на территории России.
При реализации миграционной политики перед федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, общественными объединениями стоят следующие задачи:
1) в политической и государственно-правовой сфере:
выработка государственных мер раннего предупреждения конфликтов в регионах, связанных с притоком мигрантов, их обустройством и интеграцией в местную среду;
достижение согласия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации о разграничении полномочий по вопросам регулирования миграционных процессов и допустимых инструментах реализации миграционной политики;
принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации для ликвидации имеющихся пробелов в сфере регламентирования миграционных процессов, свободы передвижения, выбора места жительства и пребывания граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, использования иностранной рабочей силы;
разрешение противоречий между федеральными законами, нормативными правовыми актами Федерации и законами, нормативными правовыми актами субъектов Федерации, регулирующими миграционные процессы и смежные вопросы;
согласование интересов Российского государства и субъектов Федерации при разработке и реализации миграционных программ и принятии оперативных мер, затрагивающих интересы мигрантов;
защита и обеспечение законных прав и интересов мигрантов;
снятие противоречий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации в области миграционной политики путем согласительных процедур на основе Конституции Российской Федерации, конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, а также соответствующих договоров и соглашений между субъектами Российской Федерации;
2) в социально-экономической сфере:
регулирование миграционных процессов с учетом социально-экономической ситуации в регионах, уделяя особое внимание ситуации на рынках труда, жилья, развитию социальной, культурно-бытовой и инженерной инфраструктуры;
создание условий для приема и размещения мигрантов, их обустройства;
учет миграционной нагрузки отдельные регионы при формировании федерального бюджета и бюджетов субъектов;
учет традиций хозяйствования и природопользования, экологической обстановки при регулировании миграционных потоков в регионах;
рациональное использование трудового потенциала, опыта хозяйственной деятельности и квалификации мигрантов;
разработка и реализация региональных и межрегиональных программ социально-экономического развития;
развитие государственных систем коммуникации и информации в целях информирования потенциальных мигрантов о ситуации в регионах;
содействие общественным организациям мигрантов;
3) в области внешней политики:
выработка и осуществление на межгосударственном уровне механизмов решения проблем беженцев, лиц, ищущих убежище, и вынужденных переселенцев;
сотрудничество государств - бывших республик СССР в предотвращении и мирном разрешении этнополитических и региональных конфликтов;
заключение межгосударственных договоров и соглашений Российской Федерации по регулированию межгосударственных миграций и обмене соответствующей информации с заинтересованными странами происхождения мигрантов, прибывающих в Россию;
присоединение России к межгосударственным соглашениям о правах трудящихся - мигрантов;
достижение межгосударственных и межправительственных договоренностей Российской Федерации (в первую очередь с сопредельными государствами) по упрощению приграничной торговли.

Страна четко поделилась на две зоны — притока (Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Уральский экономические районы; Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края Северо-Кавказского региона; южные районы Сибири) и оттока населения (Европейский север, северные районы Восточной Сибири, Дальний Восток). Эта пространственная картина миграций, по мнению специалистов, сохранится и в обозримой перспективе.