Надо действовать по принципу: «здесь, сегодня, сейчас». Не откладывать решение творческой задачи «на потом», не медлить, не лениться, а смело устремляться навстречу препятствию.

Количество предлагаемых задумок должно быть как можно большим. Количество идей имеет тенденцию в конце концов переходить в качество.

Поощряется свободное и даже необузданное ассоциирование: чем более фантастичным кажется замысел, тем лучше.

По этому поводу очень точно высказался Л. Леонидов, описывая свой опыт работы со студентами ГИТИСА: «У нас часто говорят: «Позвольте, я еще не успел, чего-то не сделал, у меня это дойдет, я это сделаю, я об этом потом подумаю». Нет хватки, нет быстроты, нет сообразительности, нет быстрого разрешения предлагаемых обстоятельств. А если это надо моментально сделать? Лошадь, которая берет барьер, подходит к нему и сразу перепрыгивает, а если она начинает около барьера танцевать, то она его не перепрыгнет».

Говоря о воображении мы, по мнению психологов, должны оперировать понятиями «легкость», «гибкость», «оригинальность». Необходимо разобраться, что это такое, как эти качества проявляются при выполнении заданий тренинга. ■

Леонов, Л.М. Воспоминание, статьи, беседы, переписка... -М., 1960. - С.455.

Легкость проявляется в скорости выполнения упражнения. За один и тот же промежуток времени кто-нибудь из участников тренинга может придумать несколько решений творческой задачи, тогда как все остальные только по одному. Это говорит о легкости работы его воображения, но еще не свидетельствует о его качестве.

Гибкость- количество переключений с одного класса объектов на другие. На вопрос: «Сколько употреблений можно придумать для жестянки из-под консервов?», выполняющий задание называет кастрюлю и чашку. При оценке легкости это два разных ответа. Но и кастрюля, и чашка - сосуды, в которые наливают жидкость. Значит, при оценке гибкости ответы учитываются как один, поскольку здесь нет переключения с одного класса объектов на другой. Ведь можно придумать, к примеру, такие применения консервной банке -музыкальный инструмент - маленький барабан, шкатулка, игрушечный кораблик, плафон для электролампочки, новомодная сумочка и т.д.

Оригинальность оценить труднее всего. В психологии оригинальность оценивается по частоте данного ответа в однородной группе (участники одной тренинговой группы). Важна уникальность, неповторимость решения. Но «оригинальной» может быть и бессмыслица, и безвкусица. Против отождествления оригинальности с художественным произволом и пустым манерничаньем выступал В.Ф. Гегель, Он считал, что подлинная оригинальность одушевлена глубочайшим человеческим содержанием, уникальностью личности художника и уже, как следствие, самобытностью его приемов деятельности, формы выражения.

Надо помнить, что о творческом потенциале личности следует судить очень осторожно. Ни одна методика, ни один критерий оценки не может быть возведен в абсолют и являться решающим. Психологи, изучавшие творческие процессы, пришли к выводу, что интенсивная творческая мыслительная деятельность развертывается обычно при особом стимулировании эмоционально - волевой активности субъекта.Например, в экстремальной ситуации, или в момент каких-то сугубо личных переживаний, или... словом, «тайна сия велика». Как, когда, в результате чего приходит озарение, наверное, никогда не будет понято до конца.

Таким образом, если силы творца не будет мобилизованы, то и нельзя обнаружить творческий потенциал. Тренинг не всегда может стимулировать такую активность. Но дело не только в этом. Многие талантливые люди отличаются тем, что дают решение даже волнующих их проблем не сразу, а через какой-то период времени. Такую, как бы задержанную реакцию, французы называют «остроумие на лестнице».

Надо учитывать также, что способности развиваются в процесс достаточно длительного, системного и комплексного обучения. Ни один вид тренинга, даже самого эффективного, не может заменить чтения художественной литературы, влияющего на развитие воображения, самостоятельной работы студента. Самый верный путь анализа способностей - это выявление динамики успехов в процессе обучения. Не отрицая правомерности количественной характеристики способностей, необходимо подчеркнуть, что главное - их качественное своеобразие.

При разработке тренинга нами были использованны некоторые механизмы синектики, предназначенные для оптимизации творческих процессов. Слово «синектика» образовано от греческого корня, оно означает соединение различных элементов. Теория синектики применяется при объединении различных индивидов в группу и сознательного использования подсознательных психологических механизмов, имеющихся в человеческой творческой деятельности. Механизмы синектики увеличивают вероятность успеха, когда необходимо творчество. Они как бы увлекают человека в психологическое состояние, благоприятное для творчества.

Синектичеекий процесс включает: